» » » » Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939


Авторские права

Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Харвест, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939
Рейтинг:
Название:
Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939
Издательство:
Харвест
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
985-13-1622-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"

Описание и краткое содержание "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемой книге рассматриваются события, связанные с двумя противоположными тенденциями в международной политике 1920-х и 1930-х годов.

Суть первой в том, что после Великой войны 1914―1918 гг. правительства стран Антанты всерьез мечтали о Великом мире. Выйдя победителями из чудовищной бойни, разоружив своих бывших противников, они полагали, что в дальнейшем смогут решать споры между собой путем переговоров. Поэтому они создали Лигу Наций, пошли на серьезные количественные и качественные ограничения своих сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.

Суть второй тенденции сводилась к тому, что вопреки благим намерениям руководства великих держав, за двадцать лет в мире про-изошли свыше тридцати военных конфликтов и локальных войн. Здание международного мирового порядка настойчиво поджигалось с разных сторон. В конце концов, разгорелся пожар новой всемирной бойни, еще более масштабной и жестокой, чем первой.

Обе эти тенденции подробно рассмотрены в данной книге на материале фактов, связанных с развитием и применением военно-морских флотов великих и второстепенных морских держав.






Поставки из СССР шли по так называемому Синцзяньскому тракту (3500 км), от Сары Озек в Казахстане до Сяньяна в провинции Каньсу. Воздушные мосты проходили по линиям Сары Озек — Хами — Ланьчжоу, либо Иркутск — Улан-Батор — Далань — Дзадагад — Ланьчжоу.

Американское и британское оружие доставлялось частично через Индокитай (до 6 июля 1940 года) по железной дороге Хайфон — Лаокай — Куньмин), а с января 1939 года — по созданной с большим трудом Бирманской дороге (3379 км): Рангун — Мандалай — Лашио — Куньмин.

Оба этих пути — Синьцзянский и Бирманский — находились далеко за пределами досягаемости японской авиации.

Глава 25. ДЕЙСТВИЯ ФЛОТОВ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ВОЙНЫ (ФЕВРАЛЬ — НОЯБРЬ 1939 г.)

После захвата Кантона и Ханькоу, японское правительство 22 декабря 1938 года предложило Чан Кайши заключить мир на своих условиях а) признание Маньчжоу-Го; б) вступление Китая в антикоминтерновский пакт; в) согласие на размещение японских гарнизонов в ряде городов и портов Китая; г) создание антикоммунистической зоны» во Внутренней Монголии; д) самое тесное «сотрудничество» в деле разработки китайских природных богатств.

Для Китая все эти условия были неприемлемы, поэтому китайский лидер их отверг.

Такой поворот событий обеспокоил японцев, ибо положение их армии в Китае было не из лучших. После наступления на Ханькоу многие дивизии имели едва ли 50 % личного состава, а вновь призванные рекруты еще не прошли курс обучения и не могли успешно действовать в широкомасштабных наступательных операциях.

Вследствие деятельности партизанских отрядов, организованных большей частью коммунистами (под конец 1938 — в начале 1939 года они насчитывали свыше 180 тысяч человек), трещала по швам система снабжения японской армии, которой приходилось выделять значительные силы для обеспечения тылов.

Правда, благоприятным фактором для японцев стал внутренний раскол в партии Гоминьдан и рост революционных настроений в китайском обществе, вызванный непрерывными военными поражениями. Сторонник сговора с Японией, вице-премьер Ван Циньвэй бежал 29 декабря в Шанхай, где стал открыто сотрудничать с агрессором. Его предательство в определенной мере дезорганизовало армию и местную администрацию.

Однако центральное правительство, вместо того, чтобы энергично противостоять предателям и саботажникам, использовало временное затишье на фронте для организации весной 1939 года нового наступления против коммунистов.

В такой ситуации японское военно-политическое руководство решило предпринять новую операцию с целью политического давления на центральное правительство Китая. Одновременно оно развернуло яростную антиевропейскую кампанию под лозунгом «создание нового порядка в Восточной Азии»).

Тотальная блокада побережья

Японцы создавали все новые препятствия для торгово-экономической деятельности великих держав в Китае. Помимо этого, они старались подорвать престиж европейцев в глазах китайцев путем устроения разного рода инцидентов.

Так, много шума вызвало блокирование американских, британских и французских кораблей, находившихся в верховьях Янцзы и в ее притоках.

Еще во время наступления на Ханькоу, в июне 1938 года, японцы почти полностью перекрыли возможности снабжения этих канонерок. Лишь эпизодически до них добирались отдельные суда, которым японцы чинили всяческие препятствия на пути, запугивая минными полями, авианалетами и возможными «ошибками». Наконец, в январе 1939 года японцы предложили западным союзникам увести заблокированные корабли в Шанхай. Этим предложением воспользовались американские канонерки «Luzon» и «Моnосасу», а также французская «Francis Gamier» (вторая французская канонерка «Doudart de Lagree» пришла в Шанхай лишь 20 ноября 1939 г.). Их переход в Шанхай под эскортом трех японских эсминцев и эскадрильи гидросамолетов больше напоминал конвоирование арестованного, нежели охрану от китайского нападения.

Командование британского флота из соображений престижа отказалось выводить свои корабли и начало долгие переговоры с японским командованием об юридическом оформлении соответствующих прав в этом районе. В конечном итоге британские канонерки ушли с Янцзы в Гонконг только после начала войны с Германией, 3 сентября 1939 года.

Следующей провокацией Японии, на этот раз нацеленной против Франции, хотя официально она была представлена как дальнейшая реализация плана полной изоляции Китая от внешней торговли морским путем, стал захват Хайнаня. Этот остров (34 тыс. кв. км., 2 млн. населения) лежит в восточной части Тонкинского залива, как раз на линии коммуникаций, соединяющих Сингапур с Гонконгом. Его отделяет от континента (конкретно, от полуострова Личжоу) пролив шириной всего лишь 28 км.

Японские десантные войска (более 20 тысяч солдат) высадились с транспортных судов в портах южного Китая (в том числе в Кантоне), откуда под прикрытием кораблей 2-го флота (авианосец, 3 легких крейсера, несколько эсминцев, флотилия малых сторожевых кораблей), двинулись в первой декаде февраля к острову. Оборону последнего осуществляли всего лишь два полка территориальной обороны и отряды местного ополчения.

Захват острова происходил в два этапа.

10 февраля транспортные суда вошли в пролив и высадили десантные подразделения на северном берегу острова, к западу от города Цзюньчжоу. Высадке предшествовала бомбардировка прибрежной местности авиацией и обстрел корабельной артиллерией. Первая из высадившихся колонн захватила Цзюньчжоу, вторая порт Хайкоу, третья двинулась вглубь острова.

Второй этап начался 15 февраля высадкой десантных частей в южной части острова, с юго-востока от залива Юлинькан. Отсюда японские колонны двинулись вдоль берега на запад и восток. Захват Хайнаня произошел почти без борьбы при ничтожном сопротивлении китайцев (во время боев за Цзюньчжоу погибли 195 китайских солдат).

Японские потери в личном составе и технике были невелики, лишь во время высадки китайская артиллерия повредила 2 транспортных судна и потопила большую баржу с солдатами.

Японское военно-морское командование утверждало, что захват Хайнаня ничем не затрагивает интересов европейских держав в этом регионе. Но в действительности этот факт означал нарушение договоров относительно статуса острова Хайнань, заключенных Японией, Великобританией и Францией с Китаем в 1897 и 1907 годы. Хайнань в скором будущем должен был превратиться в японскую военно-морскую и авиационную базу.

Несмотря на то, что захват этого острова явно создавал угрозу для Сингапура (т. е. для Великобритании), Индокитая (для Франции) и Филиппин (для США), он не вызвал действенных контрмер со стороны великих держав, ограничившихся формальными протестами.

***

В марте 1939 года в водах Южно-Китайского моря были сосредоточены значительные силы японского флота (1 авианосец, 3 тяжелых и 4 легких крейсера, 12 эсминцев, 10―12 вспомогательных судов). 31 марта с помощью этих сил японцы аннексировали острова Спратли (Наньша), включив их в состав японской империи.



Японский десант на остров Хайнань

Данная акция стала открытым вызовом в первую очередь Великобритании. Сами острова не представляли никакой ценности с точки зрения экономики (необитаемые скалы, окруженные коралловыми рифами), но с точки зрения стратегического расположения (внутри британского «треугольника безопасности» — Гонконг — Сингапур — Порт-Дарвин) они могли служить удобной воздушной и морской базой, угрожающей северной части Борнео, Малайскому архипелагу и Филиппинам.

В начале мая 1939 года Япония направила ноту западным державам, в которой потребовала выгодных для себя изменений в статусе шанхайской международной концессии и полного контроля над международной концессией на острове Куланьсу (Kulangsu).

Но в этот раз союзники проявили решительность. 17 мая американские, британские и французские воинские части заняли территорию шанхайской концессии, а корабли этих стран вошли в воды залива Амой и на следующее утро высадили три десанта, каждый равный по силе японскому десанту.

Сначала японцы проигнорировали эту демонстрацию силы, но когда они попытались подвергнуть досмотру стоявшие в порту британские суда, то чуть не произошло столкновение эсминца «Duchess», который помешал досмотру английского парохода, с японским крейсером (эсминец встал между ним и пароходом).

Жесткие действия великих держав привели к тому, что японцы оставили занятые территории. В отместку они усилили контроль над судоходством, задерживая и подвергая досмотру британские и французские суда, а также производя аресты среди пассажиров и членов судовых экипажей. Одновременно 14 июня они установили блокаду британской и французской концессий в Тяньцзине, на территории которых укрылись четверо китайских партизан, убивших одного из местных предателей, сотрудничавших с японцами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"

Книги похожие на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Тарас

Анатолий Тарас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"

Отзывы читателей о книге "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.