Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Описание и краткое содержание "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать бесплатно онлайн.
В предлагаемой книге рассматриваются события, связанные с двумя противоположными тенденциями в международной политике 1920-х и 1930-х годов.
Суть первой в том, что после Великой войны 1914―1918 гг. правительства стран Антанты всерьез мечтали о Великом мире. Выйдя победителями из чудовищной бойни, разоружив своих бывших противников, они полагали, что в дальнейшем смогут решать споры между собой путем переговоров. Поэтому они создали Лигу Наций, пошли на серьезные количественные и качественные ограничения своих сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.
Суть второй тенденции сводилась к тому, что вопреки благим намерениям руководства великих держав, за двадцать лет в мире про-изошли свыше тридцати военных конфликтов и локальных войн. Здание международного мирового порядка настойчиво поджигалось с разных сторон. В конце концов, разгорелся пожар новой всемирной бойни, еще более масштабной и жестокой, чем первой.
Обе эти тенденции подробно рассмотрены в данной книге на материале фактов, связанных с развитием и применением военно-морских флотов великих и второстепенных морских держав.
Италия направила сюда «Восточно-азиатскую группу» (легкий крейсер «Montecuccoli», минный заградитель и речную канонерку), Португалия — речную канонерку «Macau»[63].
Возможное столкновение с этими силами было для японцев крайне нежелательно, поэтому они официально заявили о том, что не собираются перекраивать существующие в Китае сферы влияния.
В надвигавшемся вооруженном конфликте императорскому флоту были поставлены следующие задачи: а) уничтожение соединений и отдельных кораблей китайского флота; б) осуществление десантных операций на морском побережье и на реках; в) охрана морских и речных конвоев; г) траление мин; д) поддержка сухопутных войск.
ГЛАВА 24. ДЕЙСТВИЯ ФЛОТОВ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ВОЙНЫ (АВГУСТ 1937 — ОКТЯБРЬ 1938 гг.)
Чтобы создать повод для войны, японская военщина спровоцировала вооруженный инцидент в городке Люгоуцзяо, в 12 км к юго-западу от Пекина.
В ночь с 7 на 8 июля под предлогом «учений», подразделения японского гарнизона обстреляли размещенный в этом районе китайский пехотный полк. Утром японцы заявили, что, дескать, это китайцы стреляли по ним и пошли в атаку на китайские казармы. Однако она не принесла желаемого результата. Тогда японцы предложили китайцам перемирие, а сами стали готовиться к серьезным боям.
Собрав необходимые силы (40 тысяч солдат, до 120 орудий, 150 танков и бронемашин, около 120 самолетов), японцы начали массированное наступление. 30 июля они захватили Пекин, на следующий день взяли Тяньцзинь и Таку, после чего двинулись вдоль железнодорожных линий на запад и юг.
Конечной целью этого наступления с севера являлся захват провинций Хубэй, Шаньдунь, Шанси, Сычуань, Чжахар и создание на их территории марионеточного государства. Овладение к концу июля районом Пекин Тяньцзинь ускорило начало операции на шанхайско-нанкинском направлении, где решающую роль призван был сыграть императорский флот.
Взятие ШанхаяПриказ о штурме Шанхая тоже предварил спровоцированный японцами 9 августа вооруженный инцидент в районе аэродрома Хунчжао, во время которого погибли офицер и матрос из японского отряда, расквартированного в международной концессии.
Японцы заявили, что в качестве «наказания» за это убийство, они захватят город силами данного отряда (около 2 тысяч солдат) при поддержке десанта морской пехоты (4 тысячи солдат), который высадился 11 августа с кораблей 3-го флота в шанхайском районе Хонгкью (Hongkiu).
Шанхай должен был стать плацдармом для похода к Нанкину — в том случае, если правительство Чан Кайши не согласится на отторжение северных провинций Китая в форме очередного марионеточного государства.
Как уже упоминалось выше, японские силы в Шанхае были расквартированы на территории международной концессии (район Хонгкью и район Янцзепу), а также в казармах возле Северного вокзала. Эта территория была неудобной в оперативном отношении, для улучшения положения требовалось овладеть территорией к востоку от железнодорожной линии Шанхай — Усун.
Китайские власти по соглашению от 5 мая 1932 года держали в городе лишь охранные подразделения (около 10 тысяч солдат). Поэтому в ожидании столкновений оно перебросило сюда две исходные дивизии (№ 87 и № 88). 12―13 августа эти части заняли позиции в районе Северного вокзала, а также к северу от кварталов Хонгкью и Янцзепу, и в порту Усун.
На аэродромах, расположенных вокруг Шанхая и Нанкина, были сосредоточены до 100 китайских военных самолетов, которые составили 3 авиагруппы.
Одновременно в Шанхай прибыли все корабли 1-й эскадры (из Фучжоу) и часть кораблей 3-й эскадры (из Циндао; при этом для блокирования входа в Циндао китайцы затопили на фарватере старые канонерки «Czu Ju» и «Jung Hsiang» вместе с миноносцем «Tung An»).
Вскоре, однако, корабли обеих эскадр, ввиду подавляющего перевеса флота и авиации противника, отошли вверх по Янцзы (крейсеры, миноносцы, большинство канонерок) и вверх по Хуанпу (сторожевик, несколько торпедных катеров).
Возле Шанхая находились уже более 50 японских кораблей. Чтобы преградить им путь вверх по рекам, 11 августа в районе Цзянцзин (в 160 км к западу от Шанхая), а тремя днями позже на траверзе французской концессии, китайцы затопили более 60 старых военных кораблей, коммерческих судов и джонок.
В частности, возле Цзянцзина были затоплены списанные крейсеры «Hai Czi», «Hai Czou», «Hai Jung», «Hai Sben», «Tung Czi», плавбазы гидросамолетов «Ten Szeng» и «Nei Szeng. Кроме них, водную преграду составляли 28 грузовых судов. На реке Хуанпу китайцы затопили 6 японских пароходов, реквизированных ими в Шанхае, а также 20 больших джонок.
В шанхайский порт вошли и стали на якорь возле международной и французской концессий британские корабли (тяжелые крейсеры «Cumberland» и «Suffolk», легкий крейсер «Danae», 5 эсминцев), американские (тяжелый крейсер «Augusta», одна канонерка) и французские (2 канонерки).
***Бои начались 13 августа, около 10.00, с атаки японской морской пехоты на китайские позиции к северо-западу от Северного вокзала. На следующий день обе стороны ввели в бой авиацию. 15 августа китайцы произвели массированный налет (около 40 самолетов) на японские позиции в международном квартале и на корабли, стоявшие на реке.
Однако слабая подготовка пилотов привела к тому, что большая часть сброшенных бомб взорвалась в жилых районах, вызвав значительные жертвы среди мирного населения (около 500 убитых и 900 раненых). Лишь несколько бомб упали среди кораблей, повредив эсминец и канонерку.
Уже на следующий день, в ответ на китайский налет, вице-адмирал Хасегава перевел авианосец «Kaga» поближе к порту Усун, благодаря чему японцы добились полного господства в шанхайском небе.
На земле их дела шли менее успешно. Здесь китайские контратаки остановили наступление японцев. Если бы не артиллерийская поддержка с кораблей, вошедших в Хуанпу и ставших на якорь вдоль набережной квартала Хонгкью, то подразделения морской пехоты были бы сброшены в реку.
На ее правом берегу, в китайском квартале Путун (Putung), заняли оборону против возможного десанта добровольческие отряды, сформированные из полицейских, студентов и жителей Шанхая. Однако они несли напрасные потери от огня крейсера «Izumo» (бортовой залп — 4 орудия 203 мм и 4 орудия 152 мм).
Командование обороны Шанхая решило устранить эту занозу. Но самолеты, атаковавшие крейсер 14 и 16 августа, не попали в него ни одной бомбой.
***Тогда оно применило торпедные катера. Это было рискованное решение: атаковать крейсер предстояло на узкой реке (ширина не более одного километра), проходя под мостами, огибая затопленные корабли, под огнем не только кораблей, но и полевых батарей японцев.
Благоприятными обстоятельствами служили ночная мгла и совпадение времени ее проведения с наступлением подразделений 88-й дивизии на японские позиции, что должно было отвлечь внимание противника от реки. Атаку поручили 4 торпедным катерам (№№ 1, 2, 3, 4). Два первых (водоизмещение 14 тонн) были английской постройки, два следующих (18 тонн) — итальянской. Вооружение каждого катера составляли две торпеды калибра 450 мм и 2 пулемета, они могли развивать ход до 43 узлов (80 км/час), однако на реке это было ни к чему.
Атака китайских торпедных катеров на японский крейсер «Izumo» 17 августа 1937 года
Вечером 17 августа, около 19.30, катера отошли от пристани в Нандао (река Сучжоу, южный приток Хуанпу). Но вскоре на катере № 4 произошла поломка двигателей, поэтому он в операции не участвовал. Спустились сумерки, катера шли на малых оборотах вниз по реке, ориентируясь по зареву пожаров. Оставаясь незамеченными противником, они дошли до впадения Сучжоу в Хуанпу. Здесь они, повернув направо, развили ход около 40 узлов и строем фронта устремились к «Izumo», стоявшему на якоре примерно в 2-х км от них.
Около 23.00 японцы обнаружили катера и открыли по ним огонь. В этот же момент катера выпустили торпеды, целясь в силуэт крейсера, стоявшего поперек лечения реки Японский снаряды потопили катер № 1 еще во время атаки. Катер № 2, поворачивая назад, попал на мель и был расстрелян артиллерийским огнем. Катер № 3, у которого, видимо, было повреждено рулевое управление либо убит рулевой, на полной ходу врезался в каменную набережную и, разбившись, затонул возле правого берега.
Из пяти выпущенных торпед одна попала в левый берег перед японским консульством; еще две, поставленные на слишком большую глубину, утонули. Две остальные застряли в противоторпедной сети, натянутой вдоль бортов «Izumo» (о чем китайская разведка не предупредила командиров катеров). При этом одна из них взорвалась, повредив крейсер.
Японцы скрыли это повреждение, но им пришлось отвести крейсер вниз по реке, где он пришвартовался к плавучей мастерской. Оттуда он вернулся на исходную позицию лишь 23 августа (на период ремонта его заменяла канонерка «Atami»).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Книги похожие на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Отзывы читателей о книге "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939", комментарии и мнения людей о произведении.