Газета Завтра Газета - Газета Завтра 396 (27 2001)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 396 (27 2001)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 396 (27 2001)" читать бесплатно онлайн.
Идеология отстаиваемой им программы внешне проста — в числе основных задач она определяет:
— привлечение крупных иностранных инвестиций;
— обеспечение максимальных гарантий прав инвесторов как внутренних, так и внешних;
— снижение налогового бремени на основе принятия второй части Налогового кодекса.
Главным инструментом реализации этой программы определена широкомасштабная либерализация с уменьшением расходов и обязательств государства (т.н. дерегулирование). При этом планируется рост частного потребления (в результате роста производства) и сокращение разницы в доходах между богатыми и бедными за счет адресной социальной политики.
Внешне все вполне логично. Едва ли кто-то сегодня выступит против улучшения инвестиционного климата и создания единых условий для всех хозяйствующих субъектов. Равно, как и против совершенствования громоздкой, неэффективной и плодящей коррупцию налоговой системы (без неразумных новаций наподобие "плоской" шкалы налога). И тем более — против упорядочения регистрации и лицензирования бизнеса, против упразднения многочисленных помех для частного предпринимательства. Внешне не вызывает сомнения и идея упорядочения социальных льгот, которые, при всей своей мизерности, распылены и не учитывают реальных запросов нуждающихся граждан. Однако более конкретное рассмотрение положений программы Г. Грефа вызывает вопросы.
Россия с ее деформированной и "утяжеленной" экономикой, отсутствием устоявшихся рыночных институтов и традиций цивилизованного предпринимательства — особая статья. Годы реформ, увы, ситуацию изменили мало — слабые рыночные институты в основном оказались сметены августовским кризисом 1998 г. В более чем не простой ситуации находятся и регионы. Односторонне понятая либерализация 90-х гг., наряду с предоставлением им новых возможностей для развертывания экономической деятельности, породила и целый ряд острейших проблем. Проводившаяся с 1992 г. политика "жесткой финансовой стабилизации" (с временными послаблениями) фактически означала свертывание финансирования "нерентабельных" территорий и сброс на регионы ответственности за социальную сферу без учета наличия у них необходимых для этого ресурсов. Будучи нацеленной не на обеспечение качественного промышленного роста, а на "выбраковывание" "неконкурентоспособных" предприятий и отраслей, подобная политика неизбежно подрывала производственный потенциал территорий. В результате определяющие развитие многих российских регионов производства (высокотехнологичное машиностроение, предприятия оборонного комплекса, добыча угля и даже золота) оказались в положении банкротов из-за роста внутренних цен, неразумной налоговой и экспортной политики, распада общероссийского экономического пространства — то есть разрыва из-за использования непродуманных схем приватизации прежних технологических цепочек и бесконтрольного роста транспортных тарифов. Довершали процесс планомерное "бюджетное ограбление" регионов федеральным центром, концентрация капитала (преимущественно в "спекулятивно-непроизводственной" форме) и его замкнутый оборот в столичных мегаполисах.
Плоды подобной политики обнаружились сравнительно скоро. Потенциал экономического развития основного большинства регионов и их бизнес-сообществ был подорван. Ставка федерального правительства на "бюджетный федерализм" оказалась нереализуемой в условиях дотационности большинства субъектов РФ. Пропагандируемая же "самоорганизация снизу" привела к росту сепаратистских устремлений и к возникновению сразу нескольких специализирующихся на нелегальных видах "бизнеса" и "прокручивании" теневых капиталов "криминально-экономических зон" (Чечня), породила ситуацию, когда "сырьевые" регионы отказывались делиться доходами с депрессивными промышленными центрами.
В силу всего вышеобозначенного предлагаемые в программе Г.Грефа меры по дебюрократизации экономики, формированию благоприятного налогового режима и инвестиционного климата явно недостаточны в существующей ситуации. Вызывают возражения и отстаиваемые главой Министерства экономического развития и торговли новые принципы региональной экономической политики — отказ от большей части федеральных программ и одинаковый подход ко всем регионам и отраслям. Все вышеназванное едва ли продуктивно с учетом отраслевой "монокультурности" и хронического отставания большинства регионов по уровню развития рыночной инфраструктуры, при остром дефиците "абсорбируемых" Москвой финансовых ресурсов и квалифицированных кадров. Мнение господина Грефа о том, что в России слишком много федеральных программ региональной направленности (в отличие от США), также вызывает серьезные возражения. Ведь американские штаты, в отличие от российских краев, областей и автономных округов, представляют собой полноценные, сложившиеся хозяйственные комплексы, и разрыв по среднедушевым доходам между самыми богатыми и бедными из них не превышает двух раз (в России — 19-21 раз). Поэтому подход, фактически снимающий с федерального правительства ответственность за состояние экономики и социальной сферы регионов, способен лишь законсервировать экономическую отсталость территорий и неэффективную "сырьевую" модель экономики. В ситуации же, когда и без того малую долю перераспределяемого через федеральный бюджет ВВП (11,8 % при необходимых для проведения эффективной региональной политики 15-20 %) предполагают сделать еще меньше, может снова встать вопрос о сохранении территориальной целостности России.
По счастью, межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение" обладает разработанной учеными СО РАН программой долгосрочного развития регионов. Ее базовый принцип как раз и предполагает сочетание разумного государственного участия в регулировании экономических процессов с опорой на рыночные механизмы. Программа учитывает особенности сибирских регионов (суровый климат и высокий уровень расходов на отопление, понижающая конкурентоспособность местных товаров, слабое развитие транспортной инфраструктуры, отток населения в более благополучные регионы, межрегиональная дезинтеграция в аграрном секторе и др.) и нацелена на планомерное и поэтапное разрешение существующих проблем. Программа определяет стратегические отрасли, способные стать локомотивами экономического развития Сибирского региона (минерально-сырьевой комплекс, софт-продукция, лазерные, электронно-лучевые, каталитические и иные "высокие" технологии), особо подчеркивает необходимость применения долгосрочных мер государственного регулирования — структурной, кредитно-инвестиционной, миграционной, тарифной политики. В перспективе разработчики программы планируют выход региона из режима "сырьевого придатка", для чего необходимы: модернизация угольной, нефтегазовой отраслей (на основе глубокой переработки); модернизация транспортных систем и создание единого транспортного пространства; создание единого информационного пространства. Однако сумеет ли "твердокаменный либерал" Греф оценить программные наработки сибиряков — остается более чем серьезным вопросом.
Сергей Бирюков
г. Кемерово
[guestbook _new_gstb]
1
2 u="u605.54.spylog.com";d=document;nv=navigator;na=nv.appName;p=0;j="N"; d.cookie="b=b";c=0;bv=Math.round(parseFloat(nv.appVersion)*100); if (d.cookie) c=1;n=(na.substring(0,2)=="Mi")?0:1;rn=Math.random(); z="p="+p+"&rn="+rn+"[?]if (self!=top) {fr=1;} else {fr=0;} sl="1.0"; pl="";sl="1.1";j = (navigator.javaEnabled()?"Y":"N"); sl="1.2";s=screen;px=(n==0)?s.colorDepth:s.pixelDepth; z+="&wh="+s.width+'x'+s.height+"[?] sl="1.3" y="";y+=" "; y+="
"; y+=" 18 "; d.write(y); if(!n) { d.write(" "+"!--"); } //--
19
Напишите нам 5
[cmsInclude /cms/Template/8e51w63o]
Борис Комоцкий ИДУЩИЕ НИКУДА (Есть ли политическое будущее у нашей молодежи?)
Нередко приходится слышать жалобы на то, что молодые люди, дескать, занимаются неизвестно чем, создавая значительное количество проблем, в том числе и правоохранительным органам. Разумеется, оправдывать это нельзя. Но объяснить вполне реально. Когда в государстве складывается ситуация, при которой новый гражданин оказывается тотально невостребованным, что удивляться результату? Уже в общее место превратилось наплевательское отношение правительства к развитию молодежного спорта, для обозначения которого используется политкорректный термин "недофинансирование", налицо кризис образовательной системы, масла в огонь подливает разгул преступности и поражающий при этом любое воображение уровень безнаказанности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 396 (27 2001)"
Книги похожие на "Газета Завтра 396 (27 2001)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра Газета - Газета Завтра 396 (27 2001)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 396 (27 2001)", комментарии и мнения людей о произведении.