Коллектив авторов - Монашество и монастыри в России XI‑XX века: Исторические очерки

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Монашество и монастыри в России XI‑XX века: Исторические очерки"
Описание и краткое содержание "Монашество и монастыри в России XI‑XX века: Исторические очерки" читать бесплатно онлайн.
Учитывая большие хронологические рамки и объем исследуемого материала, авторы монографии избрали ключевые этапы истории: генезис и первые века русского монашества, общежительная реформа преподобного Сергия Радонежского и митрополита Алексея, распространение пустынножительства и рост числа монастырей в XV‑XVI вв., полемика по поводу типов монастырского устройства и задач монашеского служения, монастыри XVII в., значение секуляризации XVIII в. для монашества и монастырей, русское старчество, юридическое положение монастырей в XIX в., возрождение института монашества в наши дни.
Для исследователей истории России и Русской Православной церкви, студентов и широкого круга читателей.
В Киеве, кроме Печерского монастыря, книжный центр существовал, вероятно, и в Зарубском монастыре. Летопись сообщает нам об одном из выходцев этого монастыря: «В то же лето постави Изя- слав митрополитом Клима Смолятича вывед из Заруба, бе бо черно- ризечь скимник и бысть книжник и философ, так якоже на Рускои земли не бяшеть…»[197]. Авраамий Смоленский, подвизавшийся в своем монастыре, был автором некоторых сочинений, таких как «Слово о небесных силах, чего ради создан бысть человек», а также молитвы, изданной С. П. Розановым[198]. Туров — еще один центр просвещения в Западной Руси. Здесь выдающимся представителем просвещения и книжности являлся Кирилл, епископ Туровский. Он был автором поучений, торжественных слов и молитв, таких как «Притча о душе и теле», «Повесть о белоризце и мнишестве», «Сказание о черноризцем чине», 8 слов на церковные праздники, 30 молитв и 2 канона[199]. Творчество Кирилла Туровского явилось одним из наивысших достижений литературы XII в. Его сочинения имеют высокий художественный уровень, глубокую символику. В его произведениях четко прослеживается идея единства Руси, которая является одной из основных идей древнерусских летописей и агиографических произведений.
ПРИЛОЖЕНИЕ[200] СПИСОК МОНАСТЫРЕЙ В XI — СЕРЕДИНЕ XIV в.В настоящем приложении сделана попытка собрать сведения о всех существовавших на Руси монастырях в интересующий нас период. В данном списке приведены все сведения, которые содержатся в известных и опубликованных источниках. Для удобства обители расположены в хронологическом порядке, насколько это было возможным, а также по епархиям, существовавшим уже в первые столетия после принятия христианства на Руси. Указаны первые и последние упоминания каждого из монастырей в письменных источниках, относящихся к периоду до середины XIV в.
1. КИЕВ 1. Георгиевский (св. Георгия) — упом. с 1037 по 1063 г. 2. Св. Ирины — упом. с. 1037 по 1063 г. 3. Киево–Печерский — упом. с. 1051 г. 4. Димитриевский (св. Димитрия) — упом. с 1051 г. 5. Михайловский на Выдобичи, Всеволожь — упом. с 1070 по 1250 г. 6. Спасо–Преображенский на Берестове — упом. с 1072 по 1231 г. 7. Кловский Богородицкий, а также Стефанеч — упом. с 1091 г., под 1108 8. Андреевский (Янчин) - жен. — упом. с 1105 по 1231 г. 9. Михайловский Златоверхий — упом. с 1108 по 1195 г. 10. Лазарев — жен. — упом. под 1113г. 11. Феодоровский Вотчь (Отний) — упом. с 1128 по 1259 г. 12. Симеоновский — упом. с 1147 по 1162 г. 13. Кирилловский Троицкий — упом. с 1171 по 1231 г. 14. Васильевский Трех–Святительский — упом. под 1231 г. 15. Николаевский (св. Николы) — упом. в XI в. 16. Св. Мины — упом. с сер. XI в.1. ПСРЛ. Т. 1. Сто. 151; 163; Т. 2. Стб. 139; 152; H3J1. С. 210.
2. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 151; Т. 2. Стб. 139; 327.
3. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 159; Т. 2. Стб. 147; 919.
4. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 159; Т. 2. Стб. 147–148.
5. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 174; НПЛ. С. 17, 191; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 806.
6. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 181; Т. 2. Стб. 171; 456^57.
7. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 210–211; 283; Т. 2. Стб. 202; 260.
8. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 257; Т. 1. Стб. 456^57.
9. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 283. См. также: Киевский Синопсис. Киев, 1836. С. 97; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 694.
10. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 276.
11. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 299; Т. 2. Стб. 293.
12. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 318; Т. 2. Стб. 354; 518.
13. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 544; Т. 1. Стб. 456–457.
14. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 456–457.
15. См.: Житие Феодосия Печерского // ПЛДР: XI — начало XII в. С. 322–323.
16. Там же. С. 328–329. Связан с именем будущего игумена монастыря Никона, т. е. до 1078 г.
2. НОВГОРОД 1. Антониев, Рождества Богородицы — упом. с 1117 по 1187 г. 2. Юрьев, Георгиевский — упом. с 1119 по 1345 г. 3. Воскресенский на Людине конце — жен — упом. с 1136 по 1196 г. 4. Варварин — жен. — упом. с 1138 по 1220 г. 5. Богородицы Покрова в Зверинце — жен — упом. с 1148 по 1335 г. 6. Аркаж, Успения Богородицы — упом. с 1153 по 1220 г. 7. Николаевский Белый — упом. под 1165 г. 8. Духов, Духа Сошествия — упом. в 1162 г., а также в 1357 г. 9. Богородицы Благовещения, Благовещенский — упом. с 1170 по 1310 г. 10. Иоанна–Предтеченский, Росткин- жен. — упом. под 1279 г. 11. Петропавловский, Петра и Павла — упом. под 1185 и 1192 гг. на Сильнище — жен. 12. Спасо–Варлаамов, Хутынский — упом. с 1192 по 1247 г. 13. Кириллов, на о–ве Нелезене — упом. под 1196г. 14. Евфимиин в Плотниках — упом. под 1197 г. 15. Николаевский, на Островке — упом. в 1197 г. 16. Спасо–Преображенский в Нередицах, на Городище — упом. с 1198 г., под 1219 г., а так же под 1322 г. 17. Рождественский, Рождества Богородицы, Молотков, на Михалице — жен. — упом. под 1199 г. 18. Пантелеймонов — упом. в 1134 и 1207 гг. 19. Павлов, Павла Исповедника на — упом. под 1224,1238, 1335 гг. Торговой стороне — жен. 20. Николаевский на Липне — упом. под 1292г. 21. Лазарев–жен. — упом. под 1300г. 22. Щилов, Покрова Богородицы — упом. под 1310г. 23. Никольский в Неревском конце — упом. под 1312г. 24. Колмовский, Успения Богородицы — упом. с 1310 по 1330г. 25. Воскресенский на Деревянице -жен. — упом. в 1335, 1348 гг. 26. Болотов, Успения Богородицы, — упом. под 1352г. Моисеев1. НПЛ. C. 20, 204. Н4Л. С. 2, а НЗЛ. С. 213 (под 1106 г.); НПЛ. С. 38, 229
2. НПЛ. С. 21, 205; НЗЛ. С. 214, а также Н4Л. С. 2. Под 1345 г. известие только в НЗЛ. С. 225.
3. НПЛ. С. 24, 209; 42, 235, Н2Л. С. 27.
4. НПЛ. С. 25, 210; 60, 262.
5. НПЛ. С. 28, 214; 346–347.
6. НПЛ. С. 29, 215; Н4Л. С. 8; НПЛ. С. 60, 262, а также: Н4Л. С. 47.
7. Упоминается только в НЗЛ. С. 215.
8. НПЛ. С. 31, 218; 364.
9. Основан в 1170 г. НПЛ. С. 33, 222; 93, 333, а также: НЗЛ. С. 223; Н4Л. С. 47.
10. НПЛ. С. 36.
11. Там же. С. 38, 228, а также с. 40, 231.
12. Там же. С. 40, 231; НЗЛ. С. 217; см. также: Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 10; М., 1955. Вып. 2. С. 77; ГВНП. № 104. С. 161–162.
13. НПЛ. С. 42–43, 235–236; НЗЛ. С. 217, а также: Н4Л. С. 18.
14. НПЛ. С. 43, 237; НЗЛ. С. 217 (это известие относится к 1198 г.).
15. НПЛ. С. 43, 237; НЗЛ. С. 217.
16. Основание: НПЛ. С. 44, 237–238; НЗЛ. С. 217, а также: Н4Л. С. 18; НПЛ. С. 60, 261, Н4Л. С. 27; НПЛ. С. 96, 339, Н4Л. С. 49.
17. НПЛ. С. 44, 238, НЗЛ. С. 218, Н4Л. С. 18.
18. ГВНП. № 82. С. 141. Эта грамота дает нам время возникновения монастыря. Следующее известие только под 1207 г. — НПЛ. С. 50, 247; НЗЛ. С. 219; Н4Л. С. 19.
19. НПЛ. С. 63, 267, НЗЛ. С. 219, а также: Н4Л. С. 27; НПЛ. С. 74; 346.
20. НПЛ. С. 327, НЗЛ. С. 221, Н4Л. С. 44. Упоминание под 1194 г. только: НЗЛ. С. 221.
21. НПЛ. c. 91.
22. Там же. С. 93, 333, а также: Н4Л. С. 47. 93 НПЛ. С. 94, 335.
23. там же. С. 93,333; НЗЛ. С. 223, а также: Н4Л. С. 47; НПЛ. С. 342–343; Н4Л. С. 52; НЗЛ. С 224 (уточняется, где принял постриг архиепископ Моисей).
24. НПЛ. С. 346–347; НЗЛ. С. 225; Н4Л. С. 35; НПЛ. С. 361; НЗЛ. С. 227; Н4Л. С. 58.
25. НПЛ. С. 362–363; НЗЛ. С. 228, а также: Н4Л. С. 62.
ПСКОВ 1. Спасо–Мирожский на Завеличье — упом. с 1156 по 1299 г. 2. Иоанно–Предтеченский на Завеличье — упом. под 1243 г. 3. Рождества Богородицы на Снетной горе — упом. в 1299,1310–1311 гг. 4. Пантелеймонов, на устье — упом. в 1343 г. р. Черехи1. НПЛ. с. 29, 216; Псковские летописи. Вып. 1. С. 182, Вып. 2. С. 18; С. 86.
2. НПЛ. С. 79, 297.
3. Псковские летописи. Вып. 1. С. 182; Вып. 2. С. 18; С. 86; 22, 88.
4. Там же. Вып. 2. С. 93; ПСРЛ. СПб., 1848. Т. IV. С. 186.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Монашество и монастыри в России XI‑XX века: Исторические очерки"
Книги похожие на "Монашество и монастыри в России XI‑XX века: Исторические очерки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Коллектив авторов - Монашество и монастыри в России XI‑XX века: Исторические очерки"
Отзывы читателей о книге "Монашество и монастыри в России XI‑XX века: Исторические очерки", комментарии и мнения людей о произведении.