Георгий Михайлов - Нравственный образ истории

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Нравственный образ истории"
Описание и краткое содержание "Нравственный образ истории" читать бесплатно онлайн.
Это второе, дополненное, издание известной исторической трилогии Георгия Михайлова о славе и падении тысячелетних империй, Рима первого (древнего) и второго (Византии), в пору зарождения и становления Великой Российской Державы, менуемой Третьим Римом.
Образ будущей Руси является в начале книги из глубин «доисторических». Затем, на фоне нравственных закатов Запада, восходит «Русская Заря», занимается день Православного Царства, над которым пробегают злые тучи татарского ига, многочисленных войн, Московской смуты с её самозванцами. Но, в итоге, благочестием, молитвами святых и силой духа праведного воинства Святая Русь одолевает всех своих врагов.
Исторический материал, используемый автором, легко усваивается благодаря увлекательной форме повествования.
Книга адресована широкому читательскому кругу.
Связав короля конституцией, польские магнаты властвовали и в своих поместьях, и в государстве. Того же, приблизительно, добивалась и оппозиционная боярская партия в России. Пример польской шляхты был заразителен. Однако сломить народного Царя Иоанна Грозного боярам не удавалось. В немецких землях лютеранская ересь всколыхнула протест не только в отношении католической церкви. Восстания крестьян и жителей вольных городов захлестнули Германию. Лютер гневно осуждал мятежников, ратовал за жестокое подавление бунтов. И рыцарство - опора реформации - сделалось хозяином положения. Расправляясь с восставшим народом, знать диктовала свою волю королям. Крестьяне же после таких расправ лишались остатков прежней свободы.
Баронов протестантизм очень устраивал, а кое-где он пришёлся по вкусу и монархам. Так, Генрих VIII, король Англии, вначале резко осудивший Лютера, затем сам воспользовался его идеями. Реформатская церковь при Генрихе VIII получила имя Англиканской и вышла из подчинения папе.
Кальвин во Франции набрал такую силу, что уже и несогласных с ним посылал на костёр. Ну чем не инквизитор? Гугеноты (кальвинисты) захватили в стране ключевые позиции и стали угрожать самой королевской власти. Вот тогда-то на выручку французским католикам и пришли братья ордена иезуитов. Не без их помощи в Париже создалась тайная «католическая лига», образовался заговор по всей стране, а возглавил лигу сам король Карл IX. В 1572 году, в ночь на праздник Св. Варфоломея, члены лиги устроили гугенотам страшную резню. Реки крови пролились в Париже и в других городах, а потом гражданская война длилась более полувека. Во Франции протестантизм не победил.
Но кто же такие были иезуиты? Основал орден испанский дворянин Игнатий Лойола. На войне он получил увечье обоих ног, и пока болел, увлёкся «духовными упражнениями». Он так и назвал потом свою книгу. Суть «духовных упражнений» сводилась к развитию религиозной экзальтации методом самовнушения, что, в общем, типично для мистики католицизма. Но кроме того, воспылав ревностью против лютеран, Лойола решил создать организацию борьбы с еретиками, причём - организацию секретную. С небольшою группой преданных единомышленников он в 1534 году в Париже образовал тайное общество братьев Иисуса,, то есть иезуитов. Устав братства, после некоторых колебаний, утвердил римский папа. И довольно скоро «генерал» иезуитского ордена, как глава тысяч невидимых вездесущих агентов, по влиянию и власти своей сравнялся с самим папой.
Безусловно, протестантизм представлял страшную угрозу для латинской церкви, но в лице иезуитов католики перешагнули все нравственные грани. Ради «святого дела» - утверждения мирового владычества Рима - братья ордена избрали девиз: «Цель оправдывает средства». И следуя этому принципу, иезуиты вычеркнули совесть из списка добродетелей. Чтобы добиться своего, они использовали всё: подкуп, шантаж, клевету, отравления, подлоги и поджоги, все виды убийств и пыток. И конечно, не один протестантизм, но и Русское Православие в не меньшей степени стало объектом их тайных нападок.
Польское католическое духовенство очень скоро оказалось под полным контролем иезуитов. Для Литвы, входившей в Речь Посполитую со своим русским Православным населением, это означало конец государственной самостоятельности. Киевская кафедра, отделившись от Митрополии всея Руси в 1458 г., пребывала в юрисдикции Константинопольского патриархата, и таким образом, разделяла с греками их причастность к Флорентийской унии. Результатом этого повреждения стало подписание самими южнорусскими иерархами новой унии с латинством - Брест-Литовской (1596 г.), а ещё раньше от великого Литовского княжества отпала Русская Украйна. Только отошла она не под власть Москвы Православной, а под католическую польскую корону.
В 1563 году король Польский и великий князь Литовский Сигизмунд II Август даровал литовской знати права польской шляхты, но одновременно с этим он упразднил и независимость Литвы. Как единый правитель Речи Посполитой, Сигизмунд подарил Литву самому себе. Узаконить такое «самодержавное» деяние короля должен был, разумеется, парламент - сейм. Он собрался в городе Люблине в 1569 году. Как раз тогда, когда Иоанн Грозный раскрыл заговор Старицкого с участием того же короля Сигизмунда. На Люблинском сейме начались разногласия. В знак протеста литовские делегаты покинули зал, надеясь сорвать голосование, но поляки, как «истинные демократы», воспользовались отсутствием оппозиции и проголосовали, как им хотелось. С этнической Литвою, народцем малым, решили сохранить пока униатские (конфедеративные) отношения, как было в Речи Посполитой; а все Русские области и города, принадлежавшие Литве (то есть всю нынешнюю Украину), объявить владением Польши.
Удар для панов литовских был неожиданным, и сил сопротивляться уже не нашлось. С подписанием Люблинской унии литва как великое государство перестала существовать. Но зато явилась Украина. Власть польских чиновников, католических ксёндзов-иезуитов, еврейских откупщиков и виноторговцев тяжким игом легла на плечи Православного народа.
Повреждённое церковным расколом, Киевское духовенство через 27 лет дошло до сговора с папистами и подписало Брест-Литовскую унию. Это усилило сопротивление православных украинцев. На защиту веры первым поднялись днепровские казаки, запорожцы, и все, кто не желал становиться униатом.
Гражданские войны на Украине не утихали в течение всего XVII века, когда, уже при Петре I, после Полтавской битвы со шведами (1709 г.) бывшая Киевская Русь окончательно вошла в состав России. Тогда и Церковь Южно-Русская обрела покой под омофором Московского патриарха.
Учреждение патриархии в Москве состоялось в 1589 году. Иоанн Грозный не дожил до этого всего 5 лет. Но он последовательно вёл Государство и Церковь по пути имперского строительства. Ему мешали, но он мужественно преодолевал препятствия.
Пока здравствовал его старший сын, Грозный был спокоен за судьбу трона в случае своей смерти. В наследнике Иване Государь видел достойного продолжателя своих дел. Младшего, блаженного Феодора Иоанновича, Царь считал непригодным для власти. И это, видимо, спасло жизнь Феодору, ибо с начала 80-х годов враги Русского самодержавия взяли курс на физическое устранение Рюриковичей.
«Воздающии ми злая воз
благая оболгаху мя»
(Пс.37,21).Что побудило Иоанна Грозного неожиданно «свернуть» Опричнину, когда с её помощью были достигнуты такие успехи? Прекратились бунты и заговоры, войска Московские в Прибалтике занимали почти всю Ливонию от Нарвы до Риги, татарские набеги сошли на нет. В 1571 году Давлет-Гирей неожиданно напал на Москву. Благодаря явному предательству части бояр татары без боя, в обход опричных полков, переправились через Оку и успели пожечь окрестности столицы. Но уже в лето 1572-е повторить набег столь безнаказанно им не удалось. Доблестный воевода князь М.И.Воротынский перехватил крымцев в 50 верстах от Москвы и так разгромил их, что с тех пор ни набегов, ни требований хана уступить ему Казань и Астрахань более не повторялось. В том же 1572 году случилась «Варфоломеевская ночь» и умер бездетным король Сигизмунд II. В Польше настало «безкоролевье». И тогда же Царь Иоанн IV упразднил Опричнину.
Чтобы ответить на вопрос, почему он это сделал, надо вспомнить, что среди казнённых и подвергнутых опале за измену в эти годы (1565-1572) оказалось немало самих опричных бояр и дворян. Люди ведь не без греха. Служба царская привлекала не одних бескорыстных верноподданных, но и - в изрядной степени - ловких карьеристов. И если верный Малюта Скуратов геройски погиб за Царя на войне, то зять Малюты Борис Годунов никогда не сражался в поле. Опричная служба ему приносила лишь повышения в чинах. Иоанн сам женил сего «старательного опричника» на дочери Скуратова, чем возвысил незнатного Бориса, а сестру Годунова, Ирину, выдал замуж за своего младшего сына, царевича Феодора. Так бывший стряпчий сделался шурином будущего Царя.
Несмотря на низкую образованность и малограмотность, Борис Годунов обладал исключительным талантом придворного интригана. «Величественный красотою, повелительный видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительным» он умел привлекать к себе людей, входить в доверие к сильным мира, увлекать за собой толпу. Впоследствии, как правитель, при Царе Феодоре Иоанновиче, Годунов показал себя незаурядным администратором и мог бы, по способностям, с успехом править самодержавно. Но Борис не имел в себе царственного стержня, не обладал внутренним благородством. Достигнув трона преступным путём, он оказался ничтожным Государем, малодушным и подозрительным, мелочным, нерешительным, и таким же завистливым и коварным, каким был в молодые годы. Страсть властолюбия снедала Годунова настолько, что совесть его уподобилась совести иезуитов. Никакими средствами для достижения своих целей он не брезговал, и немудрено, что очень скоро иезуиты его нашли. Или сам Борис нашёл в иезуитах подходящих сообщников. Так с начала 80-х годов при дворе Иоанна Грозного образовалась тайная (и уже международная) коалиция заговорщиков, опаснее которой на Руси ещё не бывало.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Нравственный образ истории"
Книги похожие на "Нравственный образ истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Михайлов - Нравственный образ истории"
Отзывы читателей о книге "Нравственный образ истории", комментарии и мнения людей о произведении.