» » » » В. Бирюк - Пейзанизм


Авторские права

В. Бирюк - Пейзанизм

Здесь можно скачать бесплатно "В. Бирюк - Пейзанизм" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Фэнтези. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Пейзанизм
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пейзанизм"

Описание и краткое содержание "Пейзанизм" читать бесплатно онлайн.



Ну, что же, наш попаданец ещё подрос. Да и социальный статус несколько изменил. И то верно - много ли напрогрессишь будучи... ну, ясно кем. Только вот с прогрессорством у попаданца опять не очень. Кроме, разумеется секса. Хорошо ещё, что народные суеверия в руках самодура и прогрессиста -- великая вещь.






   И вотчинную землю и общинную - заложить нельзя. Ибо заимодавец не сможет такой заклад забрать. А вот доход с них - можно. По "Правде" - весь урожай ржи за год с семейного надела идет за пол-гривны. Можно еще и управление передать. На определённый срок с определёнными условиями.

   Князь общинную землю не может продать. Потому, что не его. А вот подарить - можно. Но князь этой землёй тоже не владеет. Князь сидит на уделе. На правах управителя. Скажет великий князь - и погнали "светлого" удельного князя с удела. Снова владение условное. Условие - соответствовать верховной власти Великого Князя Киевского. Иначе - вполне по моей современности: "освободить от занимаемой должности в связи с утратой доверия". Но пока князь на уделе сидит - может кусок земли отдать боярину в вотчину. Навечно. Тоже знакомо: приватизация, тендеры и аукционы на федеральную и местную собственность. Бесконкурентные.

   Если на этом куске община сидит - будут смерды не княжеские повинности и подати нести, а боярские.

   Смерды лично свободные, ни к земле, ни к боярину не привязаны. Нет еще на Руси крепостного права. И смерды - не холопы, не "орудие говорящие" рабовладельца. Вроде бы - хорошо, не любо - встал да пошёл. А куда? А как? А труда столько в эту землю вбито... Получается баланс рисков: боярин хочет больше, но рискует остаться без смердов. Без их хлеба он, может, и проживёт. Но выставить бойцов не сможет. Перестанет быть боярином, следом вообще вотчины лишится.

   Смерды и хотели бы владетеля послать куда подальше, но тогда нужно самим уходить. А это тяжко. И куда пойдёшь? Из под боярского кнута да под княжескую плеть?

   Бояре хотят взять в вотчины по-больше. Князья не дают - с вотчин есть рати, но нет податей. Что князю важнее - иметь доход или собирать ополчение? Пока боярин сидит на своей вотчине - он за смердами присмотрит, всякого баловства, разбоя на своих землях не допустит. Владетель о вотчине заботится, рвать сильно не будет - там семейство его, родовое владение. Надо сохранить и приумножить, братьям-детям-внукам оставить. Тиун княжеский - наёмник. Временщик. У него и интерес другой, и спрос иной. Вот и прикидывай - что лучше.

   А еще есть собственно княжеские поместья. Это аналог боярской вотчины. Только не отягчённой условием службы. Поскольку сам князь - всегда в службе. Эти княжеские земли малы. В Новгороде вообще запрещено и князю, и княгине, и людям его покупать землю в собственность. Там князю земли дают в "кормление" - вот тебе кусок, на котором не ты - мы сами соберём налоги и тебе отдадим, с них и живи.



Глава 51

   Между боярами-вотчинниками, у которых "служба княжеская" и нет податей, и смердами, у которых службы нет, а есть подати и повинности - прослойка, "житьи люди". Это не смердовские общины - с места на место не бегают. Живут на своём наделе, выкручиваются. Мелкие землевладельцы, хуторяне, фермеры... По-разному можно называть. И сами они разные.

   Кто-то из смердов - разбогател, выкупил у князя, а чаще у вотчинника, кусок земли. Построился, живёт. Часто не в собственность выкупил, а в долговременную аренду взял. Часто - с дополнительными условиями. Типа - "без права продажи". Или: "обеспечение стола господина свежей дичью".

   Другие - из купцов. Они не сколько крестьянствовать землю покупают, а так... для диверсификации бизнеса. Берут лесные участки. Или с бортными деревьями, где пчелы живут - мед, воск промышлять. Либо смолу курят. Ещё промыслы есть. Возле городов и животину на продажу разводят.

   Иные - из выслуживших своё попов и приказчиков. Они большое хозяйство не строят. Так, чтобы просто дожить спокойно, в сытости, в собственном домике.

   И все это - отнюдь не частная собственность. В очевидном для моих современников смысле полного владения: "что хочу - то и ворочу".

   Отдельная категория - отставники вроде Акима. Эти землю не покупают - князь даёт за службу. Но не на условиях службы. В безусловное и полное владение. Вот только это и похоже на частную собственность моего времени. Да еще и с освобождением от налогов. Но не долго. Обычно, лет восемь-десять. Это время чтобы хозяину подняться.

   Срок оборачиваемости инвестиций в здешнем сельском хозяйстве - около трёх лет. С учётом размера стартового капитала и желаемого результата, вложенные силы и средства должны, обычно, обернуться трижды. И по сельскохозяйственным технологиям получается примерно так же. Простой пример: строить из сырого леса можно только времянки. Потом надо заменять. А лес должен в штабелях года три пролежать, прежде чем годным станет. И организационно правильно: за десять лет первый "починок", первые расчищенные "по горячему" под пашню участки точно сработаются. Если сможет владетель прожить дальше "первого хапка" - можно с ним дело иметь. Если нет - бестолочь, записать в смерды.

   Вот приедет в этом году в Рябиновку по первопутку тиун княжеский, посмотрит хозяйство, опишет все и скажет - сколько надо князю платить. И будет каждый год наведываться, подать собирать и присматривать - а не появилось ли у Акима чего-нибудь новенького? Промыслы какие? Смерды-арендаторы? Потому что налог считается не с земли, не с площади, а с объектов налогообложения.

   И будет Аким дёргаться и соображать: как лучше? Хоть бы понять - чего хотеть. В бояре? Тогда надо смердов на землю осаживать, селение им помочь построить, самому набрать и вооружить слуг. И кормить их. А вытянешь ли? Или - в податные, осмердячится? Отдал князю его дольку и спи спокойно. Нет нужды железо закупать. А железо - дорого. Полный доспех западного рыцаря - около двадцати килограмм. Эквивалент стада коров в шестьдесят голов. Боярские гридни столько на себе не таскают. Вообще, на Руси доспех легче. Но тоже - весьма накладно. А еще людей и коней содержать надо.

   Так может просто вольным остаться? Не к чему держать дармоедов, обувать, кормить, учить их бою... Не прискачет вдруг посреди пахоты гонец с криком: все в седло, князь ждёт.

   Дёргаться Акиму - только до первопутка. Потом... уже все по накатанному пойдет. Ещё одно податное имение в волости появилась. Будут доить. Как хорошая баба корову доит - досуха.

   Сначала, когда Аким только пришёл сюда, он рвался в бояре. Сам рвался и людей своих заставлял пупок рвать. Усадьбу строить, лес под пашню для будущих смердов сводить. Потом жена умерла. Была у Акима мысль взять за себе девку молодую. Сыновей себе настругать. Не срослось. Марьяша очень против была. Потом Храбрит в гору пошёл. Стало ясно, что зять и сам в бояре метит. Тогда дочка внука заберёт. А для кого тогда рваться? Весной, когда Храбрит земельный надел на Черниговщине получил и Марьяша туда поехала - смысла добиваться для себя боярства вовсе не стало. Да и не вытянуть Акиму боярства - у вотчинника должно быть не менее полутора десятка бойцов. Значит, не менее сотни душ на собственной земле. Душа -- это взрослый мужик. У баб души нет. Как там в теологии -- не знаю. А вот в имущественно-налоговом... душа -- это тягло. Ни ребёнок, ни дед, ни бобыль -- не в счёт. А у Акима... Бойцов-то он, может, и выставит. Только надел его все равно за вотчину не посчитают. Так что - в податные. А такому уже подняться не дадут. Подати столько съедят, что на "бойцов выставить" уже и не хватит.

   Вообщем - вагон несбывшихся надежд. С острым осознанием их невозможности, нереализуемости и бессмысленности потраченного времени и усилий...

   Яков уходил проверить сторожей, посмотреть как там утихли не догулявшие мужики. Принёс еще пива с поварни. Аким продолжал свою повесть, а я все чётче понимал: "не мой монастырь", "не мой чемодан"... Короче - не моё. Надо уходить. Или - ломать ситуацию. Коренным образом. Как ёлочку новогоднюю: "под самый корешок".

   Аким с перспективой бесперспективности уже смирился. Лишь бы не дёргали попусту, да людей, которых он сюда привёл - не обижали.

   А вот меня участь смерда-хуторянина не прельщала ни в каком варианте. Марьяша еще тянет на "фермер'с дота" из Дипёпла. А я вот точно - нет. И дело даже не в глобальных целях и сверхзадачах. Ну не могу я не лезть... во все дырки. А делать эту лучше со страховочным тросом.

   "Всякую общественную пирамиду хочется отрицать. Но удобнее делать это с её верха". Не помню кто сказал. Но - правильно.

   Хочу в бояре. Звучит... Идиотски звучит. Не в первый раз такой... акцент наглеющего кретина в моих умозаключениях. Ничего - потерпим. Мне сторонние оценки звучания... не композитор я.

   "Если не использовать наилучшим образом то что имеем сейчас...". А что имеем? Имеем сплошные "да, но...".

   Имеем Акима Яновича Рябину. Боярин. "да, но..." - нет грамотки боярской, потому что нет вотчины.

   Имеем землю. "да, но..." - земля без смердов вотчиной не является. Нужно весь поставить, заселить, предъявить успешное хозяйство немаленького размера.

   Имеем... Целую весь смердов. Паучью весь. Вполне обустроенную, большую, процветающую. На нашей земле. "да, но..." - но они-то думают, что земля их, а не наша. И сама весь не боярская, а княжеская.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пейзанизм"

Книги похожие на "Пейзанизм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Бирюк

В. Бирюк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Бирюк - Пейзанизм"

Отзывы читателей о книге "Пейзанизм", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.