В. Бирюк - Пейзанизм
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пейзанизм"
Описание и краткое содержание "Пейзанизм" читать бесплатно онлайн.
Ну, что же, наш попаданец ещё подрос. Да и социальный статус несколько изменил. И то верно - много ли напрогрессишь будучи... ну, ясно кем. Только вот с прогрессорством у попаданца опять не очень. Кроме, разумеется секса. Хорошо ещё, что народные суеверия в руках самодура и прогрессиста -- великая вещь.
На Руси земля - разная. Кажется очевидная истина. А вот до моих современников доходит с трудом. Разная не в смысле качества: супеси с суглинками попаданцы не различают вообще. Но хоть берёзовый лес отличат от елового. Наверное.
Но главное, в чем попадуны и попаданки "ни ухом, ни рылом", - земля разная и по владетелям своим.
На обывательском уровне моими современниками всегда предполагается личная форма собственности. "Все моё ношу с собой". Что унёс - то твоё. После падения коммунистов в народное сознание хоть с трудом, но пробивается и понятие частной форма собственности. Что-то, что в кармане не унести, что является "средством производства", а не закуской к праздничку.
Например, свой кусок земли, на котором сажают картошку и продают на базаре.
Так вот - такой собственности на землю на Святой Руси почти нет.
До корпоративной собственности мои современники тоже почти доросли. На уровне законов, но не массового сознания. Общенародную - похерили. Коллективную - почти. Поскольку - "от коммуняков все это. Свят, свят...".
А Святая Русь именно и есть общенародная собственность. В форме корпоративного имения "Рюрик и сыновья".
Внутри этого корпоративного владения есть конкретные "хозяйствующие субъекты". Причём, весьма ограниченные в своих правах владения и даже хозяйствования.
Есть земля монастырская. Тоже корпоративная форма собственности, почти полное право владения.
Но... "почти" потому что не наследуется. У монастыря наследников нет. Не закладывается и иными способами не отчуждается. И не продаётся - нельзя. Ибо - дар есть. Дар от владетеля земного царю небесному. Поэтому и налогами не облагается.
Земля боярская. Вотчины. Тут владение, отягчённое условиями. Термин моего времени: условное владение. И наследуется, и отчуждается. Но только по суду. По княжескому. Не продаётся. И не дробится. Ибо условие владения: "служба". А службу боярскую: выставить столько-то конных, столько-то пеших воинов, оружных, добрых, доброконных - без смердов не исполнить. Смерды на земле сидят. Нет вотчины - нет смердов - нет дохода - нет боярской дружины - нет боярина. Беспоместного боярина не бывает. Точнее - у них название другое: боярские дети. Второй сорт с надеждой на лучшее. Повезёт - выбьется в бояре, не повезёт - осмердячится. Или вообще в холопы попадёт. Может, и сам продаться. А пока большинство из этих "детей" - служит. Кто князьям, кто настоящим боярам.
Вотчина - основа мобилизационной готовности в княжестве. Вот от этого все и пляшется. Например, поскольку баба дружину боярскую не поведёт, то и наследование только по мужской линии. "Не гоже лилиям прясть" - это не закон Франции, приведшей к Столетней войне. Это юридическая норма всего мира. И Востока, и Запада. Основа обороноспособности каждого феодального владения данной эпохи. "Барон" от слова "баро" - человек. Женщина - не человек, бароном быть не может. И вообще - любой другой тип владетеля, кроме здоровенного мужчины-барона, - государственная измена и дырка в системе национальной безопасности. Допускается только в исключительных случаях при отягчающих обстоятельствах.
Младшие братья живут в усадьбе, или отделяются и строят свои. Но остаются под властью старшего брата и на его земле. В надежде унаследовать все. Ибо вотчина не дробится, чтобы не усложнять процесс сбора ратей, не допускать обнищания боярских родов, и соответствующего снижения качества утилизируемого по княжескому призыву ополчения.
Феодализм это система. А отнюдь не беспредел на коне и в доспехах типа большой консервной банки. Система чётко и очень жёстко прописанная. С весьма детально очерченными правами и обязанностями. В части имущественной, в части формы одежды, в части приветствия "по уставу"...
Император германский Фридрих Барборосса договаривается о личной встрече с папой римским. Ритуал предусматривает три действия: император становится перед конным папой на колени, целует папскую туфлю и ведёт папского коня к крыльцу. Две первых операции у Барбороссы возражений не вызывают. На коленях постоять, к папиной обувке губами императорскими приложиться - нормально. А вот взять коняшку под уздцы и сделать пару шагов - оскорбление чести и достоинства. Международный конфликт и ущемление государственных суверенитета с престижем. Почему?
Да потому, что две первые операции относятся к символике христианской, церковной. Коленопреклонение и лобызание. А вот прогулка с папской лошадью - действие слуги, конюха в отношении своего господина. Это уже из области светской. Признание отношений вассальной зависимости между владетелями. Такие мелочи мои современники-попаданцы просто не ловят. А для туземцев это - как дышать. Система.
Княжеские земли...
Изначально все земли на Руси были пустые. В том смысле, что жили на них угро-финские племена. Рыболовы-охотники-собиратели. Дикари лесные.
"Андрофаги" по Геродоту. Потом на пустые земли пришли настоящие люди: словене, славяне, русичи и те куски земли, которые они засели своими общинами, стали общинными.
Как американцы гомстеды раздавали?
-- Воевал против Севера? Нет? Сбор 10 долларов, участок 65 га. Пустой земли.
-- Так там же эти... аппачи с команчами, дакота с сиу...
-- Ага. А еще бизоны, койоты и кролики. Охота там... Ну сказано же: пустые земли.
Сидящий Бизон и Маленькая Лошадь долго возражали. Бизоны -- года два-три. Аппачи - вообще только одну кампанию. Потом их всех загнали в ущелье и положили. 18 тысяч кровожадных дикарей. То есть, конечно, собственно дикарей было 20%, остальные -- кровожадные дикарки и дикарёнки. С грудного возраста начиная. Разновидность дичи, встречающейся на "пустых землях".
У нас тут не там. Мы гранты любим, а вот генерал Грантов... Так что вепсы, к примеру, и в третьем тысячелетии будут жить в территории Тверской губернии. Но -- не все. И - по нашему.
А у нас - коллективная форма собственности и хозяйствования - колхоз. А иначе не выжить.
Немецкие колонисты в Российской империи расселялись по-разному. Под Одессой - отдельные богатые хутора, даже поместья. На Волге - земля врозь, но жить селом. В Сибири даже в конце девятнадцатого века пришлые немцы селились русской общиной. Общиной, даже в тайге, даже немцы, - выжить могут.
О русской общине много чего написано. Легенды и мифы... Можно Степняка-Кравчинского почитать насчёт русского "мира" и украинской "громады". До сих пор эта форма собственности в нашем менталитете сидит. Потому что это не только собственность, но и образ жизни. Это и в государственном устройстве, например, отражается. Именно "общинность". Хуторяне хоть и тоже на земле сидят, а думают иначе, чем деревенские. Чем "общинники".
Вокруг каждой общины земли на Руси остались прежними - свободными. И сами общины были свободными. Потом пришли князья и стали собирать дань.
Старое бюрократическое правило: "бумажка сама не ходит". Аналогично: "земля сам дохода не даёт". Поэтому хоть и говорят "дань с таких-то земель", а имеют ввиду - с общин, которые на этой земле сидят. И которых власть - "доит". "Это наша корова, и мы будем ее доить". В различных формах. Называется - "фискальная политика", налогообложение.
Сначала было самое простое - "полюдье". Пошёл "по люди" и отобрал сколько смог. Только общины на месте не сидят - переходят постоянно с места на место.
Княгиня Ольга и сама полюдье собирала. Сбор дани проходил в форме похода по первому снегу. На местах, где она стоянки в этих зимних походах устраивала, города теперь поднялись. А общины - "примучивали". Убедили платить. Все земли стали княжескими. Вся Русь Святая стала собственностью корпорации "Рюрик энд санз". Как Роснефть или Газпром - на разных участках трубы разные начальники. А собственность у них - общая. Так и говорят - "национальное достояние". И гоняются по этому достоянию вооружённые отряды. Всю зиму. Так было при Рюрике, Олеге, Игоре.
Но Ольга начала ломать такую форму форму фискальной политики. Накладно это и неэффективно. Стала раздавать землю боярам в вотчины, а на все остальные земли ставить управителей. Тиуны, погостные бояре...
Свободных земель на Руси мало осталось. Только на окраинах да в глухих местах. А все веси, которые на княжеских землях стоят - платят князю подати. И повинности исполняют. То есть земля у них с одной стороны - общинная. Её община пашет, с неё живёт. А с другой стороны - княжеская. Община свою землю продать не может, наследования - нет. Каждый год -- передел семейных долей. Обычно -- по едокам. Пашни мало - работников - хватает. У общины на эту землю из прав - только пользование на условиях уплаты податей. Нет платежей - князь может похолопить всех. И продать. Или, что чаще бывает, отдать кусок земли с общиной боярину в вотчину. Снова условное владение.
И вотчинную землю и общинную - заложить нельзя. Ибо заимодавец не сможет такой заклад забрать. А вот доход с них - можно. По "Правде" - весь урожай ржи за год с семейного надела идет за пол-гривны. Можно еще и управление передать. На определённый срок с определёнными условиями.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пейзанизм"
Книги похожие на "Пейзанизм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Бирюк - Пейзанизм"
Отзывы читателей о книге "Пейзанизм", комментарии и мнения людей о произведении.