» » » » Алла Панова - Миг власти московского князя


Авторские права

Алла Панова - Миг власти московского князя

Здесь можно скачать бесплатно "Алла Панова - Миг власти московского князя" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство АСТ, Астрель, Транзиткнига, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алла Панова - Миг власти московского князя
Рейтинг:
Название:
Миг власти московского князя
Автор:
Издательство:
АСТ, Астрель, Транзиткнига
Год:
2006
ISBN:
ISBN 5–17–037185–3 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5–271–14089–Х (ООО «Издательство Астрель») ISBN 5–9578–4255–9 (ООО «Транзиткнига»)
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Миг власти московского князя"

Описание и краткое содержание "Миг власти московского князя" читать бесплатно онлайн.



 ISBN 5–17–037185–3 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5–271–14089–Х (ООО «Издательство Астрель») ISBN 5–9578–4255–9 (ООО «Транзиткнига»)

О жизни и судьбе великого князя владимирского, первого кня­зя московского Михаила Ярославича (? —1248), прозванного Хоробритом (Храбрым), рассказывает роман современной писательни­цы А. Пановой.






Разговор за трапезой начали издалека, с воспоми­наний о сечах, и тут уж не могли не упомянуть Алек­сандра, от которого не имели никаких вестей. Чтобы отвлечься от нахлынувших тяжелых мыслей, загово­рили о кушаньях, которыми был уставлен стол. Отве­дав угощений, поднимали чарки и воевода с Никитой, приглашенные князем на беседу с гостем.

— Как тебя в Великом Новгороде принимали? Чем угощали? — спросил Михаил Ярославич, внимательно глядя на гостя, который мало изменился с последней их встречи. Был он года на три старше Александра и всей своей статью походил на него. Рукопожатие гос­тя было все таким же крепким, небесно–голубые глаза смотрели все так же зорко, а на белой с рождения голо­ве если и появились седые пряди, то заметить их было невозможно.

Северьян, вертя в руке кусок зайчатины, запечен­ной до румяной корочки, и раздумывая, обмакнуть ли мясо в брусничный взвар, прежде чем отправить в рот, ответил не сразу. Он понял, что князя интересует вовсе не то, какими кушаньями потчевали его в Новгороде.

— По–разному принимали, — наконец ответил он и, отложив зайчатину, проговорил серьезно: — Сам, небось хорошо знаешь, там котел все время кипит. И все зависит от того, кто кашу варит.

— Ну и кто там нынче верховодит? — нетерпеливо спросил князь.

— Нынче верх те крикуны берут, что супротив тво­его брата всегда козни строили, — ответил гость, сде­лав глоток из высокой чарки, продолжил: — А кто за Александра, совсем невмоготу стало. Голову те подня­ли, кто всегда Ордену готов был поклониться. Теперь они многих на свою сторону переманили. Кричат, что владимирские князья пред ханами склонились, от Ор­ды, мол, теперь зависят, а Великий Новгород всегда сам по себе стоял, никому не кланялся и под властью поганых не был и не будет…

— А выход ордынский?[59] Собирают ведь, — удив­ленно вскинул бровь князь.

— А то как же! Твердислав Хрипун им на это ука­зать посмел, так его едва не растерзали за правду. Гово­рю же, одно теперь талдычат, мол, нечего со слабыми дружбу водить, надо к сильным прислониться. От вла­димирских князей, дескать, проку нет.

— Эвон как заговорили, — покачал головой воево­да, — забыли, что не единожды их Александр Яросла­вич из беды выручал, запамятовали, как он самому шведу Биргеру своим острым копием печать на лице возложил.

— А у новгородцев память всегда короткой бы­ла, — добавил свое слово князь.

— Верно, княже, говоришь, — кивнул гость. — Быстро они забыли и как ливонцы до берегов Оредежи дошли, возы с товарами грабили, скот забирали, смер­дам пахать не давали, и как немцы данью Водь обложили, а в погосте Копорье крепость свою выстроили. Если б Александр с низовой ратью вовремя не пришел, не вернул Копорье со Псковом, давно бы новгородцев да псковичей папа в латинскую веру обратил.

— Не пойму я, что папа этот от нас хочет, зачем на нас рати шлет? — спросил, облокотившись на стол, Никита.

Северьян усмехнулся, переглянулся с воеводой, сразу не найдя, что ответить молодому любопытному сотнику.

— Как тебе сказать, — почесал боярин затылок, — земли, видно, Ордену мало. А за Орденом подумай, кто стоит? Вот то‑то и оно! Земля нужна рыцарям, что име­нем Христа прикрываются, но заботятся лишь об уве­личении своих владений и о приумножении паствы для папы латинского. Они так рука об руку и идут. Па­па ведь уж давно своих легатов к нам шлет.

Князь на эти слова закивал, а гость продолжал:

— Новгородцы некоторые, будь их воля, давно бы по примеру псковского боярина Твердилы Иванковича ворота своего города врагам отворили. Им ведь глав­ное, чтобы с Ганзой торг без помех вести. Да и вокруг не лучше дела: сумь и емь — на свеев глядят, чудь с во­дью да ижорой[60] всегда вере нашей православной со­противлялись… Еще Юрий запретил латинским чер­нецам их в свою веру обращать. Ну и что с того, что православными назвались? Почитай, у многих креще­ных за иконами идол еще хоронится. Им что митропо­лита слушать, что папу — все едино: и свечку поста­вят, и где‑нибудь на капище в лесной чаще своим неза­бытым богам помолятся.

— А что ж от людишек простых почитания ждать, когда и князья пастырей не больно‑то чтут, — сказал воевода.

— Это ты, Егор Тимофеевич, верно подметил. Го­ворят, еще Изяслав Мстиславич собрал епископов да заставил избрать митрополитом не грека, а нашего чернеца — как, бишь, его — Климента Смолятина. И Михаил Черниговский своего митрополита в Киеве ставил — игумена Петра Акеровича.

— Так его Даниил Романович сверг и епископов, что при нем были, разогнал, — вставил воевода.

— Да, да, — кивнул боярин и, поправив прямую белую прядь, упавшую на глаза, продолжил свою мысль: — А припомни‑ка Андрея, которого Боголюбским прозвали! Он‑то как отличился! Три раза епископа греческого прогонял, но добился‑таки своего, поставил угодного себе Федора, из киевского боярского ро­да. Думал, видно, князь, что Федор ему во всем послушен будет, а того не получилось, и рассорился с ним. Разобиделся князь, послал епископа на суд в Киев, где сидел митрополит Константин, давний недруг владыки. Уж он‑то отвел душу: низложенному владыке язык урезали и руку отрубили…

— Нечего сказать, по–христиански поступили, милосердно, — удивился Никита.

— А ты как думал? Власть, она везде власть. И священники, может, и ближе нас, смертных, к Богу стоят, но они такие же люди, как и все… — с тоской в глазах посмотрел на сотника воевода.

— Слышал я как батюшка на службе про хана Ба­тыя ласковые слова говорил, так ушам своим не пове­рил, — не унимался Никита.

— И я в первый раз не поверил, — неожиданно поддержал его князь, — с тех пор пред иконой, что мать мне вручила, молюсь. Не хочу более слушать похвалы врагам земли моей, которую они кровью русич чей обильно полили.

— Люди Батыги Божьих храмов без особой нужды не трогают, может, потому и возносят пастыри наши за них молитвы… — проговорил воевода.

— Это на их совести. Говорят ведь, что всякая власть от Бога, а нынче верх над нами Орда взяла, вот и превозносят наши иерархи нехристей, чтоб паче чаяния бунтовать людишки против татар не вздумали! А куда уж бунтовать с такими‑то силами? Потому, я думаю, и Ярослав Всеволодович, светлая ему память, вынужден был смириться с тем, что ордынские ханы выше наших князей стали. Это он понимал, вы вот с братом уразумели, до меня и до некоторых таких, как я, горькая правда дошла, а в народе‑то разные на сей счет мысли бродят, могут с отчаяния и за вилы схватиться — терять ведь все одно нечего. А проповеди от смуты всех берегут. Вот и подумаешь, что, выходит, и они на пользу. Обиженным где еще теперь успокое­ние найти, как не в храме? Как тумены татарские уш­ли, народ валом в соборы повалил, последнее, что оста­лось, к алтарю понес. Еще жить негде было, а храмы первыми из руин поднимали. Значит, так сами люди захотели, — ответил на это боярин.

— Как не захотеть, когда тебе твердят, что в разо­рении земли родной, в гибели родных виноват ты сам. Грешил, мол, в храм редко ходил, пост не соблюдал. А подумать, так ли это, горе мешает! Кто ж грех свой не станет замаливать? Принес дары, свечку поставил, помолился — вроде и полегчало, — сказал воевода, глядя куда‑то в сторону, — а душа‑то все равно в тоске тонет. Сам знаю. Никогда обо всем этом не думал преж­де, думать стал, как с князем живым от татар ушел…

Воевода замолчал. Молчание надолго воцарилось в княжеской горнице. Прервал его сам князь.

— А мне вот какая мысль покоя не дает, — сказал он, — кто ж нам на подмогу придет? Ведь у Киева дав­но прежней силы нет, Рязанское княжество, почитай, более всех от поганых пострадало, и даже новгородцы теперь отложиться хотят. С кем же, если понадобится, нам против Орды встать?

— Ты, князь, зря союзников ищешь. Брат твой давно, видать, понял, что теперь с татарами не воевать, а уживаться надобно. Так и Ярослав Всеволодович де­ло вел, — ответил Северьян.

— Да, мы с Александром перед его отъездом об этом долгую беседу вели. Он мне еще тогда говорил, гляди, мол, легаты папские к нам зачастили, к отцу послов засылали, и его самого уговаривать пытались, чтоб с ними подружился. Даниилу Галицкому корону обещали за то, что в союз с папой Иннокентием всту­пит. Дескать, папа только о том и мечтает, как бы на­шим князьям помочь с погаными разделаться.

— Так кто ж такому поверит, — удивился Никита.

— Находятся. Верят, — ответил на это Михаил. — Я тоже верить хотел, а брат разуверил. Сказал, что, мол, где это видано, чтобы враги без дальнего умысла помощь свою предлагали. Наверняка как до дела дойдет, забудут об унии своей, и останутся русские полки один на один с туменами ордынскими. Лягут наши витязи в землю сырую, а тут как тут и помощники объявятся и без хлопот в городах и весях наших свои поряд­ки заведут.

— Жаль только, что не все так далеко глядеть могут, как Александр Ярославич, — вздохнул Северьян и опять поправил упрямую белую прядь. — Я, ска­зать по правде, тоже поначалу взъерепенился, как это, мол, с нехристями дружбу водить. А он мне стро­го сказал, что не о дружбе речь идет, а о том, чтобы силы копить. Нынче в Великом Новгороде я такого о князе понаслушался, что до сих пор обида за него не прошла. Он‑то как в воду глядел, полезли доброхоты из всех щелей. Так уж хочется им с папой подружить­ся. А князь говорил, дескать, Батыга пришел, погра­бил земли наши и удалился в свой Сарай–Бату, сидит там и в дела наши не вмешивается. Живите‑де как знаете, молитесь кому хотите, только мне дары шли­те. А латиняне и добро заберут, и в душу влезут, и на земли наши хозяевами усядутся. С того разговора и я так думать стал, — закончил гость свою поучитель­ную речь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Миг власти московского князя"

Книги похожие на "Миг власти московского князя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алла Панова

Алла Панова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алла Панова - Миг власти московского князя"

Отзывы читателей о книге "Миг власти московского князя", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.