Евфимий Зигабен - Толковая Псалтирь
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Толковая Псалтирь"
Описание и краткое содержание "Толковая Псалтирь" читать бесплатно онлайн.
*) По словам Афанасия, молится о приближении утреннего воскресения Христова, которым мы помилованы.
Скажи (возвести) мне, Господи, путь, в онже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Почему Давид просит здесь, чтобы Господь открыл ему путь спасения, тогда как и естественный закон и писанный учат о сем? Ответствуем, что Давид просит сего, или потому, что естественный закон написанный в совести, завален и покрыт грехом,—для того, говорит, мне нужно обновление его Твоею благодатию и Твоим наставлением; или потому, что человек не знает многих полезных предметов; почему и просит здесь (Давид) Бога о непосредственном открытии оных. Почему и Павел пишет: ибо мы не знаем, чего просить нам должно (Рим. 8,26). К Тебе, говорит, устремляюсь и прилепляюсь: посему яви мне путь спасения, по которому ходя непогрешительно, я могу придти к Тебе. *)
*) Того же Афанасия: Давид молится о возвещении ему евангельского учения. Златословесного: К Teбе я возвел душу мою, значит: к Тебе устремляюсь, на Тебя смотрю.
9. Изми мя от враг моих, Господи! к Тебе прибегох.
10. Научи мя творити волю Твою, яко Ты ecu Бог мой. Не сказал: научи меня воле своей, но по замечанию Златоуста, научи меня творить волю Твою; потому что блажен или счастлив не тот только, кто знает волю Божию, но тот кто исполняет ее, так как знать волю Божию легко, а исполнять ее трудно; почему по словам Евсевия нужно наставление и вспомоществование от Бога. *)
*) Слова Феодорита: Молю Тебя и о том, чтобы мне не только знать, что Тебе угодно, но и делать угодное Тебе; поелику я знаю, что Ты Бог мой и Владыка.
Дух Твой благий наставит мя на землю праву. Благой, говорит, и Святой Дух твой, Господи, наставит меня на прямой и ровный путь, каковой составляет добродетель: она пряма, как непогрешительно ведущая людей ко спасению, и ровна, как свободная от преткновений и стремнин, каковые суть страсти и грехи. *)
*) Златословесного; Видишь ли, как мы узнаем, как научаемся совершать путь действием Святого Духа? Посему и Павел говорил: Нам же Бог открыл Духом своим. Божественного Василия: Бог называется и действительно благ. Благ также и Дух Святой, имеющий не приобретенную благость, но находящуюся в самой природе Его.
11. Имене ради Твоего, Господи, живиши мя. Ты, заключает, Господи, оживишь меня не за добродетель мою, но ради имени Твоего святого: потому что Ты называешься человеколюбивым и милостивым. И в 113м псалме также сказано: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу.
Правдою Твоею изведеши от печали душу мою.
12. И милостью Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающыя (оскорбляющих) души моей. О той правде, о которой Давид сказал в начале псалма сего, теперь повторяет и здесь; и названную в начале истину здесь называет милостью. А истребление и погубление мысленных врагов означает отогнание и истребление их, смотря по словам и желанию говорящего. Далее выражение: оживишь и изведешь, и истребишь и погубишь, поставлены в будущем времени, как произносимые пророчески; впрочем, могут быть приняты и в значении желательных, вместо: оживи, изведи, истреби и погуби. *)
*) Слова Евсевия: Спрашивается как одни и те же получают милость и истребляются? как, если не свойственною Богу милостью? Просит о сокрушении врагов его, говоря не потому, что я достоин того, но по человеколюбию своему, освободи меня от противников моих, освободи от злоумышляющих; дай хотя малое отдохновение от скорби, Феодорита: Это сказал и в 135-м псалме: поразившему Египет с первенцами его; ибо во век милость его. Так говорит и здесь; милостью Твоею истребишь врагов моих. Ибо милость к обижаемому причиняет гибель обижающему. Так и отличный земледелец вырывает терны с корнями, но орошает и удобряет растения, насажденные им и возделывает около них землю.
Яко аз раб Твой есмь. Потому, прибавляет, Ты освободишь душу мою, Господи, от скорби, и истребишь врагов моих, что я раб Твой, и стараюсь служить Тебе и хранить все повеления Твои Владыко! *).
*) Златоуста: Смотри, опять причина, говорит, погибели врагов та, что я раб твой. Ибо невозможно получить просимое просто, но везде должно приготовлять себя к получению просимого, и доставлять то, та зависит от нас и тогда приступать с молитвою, потому что не достаточна для нас одна молитва. И Иудеи молились, но услышали (ответ): когда умножите моление ваше, не услышу вас. И чему ты удивляешься, что Иудеи не были услышаны, когда и Иеремия, молясь о них, получил грозный ответ: и раз и другой раз услышал: не молись о на сем; потому что не послушаю тебя.
Псалом 143
Псалом Давиду, к Голиафу.
В некоторых списках не имеется прибавления: «к Голиафу», впрочем, ничто не мешает быть оному в надписи; потому что сей псалом написан Давидом по одержании им многих других побед, за которые и благодарит Бога. А мысленный Голиаф есть общий враг всех людей—диавол. *)
*) Другой, т. е. Никита, говорит, что как в предыдущем псалме Давид просил Бога о избавлении его от врагов; то, получив сие избавление, он говорит о нем в сем псалме, здесь он возвещает и пришествие Единородного, который убил мысленного Голиафа. А Феодорит сказывает, что сей псалом сочинен от лица Иудеев, по случаю возвращения их из Вавилона и сражения с соседственными народами. Он так говорит: в некоторых списках я нашел прибавление в надписи: «к Голиафу», которого не находил ни в еврейской, ни в других переводах, ни у Семидесяти в шестистолбцовой (а что такое 6 столбцовая, о том можно видеть из предисловия к сему толкованию в 1 томе). Случай же к написанию сего псалма подали восстания на Иудеев народов, по возвращении их из Вавилона, о каковом многие пророки твердили, а особенно пространно Иезекииль (гл. 38, 8—9), сими словами: от дней многих приготовишься и придешь в землю, опустошенную мечем (войною), наполненную многими народами, в землю Иерусалим; и падешь ты и все окружающие тебя, и народов (языческих) много с тобою. За сим показывает и образ погибели сих народов: и призову на него (весь) страх меча на все горы мои, говорит Адонаи Господь: меч брата на брата его будет. И осужу на смерть и на пролитие крови и на потопляющий дождь и на каменный град; и огонь и cеpy пролью на всех находящихся с ними и на многие (языческие) народы с ним. То же предсказано и в сем псалме. Ибо преклони, говорит, Господи, небеса и сойди; коснись гор и они задымятся; блесни молниею и разженешь их; посли стрелы Твои и смятешь их.
Ст. 1. Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань. Да будет, так начинает, хвалим и прославляем Бог, который в чувственной брани против врагов моих дал рукам и перстам моим благоуспешность и силу мне победить врагов и воздвигнуть такие знаки торжества над ними. Притом и в мысленной брани с демонами и страстями бывают благоуспешны и счастливы те руки, которые простираются на добродетель и воздеваются в молитве к Богу. Можно и иначе сказать, что Давид, по наставлению от Господа, простирал руки свои на ополчение и персты на брань, и таким образом телесными своими членами поражал и побеждал чувственных врагов, а мысленными поборал и низлагал мысленных бесов и страсти. *) А мы, христиане, будучи научаемы Христом, движем руки наши на ополчение, когда возносим их в молитве к Богу, персты же движем на брань, когда ударяем ими, делая знамение честного Креста, и таким образом поражаем и побеждаем страсти и диавола.
*) Евсевий говорит, что Давид, употребляя руки и персты вместо бряцала (инструмент) бойцов, отгонял невидимых бесов, беспокоивших Саула. Если же сии слова относишь ко всякому праведнику, то можешь сказать, что все действия боголюбивого человека, относящегося к богопочтению, разрушают противные силы и таковому протяжению рук учит Бог; а под перстами праведника можешь понимать действия его, не исключая и самых малых, которыми он поражает диавола. И Моисей протяжением рук обращал в бегство Амалика. Златоуст: Что ты говоришь? Бог есть учитель в бранях и сражении и ополчении? Так; не погрешит тот, кто припишет Ему победу и в них. Ибо сие-то значат слова: научающий руки мои, т. е. Он содействует в окружении неприятеля, в преодолении его и восторжествовании над ним. Ибо во время низложения Голиафа, Он был виновник сей победы. Впрочем есть и другая брань, которая опаснее сей и в которой особенно имеем нужду в помощи свыше, когда мы ополчаемся против враждебных сил. Феодорит: Сказанное может относиться и к нам. Ибо освободясь от жестокости диавола, мы научены Богом поражать его, производя руками правду, а перстами полагая на челах печать креста.
2. Милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защититель мой и на Него уповах, повинуяй люди моя под мя. Бог, продолжает, есть милость и прибежище мое, Он помощник мой и избавитель и защитник мой; почему я и уповал на Него всецело. *) Он-то подчиняет мне народ мой: ибо мы имеем нужду в помощи Божией, не только в покорении себе противных народов и врагов наших, но, по словам Златоуста, и в подчинении собственного народа моего; и как победа над врагами моими происходит из помощи Божией, так, по словам того же Златословесного, равным образом и добровольная подчиненность людей моих зависит от нея же. **)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толковая Псалтирь"
Книги похожие на "Толковая Псалтирь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евфимий Зигабен - Толковая Псалтирь"
Отзывы читателей о книге "Толковая Псалтирь", комментарии и мнения людей о произведении.