» » » » Эрик Берн - Психика в действии


Авторские права

Эрик Берн - Психика в действии

Здесь можно скачать бесплатно "Эрик Берн - Психика в действии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Попурри, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эрик Берн - Психика в действии
Рейтинг:
Название:
Психика в действии
Автор:
Издательство:
Попурри
Год:
2007
ISBN:
978-985-15-0089-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психика в действии"

Описание и краткое содержание "Психика в действии" читать бесплатно онлайн.



Для широкого круга заинтересованных читателей — полное издание на русском языке часто цитируемой работы знаменитого учёного.

В файле отсутствуют страницы 40–41.

http://fb2.traumlibrary.net






Этот бессознательный механизм, таким образом, включает в себя усвоенные с младенческого возраста уроки, как избежать утраты чьей-то любви. В детстве индивид узнает, как он «должен» себя вести, поскольку родители сердятся, когда он ведет себя не как «должен», и эти уроки «должного» поведения внедряются в психику столь глубоко, что становятся частью бессознательного Я. Некоторое дополнительное понимание «долженствования» приходит также в более позднем возрасте, то есть после того, как ребенку исполняется пять или шесть лет, но эта часть остается уже в сознании в форме того, что называют «совестью», и тоже играет свою роль в принятии человеком решений. «Бессознательная совесть», однако, представляет собой более важную проблему, чем «сознательная совесть», поскольку формируется раньше, коренится глубже, обладает большей силой, труднее поддается изменению и контролю и влияет на поведение человека без четкого осознания с его стороны, а часто даже вопреки его сознательной воле.

Когда индивид взрослеет, его родители, разумеется, уже не стоят рядом с ним, чтобы наказать его, если он поступает не так, как, по их мнению, должен, но их мощные, сильно заряженные эмоциями образы остаются в бессознательном, а это не менее действенно, поскольку индивид всегда действует в соответствии со своими образами, а не в соответствии с реалиями. То, что этим представлениям о должном двадцать или сорок лет, никакого значения не имеет, потому что они бессознательны, а бессознательное, как мы знаем, не стареет, и образы его пропитаны ощущением бессмертия. Что же касается непосредственно наказания за проступок, то и здесь родители не нужны. Их функцию берет на себя собственное Ид индивида.

Как либидо отчасти обращено на самого индивида, проявляясь самоуважением, самолюбованием и самозащитой, так и мортидо направлено внутрь энергией самобичевания. Когда человек делает что-то несовместимое с поведением, усвоенным в младенческом возрасте как должное, часть его мортидо зажигает в сознании порицающие образы отсутствующих родителей. Чувство, возникающее, когда мы делаем то, что делать не должны, называют чувством «вины». Даже если индивид не сознает своей вины, неудовлетворенное напряжение внутренне направленного мортидо, вызываемое «греховным» поступком, проявляется как «потребность в наказании». Чувство вины и потребность в наказании означают, что бессознательные и сознательные образы родителей или лиц, их заменяющих, активизируются, грозя наказать его, как это делали в далеком прошлом реальные люди. Пока эта потребность в наказании не удовлетворена, она продолжает существовать, и напряжение может накапливаться годами, побуждая человека снова и снова навлекать на себя неприятности в стремлении получить облегчение. По этой причине направленной внутрь разрушительной энергией необходимо управлять, иначе, как и другие формы энергии Ид, она может зайти слишком далеко, если Эго вовремя не остановит ее. Потребность в наказании может довести индивида до большой беды посредством «забывчивости» или «небрежности».

Как мы видим, напряжения Ид — штука несколько более сложная, чем мы предполагали вначале. Есть напряжения либидо, направленные вовне и вовнутрь, и есть напряжения мортидо, направленные вовне и вовнутрь. Все четыре группы напряжений требуют удовлетворения, и Эго должно держать их все под контролем. Одна из важнейших и труднейших задач Эго — следить за тем, чтобы удовлетворение любого из трех других напряжений не приводило к увеличению напряжения внутренне ориентированного мортидо. Иными словами, чувство «вины» может вызвать большее напряжение, чем заслуживает поступок, вызвавший это чувство, и некоторые люди способны самобичеванием довести себя до катастрофы, терзаясь чувством вины за банальный проступок.

Бессознательные образы родителей и их преемников, олицетворяющие уроки, полученные человеком на самых ранних этапах жизни, заряжены энергией мортидо и отчасти либидо, отщепленной от остального Ид. Эта система, помогающая человеку определять свое поведение, получила название Суперэго. Вопрос вины и потребности в наказании сложен, поскольку эти вещи связаны с рядом элементов, участвующих в процессе принятия решений. Первый из этих элементов — вышеупомянутое Суперэго. Другим является Идеал Эго, состоящий из сложившихся у индивида сознательных и бессознательных образов того, каким он хотел бы быть, образов, сформированных по образам тех людей, кем он восхищается, с кем идентифицирует себя, кому хочет подражать и кто обладает теми качествами, которые ему видятся идеальными. Есть также сознательное представление о том, что хорошо и что плохо, позаимствованное главным образом от религиозных наставников, школьных учителей и из других авторитетных источников. Этот третий элемент как раз и есть то, что обычно называют «совестью».

Эти три элемента самые важные. Для простоты мы объединим их под общим именем Суперэго.

Поскольку одним из первых уроков «исполнения долга» в жизни ребенка является «должное» управление кишечником, период освоения этой процедуры играет важную роль в формировании Суперэго. Это хороший пример твердо установленной, но довольно сложной связи между кишечником и мортидо, с которой мы еще столкнемся ниже.

Следует иметь в виду, что та часть мортидо, что заключена в Суперэго, представляет собой некоторую долю, отщепленную от остального Ид и способную в большей или меньшей степени противостоять Ид. Таким образом, Эго в конечном счете приходится иметь дело с тремя энергетическими системами, которые оно должно принимать во внимание, прежде чем приступать к действию: желания Ид, реалии внешнего мира и Суперэго.

Итак, решения могут приниматься человеком сознательно или бессознательно. Сознательные решения, как нам хотелось бы думать, регулируются Принципом Реальности и сознательной совестью. Бессознательные решения, если они связаны с действиями, несущими малую эмоциональную нагрузку, могут приниматься по привычке, что экономит энергию. В большинстве ситуаций решения зависят от исхода конфликта между бессознательными силами Суперэго и Ид. Если решение принимается без осознания реальных сил, стоящих за ним, человек старается найти ему оправдания, убеждая себя и других, что действовал в соответствии с реалиями ситуации. Это называют «рациональным обоснованием» решения.

10. Ради кого все это делается?

Что такое «Я»? Мы описали желания Ид, удовлетворение которых доставляет «индивиду» наслаждение. Мы рассказали, каким образом Суперэго руководит действиями Эго и наказывает «индивида» за его грехи. Мы изучили, как Эго, зажатое между этими двумя силами, ведет нас через опасности внешнего мира. Для кого же работают все эти силы? Я — это мое Эго? Или мое Ид? Или истинным Я является мое Суперэго?

Одна женщина описывала свое Я как нечто, руководящее всем ее существом; она представляла себя возницей, который правит запряженной ослом тележкой. Осел был той частью и ее самой, которая мыслила, управляла движениями ее тела, все запоминала, писала тексты. Когда она не могла вспомнить что-то, ее Я винило в этом «осла», чья работа заключалась в том, чтобы все запоминать и формулировать фразы. О каком же Я она говорила?

Опираясь на уже известные нам сведения, мы должны сказать, что это было либо Суперэго, либо наблюдающая часть Эго. В последнем случае приходится предположить, что Эго является системой, каким-то таинственным образом способной лицезреть самое себя подобно тому, как отдельные части тела могут чувствовать одна другую. Только так можно объяснить возникающее у людей ощущение, что они способны наблюдать за работой собственного разума как будто со стороны — точно так же, как могут дотронуться до своей ноги не менее естественно, чем это делает посторонний человек.

Другой способ объяснить это — предположить, что есть некая четвертая сторона личности, ради блага которой существуют остальные три. Если таковая и существует, психиатры и психологи о ней почти ничего не знают. Люди религиозные могут называть ее душой. Ученые же пока дать ей имя не могут. До сих пор мы избегали этого вопроса, описывая человека просто как энергетическую систему, систему сил, постоянно стремящуюся восстановить свое равновесие, а отнюдь не пытающуюся «угодить» кому-то или чему-то или какой-то части самой себя, как Земля, вращающаяся вокруг Солнца, никому не пытается этим «услужить».

Хотя, по логике вещей, «возницей», который управляет ослом человеческого разума, могли бы быть Супер-эго или часть самого Эго, при желании мы можем рассматривать возникающую в человеке способность наблюдать за своим разумом со стороны как проявление четвертой системы напряжений в психическом аппарате. Это была бы та самая система напряжений, которая постоянно влечет живые существа в сторону «прогресса». Существование такой системы могло бы объяснить, почему люди растут, почему человеческая раса стремится стать «лучше», почему животные в процессе эволюции становятся все жизнеспособнее и почему по мере того, как энергетическая система усложняется на эволюционном пути от медузы до человека, психический мир обогащается творческой любовью к красоте. Даже если оставить в стороне вопрос, чье «благо» при этом преследуется, все равно возникает повод для предположения о существовании некой четвертой силы, которая побуждает нас стремиться «вперед и вверх».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психика в действии"

Книги похожие на "Психика в действии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эрик Берн

Эрик Берн - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эрик Берн - Психика в действии"

Отзывы читателей о книге "Психика в действии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.