» » » » Эрик Берн - Психика в действии


Авторские права

Эрик Берн - Психика в действии

Здесь можно скачать бесплатно "Эрик Берн - Психика в действии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Попурри, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эрик Берн - Психика в действии
Рейтинг:
Название:
Психика в действии
Автор:
Издательство:
Попурри
Год:
2007
ISBN:
978-985-15-0089-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психика в действии"

Описание и краткое содержание "Психика в действии" читать бесплатно онлайн.



Для широкого круга заинтересованных читателей — полное издание на русском языке часто цитируемой работы знаменитого учёного.

В файле отсутствуют страницы 40–41.

http://fb2.traumlibrary.net






По мере роста индивида Эго все более эффективно исполняет три своих задачи, которые состоят в облегчении либидо, облегчении мортидо и уменьшении угрозы со стороны внешнего мира. Хорошим примером служит земледелец, которому мортидо дает энергию «терзать» землю, а либидо — энергию ухаживать за растущим урожаем. Продажа этого урожая уменьшает угрозу голода и в то же время увеличивает вероятность дальнейшего удовлетворения либидо и мортидо, делая более реальной будущую женитьбу.

Таким образом, личность нормального человека развивается и меняется по мере того, как он учится новым методам удовлетворения своих либидо и мортидо, используя все новые органы и способности, которые становятся подвластны ему, и отказываясь от прежних, инфантильных путей. В этом росте ему содействует Принцип Реальности, помогая бороться с навязываемыми ему со стороны Ид старыми, потерявшими свою актуальность и даже опасными методами достижения удовлетворения.

8. Зачем люди сдерживают себя?

Игривый маленький ребенок не делает никаких попыток управлять собой, пока не начнет понимать, что прямое проявление либидо и мортидо не «окупается».

Если здоровый младенец хочет какую-то вещь сломать, он ее ломает. Если ему хочется обнять кого-нибудь, он обнимает. Когда ребенок вырастает, он узнает, что подобное поведение может приносить в конечном счете больше боли, чем удовольствия, что немедленное облегчение одного напряжения может привести к накоплению другого, еще большего. В таких случаях задача Эго — если оно на это оказывается способным — рассудить, какая именно линия поведения приведет к наименьшему накоплению напряжения в долгосрочной перспективе.

Если ребенок сломает отцовский музыкальный инструмент, его отшлепают или обругают. Это причиняет боль и вызывает психическое напряжение. Когда у ребенка в следующий раз возникнет настроение что-нибудь уничтожить, он, возможно, призадумается: «Если я разобью эту китайскую вазу пятнадцатого века, не перевесит ли рост напряжения от неизбежной порки удовольствие, полученное от уничтожения вазы?» Если у отца рука твердая и мозолистая, то ответ будет однозначным. И ваза останется целой.

В более зрелом возрасте тому же бывшему сорванцу придется, возможно, ответить себе на такой вопрос: «Если я отобью девушку у полицейского, не перевесит ли рост напряжения от неизбежных ударов дубинкой по голове полученное удовольствие?» И ответ снова будет однозначным, и девушка останется при доблестном страже порядка.

Наказание разными путями приводит к нарастанию напряжения. Давайте ограничимся здесь лишь рассмотрением растущего напряжения либидо, когда теряется способность любить, и растущего напряжения мортидо, когда нет возможности отомстить. Наказанный ребенок какое-то время не может обнимать отца, и в то же время он лишен шанса удовлетворить чувство обиды, сбежав из дома в лесную чащу. Даже если его не пороли, а только отругали, это дела не меняет.

В некоторых случаях, когда мортидо направлено вовнутрь и человек жаждет страдания, наказание может приносить мортидо больше облегчения, чем напряжения, и порка доставляет удовольствие. Многие взрослые и дети получают наказанием насыщение своего мортидо. В этом одна из причин, почему некоторые люди постоянно попадают в беду. Переживаемые страдания не отпугивают их, а, напротив, влекут ко все новым опасным приключениям.

Большинство людей предпочитают, однако, избегать того, что обычно воспринимается как «наказание», и находят способы обращения с инстинктами Ид, которые позволяют отсрочить их удовлетворение, если есть опасность пострадать. Они надеются таким образом получить в конце концов полное или частичное удовольствие без слез.

Поскольку причинение физической боли взрослым людям в качестве наказания используется в нашей стране редко, люди управляют собой преимущественно в целях избежания душевных страданий, возникающих вследствие усиления напряжения. Они, к примеру, воздерживаются от уголовно наказуемых деяний отчасти потому, что для большинства людей тюремное заключение означало бы сильнейшее напряжение как либидо, так и мортидо. Они рискуют потерять самоуважение, лишиться общества друзей, оказаться беспомощными против агрессии множества людей, которые будут ненавидеть их, включая самих себя. Сексуальные нравы и вспышки насилия, имеющие место в тюрьмах, свидетельствуют об усилении напряжений Ид у тех, кто оказался оторван от приличного общества и сам себя ненавидит.

Читатель, возможно, заметил, что мы до сих пор ни слова не сказали о совести, которая обычно считается основой хорошего поведения большинства людей. Однако на самом деле мы уже намекали на существование совести, когда пользовались такими выражениями, как «потеря любви», «утрата способности любить», или когда говорили о потере самоуважения и о ненависти к себе. В следующем разделе мы увидим, как эти переживания связаны с совестью и откуда последняя берется. Люди не рождаются «хорошими» или «плохими», но узнают о нормах поведения в очень раннем возрасте от окружающих людей. Когда ребенок становится «плохим», родители должны задать себе вопрос: «Насколько мы в этом виноваты? Хорошим ли примером для подражания мы были для него?»

9. Как человек принимает решения?

Люди принимают решения двумя способами. Первый — путь размышления. Мы рассматриваем несколько возможностей с разных сторон, взвешиваем все обстоятельства и принимаем решение, более или менее соответствующее Принципу Реальности. Второй путь обходится без сознательного мышления. Если бы нам пришлось думать о каждой мелочи, которую нам приходится делать в течение дня, мы утонули бы в болоте нерешительности. Если бы, нажимая на кнопки или клавиши, нам нужно было каждый раз размышлять над тем, каким пальцем это лучше сделать, подобное занятие превратилось бы в такую же долгую и мучительную процедуру, как одевание маленьких детей. К счастью, мозг умеет принимать решения без сознательного обдумывания с нашей стороны.

Один из способов бессознательного принятия решений — нерассуждающий автоматизм, который мы называем привычкой. Привычки позволяют нам экономить психическую энергию, когда мы имеем дело с простыми повседневными ситуациями, не вызывающими никакого напряжения Ид. Встречаются люди, которым приходится обдумывать и прорабатывать каждое пустяковое действие — то, что большинство из нас делает по привычке; как мы увидим ниже на примере Анны Кейо, у таких людей возникает множество мелких забот, поглощающих все их время и энергию, не оставляя времени на эффективное выполнение обычных обязанностей. Исследования показывают, что обычные действия вроде нажатия кнопок или мытья рук, не имеющие для обычного человека сколько-нибудь существенного эмоционального значения, для таких людей приобретают особый смысл. Их либидо и мортидо слишком сильно смещены на тривиальные вещи, и многие представления теряют ясность и определенность. Поскольку привычка срабатывает лишь в слабо заряженных эмоциями ситуациях, предполагающих наличие совершенно четких образов, таким «одержимым» индивидам трудно делать что-либо по привычке. Некоторые части окружающего их мира становятся чрезмерно «либидизированными» и «мортидизированными».

Бессознательной силой для принятия решения в более эмоциональных ситуациях обеспечивает нас само Ид. Сила эта основывается на установках, которые мы приобретаем в раннем детстве от родителей и других людей, чью любовь мы ценим и очень боимся потерять. Выйдя из младенческого возраста, человек приобретает способность бессознательно принимать некоторые решения, соответствующие, по его предположениям, пожеланиям близких людей.

Он как будто говорит себе: «Я должен поступить именно так, потому что так хотел бы мой отец, если бы был сейчас рядом со мной. Если я бы поступил иначе, то мог бы утратить его любовь — я знаю это с младенческого возраста».

Важно заметить, что человеку незачем проговаривать это, но его выбор оказывается в точности таким, как если бы он это сказал. Это позволяет принимать решения, не расходуя много времени и сил.

Естественно, у детей, которые росли без отца или чьи родители плохо выполняли свои роли, в этом аспекте развития происходят нарушения, что может приносить им в дальнейшей жизни немало проблем.

Этот бессознательный механизм, таким образом, включает в себя усвоенные с младенческого возраста уроки, как избежать утраты чьей-то любви. В детстве индивид узнает, как он «должен» себя вести, поскольку родители сердятся, когда он ведет себя не как «должен», и эти уроки «должного» поведения внедряются в психику столь глубоко, что становятся частью бессознательного Я. Некоторое дополнительное понимание «долженствования» приходит также в более позднем возрасте, то есть после того, как ребенку исполняется пять или шесть лет, но эта часть остается уже в сознании в форме того, что называют «совестью», и тоже играет свою роль в принятии человеком решений. «Бессознательная совесть», однако, представляет собой более важную проблему, чем «сознательная совесть», поскольку формируется раньше, коренится глубже, обладает большей силой, труднее поддается изменению и контролю и влияет на поведение человека без четкого осознания с его стороны, а часто даже вопреки его сознательной воле.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психика в действии"

Книги похожие на "Психика в действии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эрик Берн

Эрик Берн - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эрик Берн - Психика в действии"

Отзывы читателей о книге "Психика в действии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.