Эдуард Иванян - История США

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История США"
Описание и краткое содержание "История США" читать бесплатно онлайн.
Эдуард Александрович Иванян - доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом Института США и Канады РАН, главный редактор журнала «США и Канада: экономика, политика и культура».
Впервые в отечественной учебной литературе прослежены основные закономерности и выявлены особенности исторического развития американского государства, начиная с появления первых людей в Северной Америке до начала XXI в. Подробно анализируются этапы становления американского общества, процессы модернизации его экономических, социальных и политических структур. Включены материалы о видных политических и общественных деятелях США. Дается подробная характеристика внешней политики США, рассматриваются проблемы американской культуры и др.
Пособие написано на основе анализа обширной отечественной и зарубежной научной литературы, с учетом последних теоретико-методологических исследований, современных подходов к изучению новой и новейшей истории зарубежных стран. Использован широкий круг источников: официальные документы, мемуарная литература, публикации в периодических изданиях, статистические материалы. Особое внимание уделяется законодательным актам.
Для студентов исторических факультетов университетов, педагогических вузов и институтов иностранных языков, где изучается курс истории зарубежных стран, а также для учащихся колледжей, лицеев и гимназий гуманитарного профиля в качестве учебного пособия по страноведению.
В 60-х гг. в Конгресс Соединенных Штатов оказались избранными первые представители испаноязычного меньшинства страны. Представители индейского населения выиграли первые судебные иски по делам о нарушении их прав на отведенные им земли и водные источники. Созданное в 1968 г. Американское движение индейцев (American Indian Movement) добилось контроля над выделяемыми государством ассигнованиями на деятельность индейских организаций и социальную помощь бедствующим индейцам.[235]
В эти годы произошла и заметная активизация движения за сохранение окружающей среды. Уже в 1967 г. озабоченные состоянием экологии активисты добились принятия конгрессом Закона о чистом воздухе (Clean Air Act), который был дополнен в 1970 г. поправками, предусматривавшими строгие меры контроля за состоянием не только воздушной, но и водной среды. В том же году было образовано федеральное Агентство по охране окружающей среды с целью поддержки и координации усилий местных властей, общественных и учебных организаций, а также частных лиц по контролю за выполнением принятых законов. Были внесены изменения и в иммиграционные законы страны. В 1965 г. существовавшие национальные иммиграционные квоты были заменены различными квотами для Западного и Восточного полушарий. Отныне предпочтение отдавалось выходцам из Западного полушария, лицам, имеющим родственников — граждан США, и специалистам высокой квалификации.[236]
Обострение международной обстановки
В разгар предвыборной кампании 1964 г. по настоянию США Организация американских государств приняла решение о разрыве дипломатических отношений ее членов с Кубой и введении против нее жестких экономических санкций.[237] В том же году при активной поддержке США был свергнут президент Бразилии Ж. Гуларт, сформировавший правительство с участием коммунистов и ставший по этой причине неугодным Вашингтону. К власти в Бразилии пришла военная хунта, разорвавшая дипломатические отношения с Кубой и превратившая страну в одного из самых надежных союзников США в Латинской Америке. Вновь возросла международная напряженность, вызванная осложнением ситуации в Юго-Восточной Азии в связи с происшедшими в августе 1964 г. событиями в территориальных водах Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) в Тонкинском заливе. Президент Джонсон, следуя рекомендациям близких к администрации агрессивно настроенных политиков и военных,[238] провел через конгресс резолюцию, предоставлявшую ему полномочия предпринимать «все необходимые шаги» для «отражения вооруженного нападения» со стороны ДРВ и «защиты свободы» стран — членов СЕАТО. Согласно более позднему признанию самого Джонсона, идея бомбардировок территории Северного Вьетнама уже давно обсуждалась в правительстве и в качестве репрессивной меры, и как длительная кампания.[239] После победы Джонсона на выборах в стране началась тщательная подготовка общественного мнения к долгим годам предстоящих открытых военных действий.
Столкнувшись с вызванным войной обострением политических, экономических и социальных проблем, с принявшим поистине общенациональные масштабы антивоенным движением в США и решительным осуждением агрессии во Вьетнаме, президент выдвинул утверждение, что он лишь выполняет соглашение, «которое было получено им в наследство». Попытки Л. Джонсона оправдать политику своей администрации в отношении Вьетнама действиями и решениями своих предшественников в Белом доме относятся к более позднему этапу вьетнамской войны. Изданные в 1971 г. «Пентагоновские документы» (The Pentagon Papers) стали убедительным свидетельством того, что именно правительство Джонсона «расширило тайные боевые действия против Северного Вьетнама и планировало ведение открытой войны весной 1964 г., за целый год до того, как оно публично раскрыло глубину своего вмешательства и свои страхи по поводу поражения». В августе 1964 г. правительство ДРВ предложило Соединенным Штатам начать переговоры с целью урегулирования военного конфликта. Мирная инициатива ДРВ осталась без ответа. Лишь 15 месяцев спустя Джонсон заявил, что предложение ДРВ не было серьезным и что сложившаяся к тому времени ситуация в Южном Вьетнаме не обеспечивала сильной позиции США на переговорах. В 1964 г. в Южном Вьетнаме, согласно официальным и быстро устаревавшим данным, было уже 23 тыс. американских военнослужащих, и разрабатывались планы использования военно-воздушных сил США против ДРВ.
«Совершенно верно, что «американский дом», выстроенный Линдоном Джонсоном во Вьетнаме, был возведен не им одним. Фундамент его, если можно так выразиться, был заложен президентом Эйзенхауэром, а первый этаж выстроен президентом Кеннеди. Но президент Джонсон был архитектором остальной части того, что превратилось со временем в многоэтажное сооружение», — писал видный американский публицист Т. Дрейпер.
В 1965 г. Лаос разорвал дипломатические отношения с США, обвинив американцев в нарушении его государственных границ, чем усилил встревоженность администрации Джонсона по поводу развития событий в Юго-Восточной Азии. Повышенный интерес Соединенных Штатов к Азиатскому региону проявлялся не только в его юго-восточной части. Война с распространением коммунизма в его советском и китайском вариантах шла с нарастающей активностью во всей Азии. В 1966 г. по инициативе ЦРУ был нанесен сокрушительный удар по Коммунистической партии Индонезии — правительству страны были переданы списки активных коммунистов всех уровней, в результате чего были убиты по меньшей мере 250 тыс. человек, а партия перестала существовать как активная политическая сила. Однако, в отличие от Индонезии, где с коммунизмом Соединенным Штатам удалось покончить чужими руками, во Вьетнаме уже были задействованы значительные финансовые ресурсы и военные возможности США. К июлю 1965 г. президенту Джонсону предстояло выбрать один из двух возможных путей — покинуть Вьетнам и позволить событиям развиваться по сценарию коммунистов или активизировать американское вмешательство и направить развитие событий в этом регионе мира в выгодном для США направлении. Выбор президентом второго пути был логичным, учитывая его собственное отношение к складывающейся во Вьетнаме ситуации.
Проявление особого внимания к Юго-Восточной Азии не означало полного игнорирования администрацией развития событий в других регионах мира, тем более когда эти события непосредственно затрагивали американские интересы. В начале 1964 г. осложнилась ситуация в Панаме, где активизировалось движение за признание равных с США прав на Панамский канал. В апреле 1965 г. 20 тыс. американских морских пехотинцев высадились в Доминиканской Республике, где произошли кровопролитные столкновения воинственно настроенных толп с доминиканской армией. Президент объяснил свои действия необходимостью «предотвращения коммунистического переворота».
Напряженность возникла и в отношениях США с ведущими странами Западной Европы: Франция, заявившая ранее о своем выходе из военной структуры НАТО, потребовала вывода всех иностранных, включая американские, войск со своей территории и перенесения штаб-квартиры НАТО из Парижа. Несмотря на нажим со стороны Вашингтона, Великобритания не сочла возможным разорвать выгодные торговые отношения с Северным Вьетнамом.
Правительство ФРГ проявляло все большую озабоченность в связи с передислокацией американских войск со своей территории во Вьетнам. Япония, не поддерживавшая политики США в Юго-Восточной Азии, протестовала против использования американскими вооруженными силами о. Окинава в качестве опорного пункта в войне с Северным Вьетнамом. В условиях множества серьезных международных проблем администрация Джонсона воздержалась от более активного вмешательства в арабо-израильскую войну, разразившуюся в июне 1967 г. В январе 1968 г. Северная Корея захватила американский разведывательный корабль «Пуэбло», находившийся в ее территориальных водах.[240]
Инициированные еще при президенте Кеннеди шаги по нормализации отношений с СССР не получили развития прежде всего в связи с действиями США во Вьетнаме. В ходе состоявшейся в июне 1967 г. встречи Джонсона с советским премьер-министром А. Н. Косыгиным в Гласборо (США) обсуждались вопросы, связанные с достижением договоренностей по снижению темпов гонки вооружений и с поставками оружия на Ближний Восток. Были рассмотрены также возможности мирных переговоров с Ханоем (Косыгин передал Джонсону послание северовьетнамского правительства, в котором оно соглашалось вступить в мирные переговоры с США при условии прекращения американских бомбардировок территории страны). Был достигнут определенный прогресс в решении вопроса, касавшегося соглашений о нераспространении ядерного оружия и ограничении стратегических ядерных вооружений (соответствующее соглашение было подписано представителями более чем 50 государств 1 июля 1968 г. в Вашингтоне). По замечанию американского президента, несмотря на отсутствие конкретных договоренностей, встреча «сделала мир немного меньше по размеру, а также немного менее опасным». Согласно достигнутой договоренности, Джонсон должен был посетить Москву в первой декаде октября, но вступление войск стран Варшавского договора в Прагу в августе 1968 г. сняло этот визит с повестки дня.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История США"
Книги похожие на "История США" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эдуард Иванян - История США"
Отзывы читателей о книге "История США", комментарии и мнения людей о произведении.