» » » » М Иовчук - Краткий очерк истории философии


Авторские права

М Иовчук - Краткий очерк истории философии

Здесь можно скачать бесплатно "М Иовчук - Краткий очерк истории философии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Мысль, год 1971. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
М Иовчук - Краткий очерк истории философии
Рейтинг:
Название:
Краткий очерк истории философии
Автор:
Издательство:
Мысль
Жанр:
Год:
1971
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий очерк истории философии"

Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории философии" читать бесплатно онлайн.



В этой книге, вышедшей первым изданием в 1960 г и переведенной на ряд иностранных языков сжато изложены важнейшие этапы и течения мировой философии с самых древних времен до наших дней. При подготовке второго издания «Краткого очерка» авторы его — специалисты по различным разделам истории философии — дополнили книгу новыми данными, улучшили изложение материала, устранили имевшиеся в первом издании неточности и ошибки.

«Краткий очерк» завоевал популярность у студентов и преподавателей, пользующихся им как учебным пособием.

http://fb2.traumlibrary.net






В ряде сочинений буржуазных историков философии (Г. Глокнера, Д. Хокинза, И. Хиршбергера, И. Фишля и др.) проводится объективно-идеалистическая точка зрения «филиации идей», согласно которой развитие философии есть спонтанный и замкнутый процесс, независимый от истории общества и науки; с их точки зрения, история философии — это модификация вечных и неизменных философских идей и категорий или «самозарождение» философских идей и категорий, не связанных с жизнью общества. В зарубежной историко-философской мысли распространены субъективистские и описательно-эмпирические концепции (например, позитивиста Г. Рейхенбаха, экзистенциалиста К. Шиллинга), согласно которым история философии есть вечный процесс ошибок и заблуждений, прикрытых «плоским оптимизмом прогресса», а философские идеи и понятия зависят главным образом от точки зрения «мыслящих субъектов», от их «субъективного вторжения» в проблемы философии. Многие из буржуазных историков философии утверждают, что философия в отличие от естествознания и других наук имеет дело только с чисто субъективными мироощущениями того или иного философа, и потому в истории философии будто бы не может происходить накопление научных знаний и нет преемственности.

Всем буржуазным историко-философским концепциям вместе с тем присуще возвеличение идеализма, замалчивание или принижение роли материализма. В противоположность им марксистские историки философии исследуют не только традиционные и «исконные», по преимуществу идеалистические, системы, но и материалистические учения, тенденции и идеи, которые были преданы забвению буржуазной историографией, а порой не выделялись для специального историко-философского исследования из общественной мысли, истории науки и литературы, религиозных «ересей» и т. д.

В марксистских трудах последних лет уточняется понятие предмета истории философии, показывается (в отличие, например, от философской дискуссии 1947 г.), что история философии не есть только борьба материализма с идеализмом, диалектики с метафизикой; это — развитие философских знаний человечества, всемирно-исторический и закономерный процесс, главным содержанием которого является поступательное движение и обогащение философского познания мира, развитие идей и понятий об общих основах (законах) бытия и познания, об отношении мышления и бытия. В ходе решения этой главной познавательной функции философии развертывается действие важнейшей закономерности истории философии — борьбы материализма и идеализма, диалектики и метафизики, в которой отражается борьба классов.

В отличие от буржуазных историко-философских концепций марксистская историко-философская наука раскрывает действительные закономерности исторического развития философии, выясняет коренные социальные источники развития философской мысли, ее внутреннюю связь с развитием общественного сознания в различных его формах, и особенно с развитием науки.

Современные буржуазные историки философии либо считают философские идеи в сфере естествознания «низшей формой философствования» и игнорируют их, либо (например, неопозитивисты) создают идеалистические и формалистические конструкции «философии науки», отгораживая естествознание от борьбы мировоззрений, от материалистических и диалектических учений, объявляя их схоластикой. В противоположность буржуазным историко-философским концепциям марксизм-ленинизм видит во взаимной органической связи передовых течений философии и естествознания, в их взаимообогащении закономерную тенденцию развития научно-философского познания мира.

Марксистская историко-философская наука в современную эпоху обогатилась многими новыми выводами и ценными положениями, разработала цельную научную концепцию истории философии, опровергла ряд неверных взглядов буржуазных философов и заблуждений в оценке истории всемирной философии.

* * *

История марксистско-ленинской философии в новую эпоху, начатую Великой Октябрьской революцией, представляет собой новую ступень ленинского этапа развития диалектического и исторического материализма. Она неразрывно связана с идеологией, политикой и деятельностью Коммунистической партии Советского Союза и международного коммунистического движения.

Послеоктябрьская история марксистской философии показывает, что при всех противоречиях и трудностях ее пути она постоянно развивается, обогащается новым опытом истории и завоеваниями современной науки. Марксистско-ленинская философия — неотъемлемая часть социалистической идеологии, которая «призвана формировать научное, реалистическое представление о характере решаемых задач, о путях к коммунизму, раскрывать преемственность в развитии советского общества. показывать связь высоких идеалов с насущными интересами людей… утверждать единство слова и дела, мысли и действия».

Глава XXI

Современная идеалистическая философия в странах Западной Европы и Америки

В буржуазной философии XX в. углубляются те упадочнические тенденции, которые наметились на рубеже прошлого века. Реакция по всем линиям, которую несет с собой империализм, захватывает и философию. Победа Великой Октябрьской социалистической революции, всемирно-исторические успехи социализма в СССР, военно-политический разгром наиболее агрессивных империалистических сил во второй мировой войне, образование мировой социалистической системы, крах колониализма — все это еще более усиливает враждебность буржуазной идеологии не только марксизму, но и тем исторически прогрессивным буржуазным учениям, которые ему предшествовали, Великие открытия науки и все возрастающая роль, которую наука играет во всей современной жизни, приводят к тому, что естественнонаучные данные вторгаются в область философии. Буржуазные философы зачастую ставят важные и интересные теоретические проблемы, а некоторые из них успешно разрабатывают отдельные специальные области науки (логики, семиотики и т. д.). Однако материалистические и атеистические выводы из данных науки, которые со все большей силой внушаются каждому непредубежденному уму, как правило, вызывают резкую оппозицию со стороны буржуазных философов. Так возникают различные философские течения, которые, претендуя на научность, в то же время идеалистически истолковывают содержание и метод современной науки, пытаются выхолостить ее материалистическое содержание, примирить ее с идеалистическими и фидеистическими взглядами.

Идеалистическая философия по самому своему объективному положению в капиталистическом обществе враждебна прогрессивным силам, противостоит развитию передовой науки и действительным потребностям народа. Будучи теоретическим самосознанием класса, идущего к упадку, она все больше проникается духом пессимизма, становится все менее способной дать ответ на научные, моральные, политические запросы эпохи. Идеалистическая философия XX в. представляет собой сложное переплетение всевозможных школ и систем, из которых каждая стремится отстоять свою самостоятельность, но в то же время охотно заимствует идеи других школ. Все же в течениях идеалистической философии, сохранивших свое влияние к середине века, можно выделить несколько ведущих тенденций: 1) иррационализм, наиболее типичными проявлениями которого являются интуитивизм Бергсона (наиболее развитая форма так называемой философии жизни) и экзистенциализм (или «философия существования»), пришедший на смену «философии жизни»;

2) наукообразный эмпиризм, отличающийся от прежних форм эмпиризма тем, что он нередко пользуется аппаратом математической логики. Наиболее типичный представитель этой тенденции — неопозитивизм; 3) фидеизм. Склонность к фидеистическим выводам присуща всем течениям идеалистической философии; в чистом виде она выступает в открыто религиозных учениях, и прежде всего в неотомизме, возрождающем схоластические догмы средневековья.

Помимо этих главных тенденций и направлений в современной идеалистической философии есть и промежуточные течения, в той или иной пропорции сочетающие упомянутые выше тенденции. Прагматизм и феноменология могут быть указаны как наиболее влиятельные учения этого типа.

§ 1. Иррационалистическое направление. Интуитивизм А. Бергсона

В XX в. иррационализм оказывает сильное воздействие на всю духовную жизнь буржуазного общества. На рубеже века значительно усилилось влияние волюнтаризма Ницше, произведения которого, опубликованные при жизни автора, имели первое время лишь немногочисленных читателей.

С начала XX в. постепенно приобретает влияние на психологическую науку, социологию и искусство так называемый психоанализ — учение австрийского психиатра З. Фрейда (1856–1939). В первый период своей деятельности Фрейд развивал мысль о том, что в основе поведения и психической жизни человека лежат подсознательные, иррациональные импульсы и стремления сексуального характера. В дальнейшем Фрейд и особенно его ученики попытались и развитие общества, социальные отношения объяснить, исходя из биологических и психологических инстинктов и влечений человека. Фрейдизм превратился в одну из весьма распространенных философско-социологических доктрин, противопоставленную материалистическому пониманию истории. В этот же период волна иррационализма стала захлестывать и буржуазное искусство. В литературе, изобразительном искусстве и музыке характерными чертами становятся отречение от реалистической традиции классиков, замена закономерно развивающегося действия беспорядочным потоком переживаний, разложение формы и утрата содержания, отказ от ясности, логической стройности, прославление бессмысленности, алогизма, выпячивание подсознательных мотивов и не поддающейся контролю разума игры иррациональных сил.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий очерк истории философии"

Книги похожие на "Краткий очерк истории философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М Иовчук

М Иовчук - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М Иовчук - Краткий очерк истории философии"

Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории философии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.