М Иовчук - Краткий очерк истории философии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий очерк истории философии"
Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории философии" читать бесплатно онлайн.
В этой книге, вышедшей первым изданием в 1960 г и переведенной на ряд иностранных языков сжато изложены важнейшие этапы и течения мировой философии с самых древних времен до наших дней. При подготовке второго издания «Краткого очерка» авторы его — специалисты по различным разделам истории философии — дополнили книгу новыми данными, улучшили изложение материала, устранили имевшиеся в первом издании неточности и ошибки.
«Краткий очерк» завоевал популярность у студентов и преподавателей, пользующихся им как учебным пособием.
Для успешного развития марксистско-ленинской истории философии положительное значение имела развернувшаяся в 20-х годах критика механицизма, который, по существу, отказывался от диалектической традиции, особенно от диалектики Гегеля, и принижал диалектический материализм до уровня старого, метафизического материализма Были подвергнуты критике формалистические и идеалистические ошибки в истории философии, преодолено ошибочное сближение материалистической диалектики Маркса с идеалистической диалектикой Гегеля, допускавшееся А. М. Дебориным и его сторонниками, их неверное представление о том, будто философия Маркса есть синтез гегелевской диалектики и фейербаховского материализма.
В следующий период развития философской мысли в СССР и зарубежных странах, особенно после VII конгресса Коминтерна (1935), марксисты, разрабатывая и популяризируя марксистско-ленинское наследие, обращали серьезное внимание на изучение прогрессивных традиций философии и общественной мысли. Острой и убедительной критике марксисты подвергли идеологию фашизма и другие течения реакционной буржуазной идеологии, которые отвергали прогрессивное наследие духовной культуры народов. В работах советских и зарубежных марксистов доказывается, что рабочий класс, коммунистические партии являются законными преемниками и продолжателями традиций прогрессивной философии и общественной мысли своих народов и всего человечества. Большое значение в этом отношении имеют работы П. Тольятти, Э. Серени, А. Банфи в Италии, М. Тореза, Ги Бесса, О. Корню, Ж. Канапа, Л. Сэва во Франции, Г. Поллита, Р. Палм Датта в Англии, У. Фостера в США, Тосака Дзюн в Японии, Г. Димитрова, Т. Павлова, С. Гановского в Болгарии, И. Реваи, Л. Рудаша в Венгрии, О. Гротеволя, Г. Дункера в Германии, С. Рудняньского в Польше, З. Неедлы, П. Реймана, Л. Санто в Чехословакии и других марксистов.
В СССР в 1940–1942 гг. создавался (но не был завершен) ценный обобщающий труд «История философии» (т. I–III).
Однако плодотворное развитие марксистской историко-философской науки тормозилось влиянием культа личности Сталина и руководителей некоторых других коммунистических партий (Мао Цзэ-дун, Ракоши и др.). Допускались субъективистские и односторонние, порой нигилистические оценки выдающихся философских и социально-политических учений прошлого (классическая немецкая философия, революционное народничество, гандизм, сунятсенизм и т. д.).
В 1947 г. в СССР была проведена философская дискуссия по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Книга была подвергнута критике за объективистские ошибки, за то, что в ней не было должным образом показано значение революционного переворота в философии, произведенного марксизмом. Вместе с тем в ходе дискуссии, в частности в выступлении А. А. Жданова, который в основном правильно характеризовал роль борьбы партии в истории философии, не раскрывалась познавательная роль истории философской мысли и преемственность в ней, не отмечалась большая положительная роль классической немецкой философии в подготовлении диалектического материализма, не подчеркивалось всемирно-историческое значение ленинского этапа в развитии марксистской философии.
В годы после XX съезда КПСС (1956–1966) в историко-философской литературе были преодолены неточные и ошибочные, идущие от Сталина, представления о том, что вслед за уничтожением экономического базиса падает и вся надстройка, в том числе и философия, соответствовавшая этому базису. Вместо ранее распространенных односторонних представлений о том, что «идеализм и метафизика всегда регресс», а «материализм и диалектика всегда прогресс», утверждается научный подход к истории философии как истории развития философского познания объективной истины в борьбе материализма с идеализмом, диалектики с метафизикой.
В последние годы в СССР и ряде зарубежных стран марксисты приступили к созданию обобщающих трудов по истории философской мысли. Среди таких книг — вышедшая в СССР в 1957–1965 гг. шеститомная «История философии», в которой разработана марксистская научная концепция исторического процесса развития философии от древности до наших дней, дана научная картина истории всемирной философии. Объектом историко-философского исследования впервые в марксистской литературе стала философская мысль стран Восточной и Северной Европы, Латинской Америки, ряда стран Азии и арабских стран Африки. История философии рассматривается в тесной связи с историей естествознания. В шеститомной «Истории философии» показана история марксистской философской мысли, творческое решение философских и социологических проблем Коммунистической партией Советского Союза и другими марксистско-ленинскими партиями. Учеными ряда зарубежных социалистических стран (Болгария, Венгрия, ГДР, КНДР, Польша, Румыния, Чехословакия и др.) создаются обобщающие марксистские труды по истории философии этих стран. Научная литература по истории философии обогатилась трудами марксистов ряда капиталистических стран — об источниках философии марксизма и научного социализма во Франции, о философской мысли эпохи Возрождения в Италии, об истории материалистических идей в Индии, Японии и других странах Востока.
Таким образом, на основе марксистско-ленинских принципов создана богатая научная литература, дающая картину прогрессивного развития мировой философской мысли, освещающая важнейшие страницы истории домарксистской философии на Западе и Востоке, истории философии народов СССР, истории марксистско-ленинской философии, истории буржуазной философии XIX–XX вв.
Марксистские труды по истории философий стран Запада. В первые же годы Советской власти философы-марксисты начали научное исследование лучших материалистических и диалектических традиций домарксистской философии Запада, особенно античной философии, французского материализма XVIII в. и классической немецкой философии, послужившей непосредственным источником философии марксизма.
В трудах советских философов была исследована материалистическая «линия Демокрита» и дан анализ древнегреческой атомистики, раскрыта диалектика в древнегреческой философии, особенно в учениях Гераклита и Аристотеля, показано, что в философских учениях Древней Греции содержались в зародыше все позднейшие виды мировоззрений.
Марксистские историки философии прослеживают материалистические тенденции в средневековой философии, борьбу против схоластики и засилья религии, раскрывают философское значение трудов передовых ученых и мыслителей эпохи Возрождения (Д. Бруно, Леонардо да Винчи и др.).
История западноевропейского материализма, его роль в развитии науки и в идейной подготовке революций в странах Западной Европы и вместе с тем его метафизическая ограниченность, идеализм в понимании истории и другие недостатки получили марксистское освещение в работах советских и зарубежных марксистов.
В центре внимания марксистских историков философии находится исследование диалектических традиций в истории западноевропейской философии, и особенно диалектики классической немецкой философии конца XVIII — начала XIX в.
В ходе исследования классической немецкой философии допускались существенные ошибки: если в 20-30-е годы в работах А. М. Деборина и его учеников и в известной мере в III томе «Истории философии» (1943) неоправданно сближалась идеалистическая диалектика Гегеля с материалистической диалектикой Маркса, недостаточно раскрывалось противоречие между диалектическим методом Гегеля и его идеалистической системой, не подвергались должной критике консервативные и порой реакционные социально-политические взгляды немецких идеалистов, то в 1944–1953 гг. была допущена другая односторонность в подходе к классической немецкой философии: ее ошибочно считали «аристократической реакцией» на французскую революцию и французский материализм и вопреки высоким оценкам Маркса, Энгельса, Ленина рассматривали главным образом в отрицательном плане. В последние годы эти и подобные ошибки преодолены и восстановлено научно-объективное отношение к классической немецкой философии и ее высшему достижению — диалектике Гегеля как непосредственному источнику философии марксизма.
Большое значение для истории философии и общественной мысли имеют работы советских историков и философов о другом источнике марксизма — критическом утопическом социализме; здесь особенно выделяются работы В. П. Волгина «Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в.» (1958), «Французский утопический коммунизм» (1960) и др.
Марксистские исследования истории западной философской и общественной мысли, научные издания сочинений мыслителей античного мира, Западной Европы и Америки показывают, что именно марксизм достойно хранит, глубоко изучает и продолжает в наши дни великие традиции философии Запада.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий очерк истории философии"
Книги похожие на "Краткий очерк истории философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М Иовчук - Краткий очерк истории философии"
Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории философии", комментарии и мнения людей о произведении.