М Иовчук - Краткий очерк истории философии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий очерк истории философии"
Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории философии" читать бесплатно онлайн.
В этой книге, вышедшей первым изданием в 1960 г и переведенной на ряд иностранных языков сжато изложены важнейшие этапы и течения мировой философии с самых древних времен до наших дней. При подготовке второго издания «Краткого очерка» авторы его — специалисты по различным разделам истории философии — дополнили книгу новыми данными, улучшили изложение материала, устранили имевшиеся в первом издании неточности и ошибки.
«Краткий очерк» завоевал популярность у студентов и преподавателей, пользующихся им как учебным пособием.
Ленин творчески развил марксистское положение о возникновении государства в результате появления классов и борьбы между ними, о том, что государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Буржуазные идеологи утверждают, что государство (особенно государство эпохи империализма) представляет собой орган примирения классов. В действительности же государство, в том числе и эксплуататорское государство эпохи империализма, не может быть таким органом, так как оно всегда находилось и находится в зависимости от экономически господствующего класса, является его орудием. Государство эксплуататорских обществ закрепляет экономическое господство определенного класса, оно есть «орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание „порядка“, который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».
Что же касается вопроса о формах пролетарского государства, создаваемого в результате социалистической революции, то Ленин считал, что решать его необходимо с учетом конкретно-исторической обстановки, опыта революционной борьбы рабочего класса. Некоторые марксисты полагали, что наиболее подходящей формой диктатуры пролетариата является демократическая республика. Ленин, опираясь на работы Маркса и Энгельса, посвященные анализу опыта Парижской коммуны, считал, что пролетариату необходимо государство типа Парижской коммуны. Развивая дальше марксистское учение о диктатуре пролетариата, Ленин на основе опыта революционной борьбы в России (революция 1905–1907 гг… Февральская революция 1917 г.) пришел к выводу, что наиболее целесообразной формой государственной организации пролетариата являются Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Поэтому Ленин провозгласил в Апрельских тезисах: «Не парламентарная республика, — возвращение к ней от С. Р. Д. было бы шагом назад, — а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху». Ленин при этом подчеркнул, что Советы, созданные в ходе Февральской революции, должны превратиться в диктатуру пролетариата.
Поскольку на первом этапе после Февральской революции реальная власть находилась в руках Советов, Ленин считал возможным путем изменения соотношения сил внутри Советов в пользу большевиков без вооруженного восстания установить в России диктатуру пролетариата. Обстоятельства, сложившиеся в России к июлю 1917 г., не дали возможности реализовать эту ленинскую идею.
Диктатура пролетариата рассматривалась Лениным как государство особого рода, принципиально отличающееся от всех предшествующих типов государств. Специфика диктатуры пролетариата состоит в том, что она есть господство большинства над меньшинством. В борьбе с ревизионистами Ленин отстаивал идею об исторической необходимости диктатуры пролетариата для построения социалистического общества, об укреплении и развитии диктатуры пролетариата на протяжении всего периода социалистического строительства. Ленин называл пролетарское государство «полугосударством» лишь в том смысле, что в отличие от предшествующих форм государства, основанных на господстве частной собственности, оно свободно от основной их функции — угнетения, эксплуатации трудящихся. Эксплуататорские классы стремились увековечить свое государство. Рабочий класс не преследует такой задачи. Ему необходимо государство нового типа для подавления сопротивления эксплуататоров, для построения коммунистического общества, для защиты от нападения извне. После выполнения этих исторических задач социалистическое государство отомрет. Имея в виду эту конечную перспективу, Ленин называл диктатуру пролетариата также отмирающим государством. В то же время Ленин решительно разоблачал всяческие оппортунистические домыслы, будто диктатура пролетариата начинает отмирать уже с момента возникновения, критиковал анархистов, враждебных всякому государству.
Ленин гениально предвидел, что «переход от капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата».
Разработка марксистской теории национального вопроса. В эпоху империализма большое теоретическое и политическое значение приобрел национальный вопрос. В своих работах «Критические заметки по национальному вопросу», «О праве наций на самоопределение», «О брошюре Юниуса» и других Ленин глубоко научно разработал теорию национальных отношений. Он критиковал позицию Р. Люксембург, которая возражала против включения в программу социал-демократии параграфа о праве наций на самоопределение и выступила против поддержки национально-освободительных войн, утверждая, что всякая война в эпоху империализма должна превратиться в войну империалистическую.
Ленин и его соратники подходили к решению национального вопроса конкретно-исторически. Раскрывая диалектику развития национальных отношений в условиях капитализма, Ленин указывал на две противоречивые тенденции в этих отношениях. «Развивающийся капитализм знает две исторические тенденции в национальном вопросе. Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки и т. д.
Обе тенденции суть мировой закон капитализма. Первая преобладает в начале его развития, вторая характеризует зрелый и идущий к своему превращению в социалистическое общество капитализм». В странах, находящихся на различном уровне социального развития, национальный вопрос ставится по-разному. Если в большинстве европейских стран он решался в период создания национального государства, то в некоторых из них он оставался на повестке дня. К таким странам, в частности, относилась Россия, где нерусские национальности составляли значительную часть населения страны. Естественно, что марксисты должны поддерживать демократические движения, имеющие целью национальное освобождение, ибо эти движения направлены против остатков абсолютизма и феодальной отсталости. Ленин указывал, что революция 1905 г. вызвала пробуждение «целого ряда буржуазно-демократических национальных движений, стремлений к созданию национально-независимых и национально-единых государств. Именно потому и только потому, что Россия вместе с соседними странами переживает эту эпоху, нам нужен пункт о праве наций на самоопределение в нашей программе».
Однако не только указанными выше обстоятельствами вызывается необходимость поддержки партиями пролетариата национально-освободительных движений. В эпоху империализма, когда крупнейшие державы стремятся переделить сферы влияния и колонии, следует ожидать нового подъема национально-освободительного движения в колониях против империализма. «Не только вероятны, — писал Ленин, — но неизбежны в эпоху империализма национальные войны со стороны колоний и полуколоний… Продолжением национально-освободительной политики колоний неизбежно будут национальные войны с их стороны против империализма». Ленин указывал, что «даже в Европе нельзя считать национальные войны в эпоху империализма невозможными». Дело в том, что финансовый капитал стремится к порабощению не только аграрных, но и промышленных стран. Однако Ленин стоял за поддержку не всякого национального движения. То национальное движение, которое мешает международной солидарности пролетариата в борьбе за социализм, порождает буржуазно-националистические тенденции в его среде, является реакционным.
Ленин всесторонне обосновал положение, то в условиях капитализма нельзя добиться уничтожения национального гнета. «Для этого необходимо уничтожить классы, т. е. ввести социализм. Но, базируясь на экономике, социализм вовсе не сводится весь к ней. Для устранения национального гнета необходим фундамент — социалистическое производство, но на этом фундаменте необходима еще демократическая организация государства, демократическая армия и пр.». Ленинская теория национального вопроса оказала большое влияние на развертывание революционного движения как в России, так и в других странах.
Ленин, говорится в Тезисах ЦК КПСС к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, в новых исторических условиях империализма «творчески развил теорию марксизма, поднял ее на новую ступень. Ленинская теория социалистической революции явилась крупнейшим вкладом в научный коммунизм». Ленин всесторонне разработал диалектический и исторический материализм, применил научно-философский метод марксизма в условиях новой эпохи. Истинность и жизненная сила марксистской философии были проверены опытом международного революционного пролетариата и подтверждены победой Великой Октябрьской революции.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий очерк истории философии"
Книги похожие на "Краткий очерк истории философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М Иовчук - Краткий очерк истории философии"
Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории философии", комментарии и мнения людей о произведении.