М Иовчук - Краткий очерк истории философии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий очерк истории философии"
Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории философии" читать бесплатно онлайн.
В этой книге, вышедшей первым изданием в 1960 г и переведенной на ряд иностранных языков сжато изложены важнейшие этапы и течения мировой философии с самых древних времен до наших дней. При подготовке второго издания «Краткого очерка» авторы его — специалисты по различным разделам истории философии — дополнили книгу новыми данными, улучшили изложение материала, устранили имевшиеся в первом издании неточности и ошибки.
«Краткий очерк» завоевал популярность у студентов и преподавателей, пользующихся им как учебным пособием.
Если попытки прагматизма рассматривать «успех», «пользу» и т. д. в качестве критерия истины означали поиски критерия истины в ощущениях, то махистский «принцип экономии мышления» сводил проверку истины к функции абстрактного мышления. С этой точки зрения истинна та теория, которая наиболее «экономно» описывает «действительность», понимаемую опять же как совокупность ощущений. Ленин показал всю нелепость применения принципа «экономии мышления» в теории познания. Вот некоторые примеры, приводимые Лениным: «экономнее» ли мыслить атом неделимым или состоящим из положительных и отрицательных частиц? «Экономнее», видимо, первое, но естествознание уже в начале XX в. доказало истинность последнего представления. «Экономнее» ли мыслить существование и сознания и внешнего мира или только собственных ощущений, сознания? Неоспоримо, что второе «экономнее», но в таком случае мы приходим прямиком к солипсизму, к отрицанию существования других людей, вообще всего, кроме собственного Я. Ленин делает следующий вывод: «Мышление человека тогда „экономно“, когда оно правильно отражает объективную истину, и критерием этой правильности служит практика, эксперимент, индустрия».
Развивая марксистское учение о практике как определителе истинности наших знаний, В. И. Ленин выдвигает положение об абсолютном и относительном характере критерия практики.
Для многих наших представлений этот критерий является абсолютным, т. е. доказывает их в качестве абсолютных истин. Так, истинность представления о существовании вещей независимо от сознания (и гем самым правоту материализма) практика доказывает абсолютно. Но вместе с тем критерий практики относителен, т. е. он доказывает, что наши знания в целом суть лишь истина относительная. Этот критерий относителен потому, что мир находится в развитии, изменяется, а это ведет к изменению и наших представлений о нем; далее, потому, что на каждом этапе человеческая практика ограниченна и еще не может дать полного ответа на многие вопросы, поставленные предшествующим развитием. Ленин указывает, что «критерии практики никогда не может по самой сути дела подтвердись или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько „неопределенен“, чтобы не позволять знаниям человека превратиться в „абсолют“, и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма».
Таким образом, в признании решающей роли практики для развития познания Ленин видел центральный пункт марксистской гносеологии. Эта мысль была выражена Лениным в известной формуле: «Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания».
Таковы некоторые из важнейших идей, высказанных Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм» и существенно обогативших теорию познания диалектического материализма.
Труды Ленина в период подъема рабочего движения и их философское значение. В годы подъема рабочего движения в России перед первой мировой войной В. И. Ленин создает ряд выдающихся произведений, из которых особенно большую роль в последующем развитии марксистской философии сыграли «Три источника и три составных части марксизма», «Исторические судьбы учения Карла Маркса», «Карл Маркс». Эти три работы, рассчитанные на широкий круг читателей, замечательны тем, что в них с классической ясностью, в сжатой, лаконичной форме, с учетом всего пути, пройденного к этому времени учением Маркса и Энгельса, освещены основные вопросы марксизма вообще и его философии в частности, раскрыто место философии в системе марксистских взглядов, показана роль диалектического материализма как философско-теоретической основы политики революционной партии рабочего класса, определено место марксизма в развитии мировой общественно-политической и философской мысли.
Ленин характеризует марксизм как систему взглядов, обладающих замечательной последовательностью и цельностью, «дающих в совокупности современный материализм и современный научный социализм, как теорию и программу рабочего движения всех цивилизованных стран мира…».
Место философии в этой системе взглядов таково: она является одной из трех составных частей марксизма, дает мировоззренческую и методологическую базу для решения всех научных проблем и для определения стратегии и тактики практической революционной борьбы. Основные задачи тактики пролетариата Маркс определял в строгом соответствии со всеми посылками своего коммунистического мировоззрения. Тактика передового класса должна базироваться на материалистическом объективном учете взаимоотношений всех классов, причем классы надо рассматривать с позиций диалектики, т. е. в их движении и развитии, а само это движение — как включающее в себя не только мирные, но и революционные периоды. Признание противоречия как движущей силы развития пронизывает все учение Маркса, впервые открывшего историческую роль пролетариата как создателя нового, коммунистического общества.
Раскрывая диалектический характер связи марксизма с предшествующими учениями, Ленин показывает, что марксизм возник не в стороне от столбовой дороги развития человеческой цивилизации, а как «прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма».
Философия марксизма, по Ленину, опирается не только на достижения философской и общественно-политической мысли, но и на успехи естествознания. «Новейшие открытия естествознания… подтвердили диалектический материализм Маркса, вопреки учениям буржуазных философов с их „новыми“ возвращениями к старому и гнилому идеализму».
В статьях «Критические замечания по национальному вопросу», «Памяти Герцена», «Из прошлого рабочей печати в России», «О национальной гордости великороссов» и ряде других Ленин развивает далее мысль об интернациональном характере марксизма и его философии. Прямым и непосредственным источником философии марксизма была немецкая классическая философия. Но сама эта философия опиралась на все предшествующее философское развитие человечества. Уже после возникновения марксизма по мере его распространения он перерабатывает и впитывает в себя прогрессивные традиции общественно-политической и философской мысли всех народов.
Еще в первых своих трудах («От какого наследства мы отказываемся?» и др.) Ленин подчеркивал преемственность между революционно-демократической мыслью 60-х годов и взглядами «русских учеников» Маркса. В трудах, написанных перед первой мировой войной и в годы войны, Ленин указывает на преемственность марксизма по отношению к материалистическим традициям русской философии и на особенности материализма и диалектики революционных демократов середины XIX в. Эти высказывания Ленина имеют основополагающее значение для марксистской разработки истории отечественной философии, а также для понимания путей дальнейшего развития марксизма в современную эпоху, когда под знамя марксизма становятся новые сотни миллионов людей в странах Азии, Африки, Латинской Америки, в странах с очень различными традициями философской мысли.
«Философские тетради» Ленина. Диалектика как научная концепция развития. Первая мировая война, возникшая вследствие обострения противоречий империализма, приблизила вместе с тем разрешение этих противоречий в социалистической революции. Основные труды Ленина этого периода — «Крах II Интернационала», «О лозунге Соединенных Штатов Европы», «Военная программа пролетарской революции», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Государство и революция» и другие — были посвящены экономическому и политическому анализу эпохи империализма, причин возникновения империалистической войны, задач борьбы рабочего класса в новых трудных условиях, когда большинство в социал-демократических партиях Западной Европы изменило интернационализму и марксизму, перейдя на позиции социал-шовинизма.
Правильная оценка событий в период крутого их перелома особенно требовала диалектического подхода. Все указанные выше и многие другие труды Ленина рассматриваемого периода являются выдающимся вкладом в развитие материалистической диалектики. Связь диалектики с жизнью, с практикой, с решением насущных вопросов стратегии и тактики, с опровержением доводов скрытых и явных противников марксизма — такова характерная черта ленинского научного творчества вообще; в годы войны эта черта проявилась с особой силой.
О значении, которое в этот период Ленин придавал разработке проблем диалектики, свидетельствует то, что в 1914–1915 гг. он начал подготовку специального труда по диалектике. Замысел этот остался неосуществленным из-за чрезвычайной занятости Ленина другими вопросами теории и практическим руководством рабочим движением. Но и дошедшие до нас подготовительные работы Ленина, его тетради по философии представляют собой колоссальную теоретическую ценность. В «Философские тетради» входят конспекты ряда важнейших трудов домарксистских философов, особенно Гегеля, и собственные заметки Ленина, составленные в 1914–1916 гг. Особое место в «Философских тетрадях» занимает фрагмент «К вопросу о диалектике» — гениальный набросок предполагавшегося труда. В этом наброске, необычайно богатом по своим мыслям, а также в ряде других-мест «Философских тетрадей» всесторонне разработана диалектика как наука и как метод познания.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий очерк истории философии"
Книги похожие на "Краткий очерк истории философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М Иовчук - Краткий очерк истории философии"
Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории философии", комментарии и мнения людей о произведении.