М Иовчук - Краткий очерк истории философии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий очерк истории философии"
Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории философии" читать бесплатно онлайн.
В этой книге, вышедшей первым изданием в 1960 г и переведенной на ряд иностранных языков сжато изложены важнейшие этапы и течения мировой философии с самых древних времен до наших дней. При подготовке второго издания «Краткого очерка» авторы его — специалисты по различным разделам истории философии — дополнили книгу новыми данными, улучшили изложение материала, устранили имевшиеся в первом издании неточности и ошибки.
«Краткий очерк» завоевал популярность у студентов и преподавателей, пользующихся им как учебным пособием.
Проповедь психофизического параллелизма сопровождалась у позитивистов попыткой выдать свою философию за «надпартийную». Ленин резко осудил позитивистов, махистов и прочих путаников в философии, пытавшихся отрицать принцип партийности в философии: «…„позитивисты“, махисты и т. д., все это — жалкая кашица, презренная партия середины в философии, путающая по каждому отдельному вопросу материалистическое и идеалистическое направление. Попытки выскочить из этих двух коренных направлений в философии не содержат в себе ничего, кроме „примиренческого шарлатанства“».
В теории познания русские позитивисты, как правило, были сторонниками субъективизма и агностицизма. Особенно это относится к Кавелину и Лесевичу. Лесевич закончил свой жизненный путь страстным приверженцем эмпириокритицизма. Его сочинения «Письма о научной философии» (1878), «От Конта к Авенариусу» (1904), «Эмпириокритицизм и импрессионизм» (1905) и др. представляют собой образчик эволюции позитивистской философии от Конта к Маху и Авенариусу. Он разделял субъективно-идеалистическое учение Маха об «элементах мира», о том, что предметы суть комплекс наших ощущений. Он ратовал за «чистый опыт» Авенариуса и «эмпирический феноменализм» в теории познания, отстаивал учение Авенариуса о «принципиальной координации» и «экономии мышления», «метод элиминации». Одновременно он отрицал объективное существование «вещей в себе», причинность и необходимость в природе.
Михайловский, Лесевич и другие позитивисты проповедовали субъективный метод в социологии, идеалистическую теорию «героев и толпы», пытались опровергнуть основные положения диалектического и исторического материализма. Михайловский выдвинул учение о «правде-истине» и «правде-справедливости». Первой руководствуются естествоиспытатели, имеющие дело с природой; второй — социологи, имеющие дело с обществом, с человеком и его духовным миром. В первом случае применим объективный метод, во втором — субъективный. С позиций субъективного метода Михайловский решает все социальные вопросы — об обществе и прогрессе, о личности и государстве. Рассуждения его носят абстрактный характер, он говорит об обществе вообще, о прогрессе вообще, о личности вообще. Критикуя органическую теорию Спенсера как буржуазно-апологегическую, сам Михайловский суть проблемы прогресса усматривал в «неделимости целого», в целостности индивида как биологического существа, требуя при этом не смешивать «общий уровень развития общества» с «общим типом развития индивида». «Общий уровень развития общества» прогрессирует, но этого, по Михайловскому, нельзя сказать об «общем типе индивида», который из универсала, каким он был на ранних этапах, превращается в узкого специалиста в современном буржуазном обществе. В связи с этим Михайловский критикует буржуазное общество, которое разделением труда, узкой специализацией уродует личность, исключает возможность гармонического развития ее физических и интеллектуальных задатков. Однако Михайловский, отвергая органическую теорию Спенсера, не дает правильного представления об обществе, изображает его как простую сумму индивидов, игнорирует производственную деятельность людей и характер производственных отношений.
Михайловский и другие либеральные народники 90-х годов (Воронцов, Южаков, Кривенко) выступали в защиту общинного принципа землевладения. Они хотели задержать развитие капитализма в России, выдвигая идеи «уравнительного раздела земли», «народной промышленности», организации крестьянских банков и т. д. Плеханов и в особенности Ленин подвергли уничтожающей критике философские и социологические теории народников-позитивистов.
Широко распространившиеся в России в конце XIX — начале XX в. школы идеалистической и религиозно-мистической философии (философия Вл. Соловьева, неокантианство, неогегельянство, богоискательство и «веховство», персонализм, интуитивизм, позитивизм и т. д.) были порождением политической реакции, напуганной нараставшим в стране освободительным движением, революционной борьбой рабочего класса.
Религиозно-идеалистические и мистические учения находились на идейном вооружении реакции и контрреволюции. Вот почему, когда в России совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, многие из этих философов-идеалистов оказались в стане открытых врагов советского народа.
Глава XIX
Начало ленинского этапа в философии марксизма. Развитие диалектического и исторического материализма в дооктябрьский период (конец XIX в. — 1917 г.)
§ 1. Исторические условия возникновения и особенности ленинского этапа марксистской философии
С конца XIX в. капитализм вступает в новую, высшую фазу своего исторического развития — в период империализма. Империализм характеризуется дальнейшим развитием производительных сил, концентрацией средств производства, капитала в руках небольших групп монополистической буржуазии, дальнейшим обострением противоречий между общественным характером производства и частным присвоением. Производственные отношения в эпоху империализма становятся все в большей степени тормозом на пути развития производительных сил. Тенденция застоя, загнивания охватывает все сферы капиталистического общества — от экономики до идеологии.
С переходом к империализму усиливается классовая борьба пролетариата с буржуазией. Развертывается национально-освободительная борьба в колониальных и зависимых странах. В новых исторических условиях возникают предпосылки для свержения капитализма и перехода к социализму первоначально в нескольких странах и даже в одной стране.
В силу своеобразия исторического развития центр мирового революционного движения на рубеже XIX и XX вв. перемещается в Россию. Рабочий класс России во главе с марксистской партией нового типа, созданной под руководством Владимира Ильича Ленина (1870–1924), становится передовым отрядом мирового рабочего движения. Российский пролетариат вместе с крестьянством, осуществив буржуазно-демократическую революцию, положили начало периоду социальных бурь и революций. В этот богатый новыми революционными событиями период с особой остротой встала задача творческого развития марксизма, обогащения ее новыми теоретическими положениями на основе обобщения нового опыта классовой борьбы пролетариата и других слоев трудящихся. Ведущую роль в решении этой исторической задачи сыграли Ленин и его соратники. Поэтому с именем великого Ленина связан новый, высший этап в развитии марксизма. Ленинизм — это марксизм XX в., эпохи крушения империализма, эпохи пролетарских и национально-освободительных революций, борьбы двух общественных систем — социализма и капитализма, эпохи победы социализма и коммунизма.
Возникновение ленинского этапа развития марксистской философии неразрывно связано и с достижениями в различных областях знаний, особенно с революцией в естествознании конца XIX — начала XX в. Ленин убедительно показал, что только диалектический материализм в состоянии дать правильное философское обобщение новых открытий в естествознании. Блестящий ответ на вопросы, поставленные физикой конца XIX — начала XX в., был дан Лениным в его труде «Материализм и эмпириокритицизм» — важнейшем произведении нового этапа в развитии марксистской философии, которое явилось ярчайшим образцом творческой разработки новых теоретических проблем, пролетарской партийности, последовательной, непримиримой борьбы с философскими противниками марксизма.
Необходимость в защите и дальнейшем развитии марксистской философии вызывалась также и тем, что в условиях империализма усилилось наступление реакции в области идеологии, в том числе и в философии. Начали возникать и получать довольно широкое распространение такие реакционные идеалистические направления, как эмпириокритицизм, прагматизм и т. п. Большую опасность представлял философский ревизионизм, который под видом обновления марксизма стремился заменить диалектический и исторический материализм новыми разновидностями идеализма и религии. «Экономисты», меньшевики, русские махисты, оппортунисты II Интернационала всячески пытались «доказать», что марксизм не имеет своей философии, и стремились соединить марксизм с неокантианством, эмпириокритицизмом и другими разновидностями философского идеализма. Для того чтобы отстоять марксистскую философию от ее идейных противников, необходимо было даль правильные, научно обоснованные ответы на новые вопросы, выдвигаемые ходом общественного развития и научного познания. Только с этих позиций можно было вести успешную борьбу с новейшими разновидностями идеализма и религии. Ленин и его последователи успешно решали и эту задачу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий очерк истории философии"
Книги похожие на "Краткий очерк истории философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М Иовчук - Краткий очерк истории философии"
Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории философии", комментарии и мнения людей о произведении.