Галина Белякова - Славянская мифология

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Славянская мифология"
Описание и краткое содержание "Славянская мифология" читать бесплатно онлайн.
Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, связано с яркой и неповторимой историей славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? Автор книги приоткрывает завесу времени и рассказывает об истории происхождения славян, об их древних сказаниях, пантеоне богов, праздниках, мифах о человеке, Космосе и Земле, жизни и смерти, добре и зле…
Книга адресуется учащимся, а также всем, кого интересуют исторические истоки славянской культуры.
2 октября (19 сентября) — Зосима-заступник пчел. Ставят ульи в омшаник.
За Зосимой — Астафьевы ветры. На Астафья свои приметы: коли дует северный сердитый ветер, то вскоре жди стужу, южак подул — к теплу, западный — к сырости, восточный — к вёдру.
7 октября (24 сентября) — Фёкла-заревница. Молотят хлеба в натопленных овинах. Из-за неосторожности на Фёклу спалили не один овин, оттого она и «заревница».
14 (1) октября — Покров. «На Покров до обеда — осень, а после обеда — зимушка-зима»; «Чини избу до Покрова, не то не будет тепла».
На третьи сутки после Покрова — Ерофей. «С Ерофея и зима шубу надевает». Суеверные люди на Ерофея в лес не ходили, боялись лешего. Существовало поверье, будто в этот день лешак с лесом расстается. А перед тем как провалиться сквозь землю, бушует там, обтрясывает, обламывает деревья. Зверье и то со страху по норам разбегается.
18 (5) октября — Харитины-первые холстины. В избах начинают ткать холст.
За Харитинами — Денисы позимские. День становится короче ночи, раньше смеркается, позже светает.
20 (7) октября — Сергий. «Если Сергий снежком покроется, то с ноябрьской Матрены (22 ноября — 9 ноября по ст. ст.) зима встанет на ноги».
21 (8) октября — Трифон и Пелагея. «С Трифона и Пелагеи все холоднее».
А через день — Лампеи (Евлампий). В этот день рога месяца показывают в ту сторону, откуда дуть ветрам. Если на Евлампия рога месяца на полночь — быть скорой зиме, на полдень — скорой зимы не жди, будет грязь до самой Казанской.
27 (14) октября — Параскева, «грязниха», «порошиха».
Через три дня, «на Осию, колесо расстается с осенью».
НОЯБРЬ — «ГРУДЕНЬ», «ПОЛУЗИМНИК»
Народный месяцеслов величает ноябрь «груднем» от смерзшихся груд грязи на дорогах, «листогноем» — от гниющих листьев.
«Ноябрь — сентябреев внук, октябреев сын, зиме родной батюшка». В ноябре зима с осенью борется. «Ноябрь — полузимник: и колесо и полоз любит».
4 ноября (22 октября) — Казанская.[209] На Казанскую — первый зазимок. Снежно и морозно. «С позимней Казанской скачет морозко по ельничкам, по березничкам, по сухим берегам, по веретейкам».
8 ноября (26 октября) — Дмитриев день.[210] На него совместно справляли помин по усопшим, отчего Дмитрова неделя слыла «дедовой». Была такая пословица: «Коль отдохнут на дедовой неделе родители (т. е. потеплеет), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами».
Через день — Ненилы-льняницы.
За Ненилами — Настасьи-овчарницы. Кормили пастухов по дворам за то, что овец сберегали.
12 ноября (30 октября) — Зиновей. На Зиновея — синичкин праздник. «Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит».
14 (1) ноября — Кузьминки, встреча зимы. «Закует Кузьма-Демьян — до весны красной не расковать»; «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна».
15 (2) ноября — «Акундин разжигает овин». На гумнах цепами хлеб обмолачивали, в избах пряжу пряли, на пяльцах вышивали.
19 (6) ноября — «ледостав». Пруды и реки под ледяным панцирем. На другой день «Федот встает на лед». За ним, 21 (8) ноября — «Михайло мосты мостит». На Михайлов день «зима морозы кует, земля мерзнет».
22 (9) ноября — Матрены. С зимних матрен зима встает на ноги, налетает мороз.
23 (10) ноября — Ераст (церковн.) и Родион. «С Ераста жди ледяного наста». И еще через два дня — Студит: «Федор Студит — землю студит»; «Со Студита стужа, что ни день, то хуже».
На Филипповки деревья приукрашиваются снегом, а дороги — первопутком.
29 (16) ноября — Матвей. «На Матвея зима потеет».
ДЕКАБРЬ — «СТУДЕНЬ», «ХМУРЕНЬ»
В народе говорили: «Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ходу даст».
4 декабря (21 ноября) — Введение. «Наложило Введенье на воду толстое леденье».
5 декабря (22 ноября) — Прокоп. «Пришел Прокоп, разрыл сугроб, по снегу ступает, дорогу копает».
7 декабря (24 ноября) — Катерина-санница. Крестьяне прокладывают санный путь.
9 декабря (26 ноября) — Юрий холодный. На зимнего Юрия в древние времена крестьяне переходили от одного владельца к другому. Требовалось только рассчитаться с прежним хозяином «за пожилое». Это право крестьян держалось до правления Бориса Годунова (1552–1605). После отмены Юрьева дня в 1581 г. пошла поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
12 декабря (29 ноября) — Парамон. Люди приметили: если на Парамона снег, значит, быть метелям вплоть до Николина дня, который отмечали 19 (6) декабря. «Земля каменеет, а речка стынет».
14 (1) декабря — «день-грамотник». На Руси этот день назывался так потому, что дети шли в первый класс.
17 (4) декабря — Варвара. На Варвару «морозы трещат, зябких знобят». Стало быть, надо предупредить: «Трещит Варюха, береги нос да ухо».
19 (6) декабря — Никола. «Никола загвоздит, что Егорий замостит»; «Хвали зиму после Николы». Никола считался гостевым праздником. О гуляках сокрушенно говорили: «Что наковал, то и прониколил»; «Дониколился до сумы».
22 (9) декабря — День зимнего Солнцеворота. «Солнце на летний путь выезжает, а зима стороной идет». В старину на Руси зимний Солнцеворот отмечали не 22 декабря (в начале солнцестояния), а 25 (12) декабря, когда хоть «на воробьиный скок», да прибудет дня (см. начало календаря).
25 (12) декабря в народном календаре Спиридон-поворот, Спиридон-Солнцеворот. От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. Если на Спиридона светло, лучисто, то новогодье простоит морозным, ясным, а хмуро и на деревьях иней повиснет — теплым и пасмурным. Если утро пасмурное, то сев должен быть ранним; если пасмурно в полдень, то средним, если вечер хмурый, то наилучшим будет поздний сев.
26 (13) декабря в народном календаре — мученик Евстрат. Евстрат — солнышку рад. С этого дня наблюдают за погодой в течение 12 суток, считая, что каждый день покажет погоду одного следующего месяца года: 26 декабря соответствует январю, 27 — февралю, 28 — марту, и т. д. до Рождества Христова (7 января по н. ст.), которое укажет на погоду в декабре следующего года.
29 (16) декабря в народном календаре — Аггей. «Аггей иней сеет». Коли на Аггея сильный мороз, то он простоит до Крещенья. Если в этот день на деревьях иней, то святки будут теплые.
31 (18) декабря. Началом эры «От Рождества Христова» считается дата 1 января, а Рождество отмечается 25 декабря по новому стилю на Западе или 25 декабря по старому стилю в православной церкви (сейчас по новому стилю оно приходится на 7 января). Евангелисты считали более важной датой не день Рождения Христа, а день его смерти и Воскресения. Только в начале IV в. были предложены для Рождества Христова 25 и 28 марта, 2 и 19 апреля, 29 мая. Выбор 25 декабря был сделан в эпоху византийского императора Константина (306–337) и был связан с древним обрядом поклонения Солнцу.
Солнце всегда было для славян главным богом, которому они поклонялись. Жизнь настраивала на Солнцелад. Древний славянин жил в гармонии с природой и космосом.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Азбелев С. Н. Родовая сага в Древней Руси // Тезисы докладов III науч. конф. по истории, экономике, языку и литературе Скандинавских стран и Финляндии. — Тарту, 1966.
2. Аничков Е. В. Весенняя обрядовая поэзия на Западе и у славян. От обряда к песне. — СПб., 1903.
3. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: В 3 т. — М., 1958.
4. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М., 1861.
5. Болсуновский К. В. Памятники славянской мифологии. — Киев, 1914.
6. Буслаев Ф. И. Русский богатырский эпос. — Воронеж, 1987.
7. Буслаев Ф. И. О влиянии христианства на славянский язык. — М., 1848.
8. Велецкая Н. Н. Языческая символика. — М., 1978.
9. Виноградов Н. Н. Заговоры, обереги, спасительная молитва. — СПб., 1907.
10. Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян.—М., 1982.
11. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. — Харьков, 1916. — Т. 1–2.
12. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1955. —Т. 1–4.
13. Даль В. И. Пословицы русского народа. — М., 1957.
14. Державин Н. С. Славяне в древности. — М., 1946.
15. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. — М.; Л., 1958.
16. Древняя Русь и славяне. — М., 1978.
17. Есенин С. А. Ключи Марии. Собр. соч.: В 5 т. — Т. V. — М., 1979.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Славянская мифология"
Книги похожие на "Славянская мифология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Галина Белякова - Славянская мифология"
Отзывы читателей о книге "Славянская мифология", комментарии и мнения людей о произведении.