Майкл Киммел - Гендерное общество

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Гендерное общество"
Описание и краткое содержание "Гендерное общество" читать бесплатно онлайн.
видов поведения, основанную на М-Ж шкале, предполагая, что женственность и
мужественность могут описывать как внутреннюю психологическую идентификацию, так и
внешние поведенческие проявления. Их типология представляет четыре возможных
комбинации вместо двух:
Внутренняя психологическая организация
Внешние
поведенческие
проявления
Маскулинная Фемининная
Маскулинные
ММ
МЖ
Фемининные
жм
ЖЖ
Две ячейки, верхняя левая и нижняя правая, являются «гендерно соответствующими» — туда
попадают те мужчины и женщины, чья внутренняя психологическая идентификация
соответствует их внешнему поведению. Те мужчины, чьи ответы на тест позволили поместить
их в верхнюю правую ячейку, — внутренне женственные, но внешне мужественные — пока-
зали также самые высокие результаты в отношении расизма, авторитаризма и
гипермаскулинности. Авторы предположили, что такие качества являлись средством, чтобы
справиться с чувством уязвимости, для тех, кто не уверен в собственной мужественности и
старается в связи с этим проявлять твердую приверженность самым традиционным и
авторитарным нормам25.
Этот подход превратился в расхожий шаблон в Америке 1950-х гг. и использовался для
изучения таких процессов, как подростковая преступность, сопротивление американского
Юга процессу интеграции и распространению фажданских прав и сопротивление мужчин
феминизму. Недавние исследования изучают также феномен гомофобии. Они также нашли
популярный отклик в работах о школьниках-хулиганах, утверждающих, что они наименее
уверены в своей мужественности и поэтому должны ее все время доказывать. Хулиган не
сможет понять вопрос «Почему ты не выбираешь того, кто по силе равен тебе?», потому что
его цель состоит не в том, чтобы конкурировать, а чтобы победить и утвердить тем самым
свою неустойчивую маскулинность (хотя бы на мгновение). Это, конечно, не срабатывает,
поскольку противник не является достойным его соперником, и он должен повторять все
снова и снова. Интересно, что Сэнфорд и его коллеги обнаружили, что мужчины с высоким
показателем в нижней левой ячейке — внешне
137
женственные и внутренне мужественные — оказались самыми творческими, артистическими
и интеллектуальными личностями. Действительно, надо быть очень уверенным в себе мужчи-
ной, чтобы позволить себе отклоняться от маскулинных поведенческих норм, писали они.
В то время как Сэнфорд и его коллеги разрабатывали типологию внутренних идентичностей и
внешних типов поведения, Миллер и Суонсон увидели определенную последовательность в
развитии человека. Все дети, и мальчики, и девочки, начинают жизнь как «ЖЖ», т.е.
полностью идентифицируют себя с матерью и так же ведут себя. Мальчик затем проходит
через эдипову стадию, или «ЖМ», в течение которой он продолжает идентифицировать себя с
матерью, но уже начинает процесс разрыва с этой идентификацией, одновременно приобретая
внешние мужские черты и поведенческие практики. Наконец, мужчина достигает стадии
«ММ» — гендерно соответствующих внутренней идентификации и внешнего поведения.
Таким образом, авторитаризм, расизм, сексизм и гомофобию можно теперь рассматривать как
примеры психологической незрелости, своего рода «задержанного» развития. (Потенциальная
четвертая стадия26, «МЖ», в исследовании не рассматривалась.)
Вторая связанная с этими исследованиями траектория представлена работой Толкотта
Парсонса и других социологов, которые стремились выявить социальные потребности в
мужественности и женственности. Парсонс утверждал, что общество выполняет два типа
главных функций — производство и воспроизводство, и для их выполнения необходимы две
отдельные системы институтов — профессиональная система и система родства, которым, в
свою очередь, требуется два типа ролей для успешного функционирования. Для выполнения
инструментальных ролей нужны рациональность, автономия и конкурентоспособность;
экспрессивные роли требуют нежности и заботы для социализации следующего поколения.
Таким образом, Парсонс сместил акцент развития полороле-вой идентичности с
«потребности» младенца стать мужчиной или женщиной к потребности общества,
нуждающегося в том, чтобы индивиды в нем заполняли соответствующие ячейки. К счастью,
считал Парсонс, у нас есть два различных типа людей, которые социализированы так, чтобы
выполнять эти две различных роли.
Парсонс, однако, предположил, что распределение мужских и женских ролей не всегда
проходит гладко. Например, в западных обществах возникновение изолированной нуклеарной
138
семьи и продление периода детства означают, что мальчики продолжают идентифицировать
себя с матерью очень долгое время. К тому же разделение сфер подразумевает, что девочки
имеют соответствующую модель для подражания прямо перед глазами, в то время как у
мальчиков нет адекватных моделей для подражания. Таким образом, утверждал Парсонс,
разрыв мальчика с матерью и его потребность в утверждении своей индивидуальности и
мужественности часто сопровождаются сильным протестом против женственности, и резкое
отрицание в себе «женского» становится «очищением» себя от женской идентификации.
Мальчик «восстает против идентификации со своей матерью во имя маскулинности», пишет
Парсонс, приравнивая при этом добродетель к женственности, так что стать «плохим
мальчиком» становится для него положительной целью. Это, полагает Парсонс, влечет
некоторые отрицательные последствия, включая «культ принудительной мужественности»:
«Западные мужчины особенно подвержены подростковому типу агрессивного мужского
поведения и установок, проявляющихся в разных формах. Они имеют общую тенденцию
восставать против рутинных аспектов институционализированной мужской роли,
включающих в себя прежде всего трезвую ответственность, глубокое уважение к правам
других и нежную привязанность к женщине. Свойственное этому комплексу утверждение
через физические качества с тенденцией к насилию и, следовательно, к милитаристским
идеалам является наиболее потенциально опасным»27.
У девочки процесс проходит несколько иначе. Ее социализация происходит легче, потому что
она идентифицирует себя с матерью. Ее сопротивление и гнев возникают из-за необходимости
признать «мужское превосходство» т.е. тот «факт, что ее собственная безопасность, как и
безопасность других женщин, зависит от покровительства и даже „прихотей" мужчины».
Внезапно она понимает, что качества, которые она ценит, могут помешать ей в жизни. Она
может выразить агрессию, которая неизменно следует за этой фрустрацией, восстав против
женской роли в целом: она может стать феминисткой.
К 1970-м гг. теория половых ролей подверглась подробному критическому обзору. Некоторые
ученые нашли такую бинарную модель, объединяющую в себе роли, потребности системы, а
также мужчин и женщин, не просто несколько поверхностной и удобной, но политически
консервативной — поскольку изменение ролей означало бы подрыв общественных
потребностей. Другие подчеркивали принудительный характер
139
этих ролей. Если они естественны и с готовностью удовлетворяют очевидные потребности,
почему так много людей восстают против них, и почему они должны так жестко
навязываться? Два существенных вызова бросили сами социальные психологи. Дэрил и
Сандра Бем и другие, изучая содержание половых ролей, пришли к выводу о том, что
наиболее психологически приспособлены и интеллигентны люди, находящиеся между
полюсами мужественности и женственности. Они назвали это явление андрогинией,
«одновременным присутствием социально ценимых, стереотипных женских и мужских
характеристик», наилучшим образом описывающих здорового, адаптированного индивида.
Несколько исследований пытались подтвердить преимущество андрогинной модели
индивидуальности перед стереотипно фемининной и маскулинной. Но последующие
исследования не смогли подтвердить валидность этих данных, и андрогиния была
дискредитирована как, скорее, своего рода размытая индивидуальность без личностных черт,
чем синтез лучших качеств обоих полов28.
В то время как сторонники андрогинии бросили вызов содержанию теории половых ролей,
Джозеф Плек бросил вызов ее форме. В ряде статей, в итоге завершившихся книгой «Миф о
маскулинности», Плек выдвинул идею, что проблема состоит не втом, что мужчина
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гендерное общество"
Книги похожие на "Гендерное общество" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Майкл Киммел - Гендерное общество"
Отзывы читателей о книге "Гендерное общество", комментарии и мнения людей о произведении.