Майкл Киммел - Гендерное общество

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Гендерное общество"
Описание и краткое содержание "Гендерное общество" читать бесплатно онлайн.
типов личности и что пол действительно определяет характер. Однако он вовсе не думал, что
эти различия запрограммированы у мужчины и женщины от рождения. Напротив, Фрейд в
своих работах опровергал тех, кто считал, будто тело с момента рождения несет в себе всю
информацию, детерминирующую жизнь мужчины или женщины. По его мнению,
наблюдаемые нами различия между женщиной и мужчиной можно проследить начиная с
различного младенческого опыта, вособенчости связанного с тем, как к тем и другим
относились в их семьях.
По Фрейду, тендерная идентичность является важнейшим компонентом развития
индивидуальной личности, возможно, даже самым важным. Ребенок обретает свой гечдер,
формирует его во взаимодействиях с членами семьи и с обществом. И это обретение само по
себе — нелегкий труд; путь к соответствующей тендерной идентичности весьма рискован и
чреват постоянными возможностями ошибок, наиболее наглядной из которых является
половой нон-конформизм, в особенности гомосексуальность. Конечно, биология
действительно играет здесь определенную роль. Фрейд и его последователи полагали, что
видимые нам анатомические различия имеют решающее значение в развитии ребенка, и
особенно настаивали на
113
том, что сексуальная энергия, заложенная в телесности, воздействует на тот детский опыт,
который и определяет тендерную идентичность.
Наследие фрейдизма
Фрейд предложил теорию стадий индивидуального тендерного развития, согласно которой
каждый человек проходит несколько стадий на своем пути к тендерной идентичности. Два
фактора являются движущей силой в этом процессе: состав или структура психики и факты
жизни. Фрейдистская модель психики состоит из четырех элементов: ид, эго, суперэго и
внешний мир. Эти элементы вместе создают основную «архитектуру» психики, и каждый из
них выполняет решающую роль в формировании индивидуальности. Ид представляет собой
наше желание удовлетворения основных животных потребностей в продовольствии, убежище
и удовольствии. Все импульсы и энергия уровня ид знают только желание удовлетворения, но
не оснащены ни моралью, ни средствами получить требуемое. Фрейд называет ид «котлом,
заполненным кипящими возбуждениями»1.
К сожалению, внешний мир существует вовсе не для того, чтобы удовлетворять наши
желания и потребности, так что желания ид постоянно наталкиваются на преграды. То, как мы
справляемся с этими фрустрациями, и определяет развитие индивидуальности. Решение этой
задачи возложено на эго, рациональный компонент индивидуальности человека. Эго
переводит импульсы ид в стратегии получения искомого и эффективного. Эго должно
дисциплинировать ид, укрощать его и искать возможные источники вознаграждения за это.
Другая часть души, суперэго, является плодом усилий эго нащупать социально эффективные
и адекватные возможности для удовлетворения желаний ид. Фрейд называет это
«интернализацией внешнего» — суперэго легитимирует ограничение возможностей
удовлетворения, накладываемое обществом. Суперэго — пространство морали, помогающее
эго в отборе эффективных стратегий для достижения социально одобренных целей.
Из этих четырех элементов психологически складывается человек: из своих импульсов к
удовлетворению желаний, ограниченных возможностей, предоставляемых для этого внешним
миром, морализирующего внутреннего голоса, говорящего нам, что мы не заслуживаем
вознаграждения, и рационального стратега, который стремится держать все эти силы в
равновесии.
114
Трудная работа — обслуживать трех «тиранических господ». Фрейд пишет: «Эго, движимое
ид, имеющее дело с ограничениями суперэго, изо всех сил пытается справляться со своей
экономической задачей создания гармонии сил и влияний, действующих внутри и снаружи
него. Можно понять, почему так часто мы не можем подавить крик: „Жизнь нелегка!"»2 Для
Фрейда миссия психоанализа состояла в том, чтобы усилить эго и позволить ему выигрывать
в этом сражении воль. Не только развитие индивидуальности зависит от этого, но также и
будущее цивилизации3. Если эго не находит социально приемлемых возможностей для
управления потенциально разрушительными импульсами ид, мы не можем строить и
поддерживать институты нашей культуры.
Эти различные компоненты постепенно проявляются в развитии ребенка, поскольку эго
пробует проложить свой путь через узкие «проливы» непрерывных требований ид и властных
заявлений суперэго. В некотором смысле теория развития Фрейда — довольно грустная
история, поскольку каждая последующая стадия почти не приносит удовольствий, утрачен-
ных в предыдущей, — мы растем, оставляя позади то, в чем находим удовольствие. Но чаще
эго оказывается недостаточно сильным для такой борьбы, и возникает вездесущая опасность
временного отступления в наших фантазиях к более ранним стадиям (невроз) или
драматического расхождения с действительностью и попытки реально жить в этой более
ранней стадии (психоз).
Фрейд считал, что до рождения на свет все желания младенца исполняются; пока он
находится в матке, его чувства удовлетворены. Но рождение выталкивает плод из этого рай-
ского кокона; голодный и одинокий, младенец не может примириться с миром. Теперь у
младенца чувстьо удовлетворения связывается с грудью матери, и он ищет удовольствия,
глотая пищу. Фрейд называет это «оральной стадией». Но как только эго привыкает к этому
источнику удовлетворения, младенца отнимают от груди, и найденный источник исчезает. В
следующей, «анальной стадии» удовлетворение достигается не в процессе кормления, а в
процессе выделения продуктов работы организма, в мочеиспускании и очистке от фекалий.
Теперь эти физические функции становятся источником удовольствия, но, как только
младенец открывает радость процесса выделения нечистот, которая может выступить в
качестве компенсации за потерю материнской груди, его обучают пользоваться туалетом. Он
вынужден подавить в себе и этот источник вознаграждения,
115
социально неприемлемый сточки зрения удобства взрослых. Наконец, после орального
отвержения и анальной репрессии мы достигаем того, что Фрейд называет «генитальной
стадией». Именно здесь появляется тендер.
До этого момента и мальчики, и девочки испытывают одно и то же. Но после разрешения
анального кризиса наши дорожки резко расходятся. В этой стадии наша задача состоит втом,
чтобы «стать» или маскулинным, или фемининной. Фрейд полагал, что этот процесс более
труден для мальчиков, чем для девочек, поскольку девочка с самого начала учится
идентифицировать себя с матерью как существо женского рода, и эта идентификация остается
непрерывной и в ее взрослые годы. Напротив, в процессе идентификации мальчик должен
отделиться от матери, «дез-идентифицироваться» с ней и присоединиться к отцу. Этот
процесс требует от ребенка забыть одну привязанность, с тем чтобы сформировать новую. Это
уже более трудная ситуация, потому что мать обычно выказывает ребенку ббльшую любовь и
заботу, тогда как отец часто не столь нежен и более авторитарен. Данный критический момент
для мальчика называют эдиповым кризисом, по названию трагедии Софокла «Царь Эдип».
Разрешение этого кризиса исключительно важно, так как мальчик учится желать секса с
женщиной и идентифицировать себя с мужчиной. Ключевой тезис фрейдистской теории —
формирование гендерной идентичности и сексуальной ориентации у мальчика должно
происходить одновременно и вовремя. В течение эдипальной стадии мальчик желает
сексуальной связи с матерью, но также понимает, что становится соперником отца в борьбе за
материнскую привязанность. В своем сексуальном желании матери, которому мешает отец,
маленький мальчик сексуализирует свои опасения по поводу'отца, считая, что, если он будет с
ним сексуально конкурировать, отец его кастрирует. Эго мальчика разрешает это состояние
ужаса перед возможной кастрацией путем переноса идентификации мальчика от матери к
отцу, так, чтобы символически он мог иметь сексуальный доступ к матери. Таким образом,
мальчик должен разрушить идентификацию с матерью, отречься от нее и идентифицировать
себя с отцом. Все это оказывается большим ударом для мальчика, поскольку именно мать
являлась для него источником тепла и любви и объектом его желаний. Отец же выступает
более отдаленным источником авторитарной власти и внушает ему страх. Но, идентифицируя
себя с отцом, маленький мальчик прекращает быть «фемининным» (идентифицированным с
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гендерное общество"
Книги похожие на "Гендерное общество" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Майкл Киммел - Гендерное общество"
Отзывы читателей о книге "Гендерное общество", комментарии и мнения людей о произведении.