» » » » Александр Богданов - Эмпириомонизм


Авторские права

Александр Богданов - Эмпириомонизм

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Богданов - Эмпириомонизм" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Республика, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Богданов - Эмпириомонизм
Рейтинг:
Название:
Эмпириомонизм
Издательство:
Республика
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-250-01855-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эмпириомонизм"

Описание и краткое содержание "Эмпириомонизм" читать бесплатно онлайн.



Русский мыслитель и общественный деятель, ученый и писатель А. А. Богданов (Малиновский) (1873–1928) — автор многих произведений по проблемам философии, социологии, экономики и культуры. Разработал и сформулировал принципы всеобщей организационной науки — тектологии. «Эмпириомонизм» — главный философский труд Богданова, в котором представлена построенная им версия теории познания, основанной на монистическом истолковании опыта. Важное достижение автора «Эмпириомонизма» — создание метода «подстановки», явившегося прообразом метода моделирования, получившего широкое распространение в современной науке и философии.

Рассчитана на всех интересующихся проблемами философии и истории науки.

http://ruslit.traumlibrary.net






В этих рассуждениях Богданова, предвидевшего возникновение новых общественных явлений, можно увидеть прообразы социальных теорий, получивших развитие уже в середине XX в. «революция управляющих», «конвергенция» и др. Вместе с тем Богданов никогда не отрицал социалистической перспективы развития. В будущем, когда «новый» капитализм, подобно старому, исчерпает потенциал своего развития, пролетариат консолидируется на базе своей собственной, отличной от буржуазной, культуры «всеорганизаторского коллективизма». Став в духовном отношении самим собой, он проложит дорогу к социализму всему обществу.

Стержнем миропонимания Богданова как философа является эмпириомонизм, ставший основой для последующего создания им «Тектологии». Последняя работа получила достаточно широкую известность, в то же время «Эмпириомонизм», опубликованный в начале прошлого века и давно ставший библиографической редкостью, практически не обсуждается современными философами, в том числе из-за своей труднодоступности.

«Тектологию» Богданов считал «преодолением философии» и высказывался «против смешения организационной науки с философией». Вместе с тем он подчеркивал сугубо монистическую направленность своей «организационной науки». Настоящее издание «Эмпириомонизма», как можно надеяться, будет стимулировать осмысление его философского наследия в современной литературе.

А. Л. Андреев, М. А. Маслин

Комментарии

Примечания к «Эмпириомонизму» А. А. Богданова подготовлены ответственным редактором настоящего издания В. Н. Садовским и редактором Л. В. Блинниковым (1933–2000), который, к глубокому сожалению, смог поработать над подготовкой этой книги только в самом ее начале. Ему принадлежит перевод большинства приводимых в тексте латинских, французских и немецких слов и выражений. Все остальные примечания подготовлены В. Н. Садовским.

В настоящем издании текст «Эмпириомонизма» публикуется по последним изданиям входящих в него книг: книга первая — по третьему изданию 1908 г. (Богданов А. А. Эмпириомонизм. Статьи по философии. Книга первая. М., 1908. 174 с), книга вторая — по второму изданию 1906 г. (Богданов А. А. Эмпириомонизм. Статьи по философии. Книга вторая. СПб., 1906. 181 с.) и книга третья — по первому изданию 1906 г. (Богданов А. А. Эмпириомонизм. Статьи по философии. Книга третья. СПб., 1906. XLIII + 159 с). Публикуемый текст первой и второй книг сверен с предшествующими их изданиями, учтены сделанные в них Богдановым исправления. В предлагаемый читателю текст «Эмпириомонизма» внесены лишь самые незначительные изменения: исправлены отмеченные самим автором опечатки, в отдельных случаях поправлена пунктуация, в некоторых случаях исправлены явные архаизмы, например «обосновка» заменена на «обоснование» и т. п.

Все редакторские примечания в настоящем издании, которые публикуются в конце книги, обозначены в тексте звездочкой «*»; переводы иностранных слов и выражений на русский язык помещены в виде подстрочных примечаний и обозначены: номер примечания и звездочка, например 1*, 2* и т. д. Ссылки на «Эмпириомонизм», имеющиеся в Примечаниях, приводятся по настоящему изданию и помещены в тексте Примечаний в круглых скобках.

Богданов в тексте «Эмпириомонизма», цитируя или ссылаясь на литературные источники, как правило, не давал их полные библиографические описания. В настоящем издании мы приводим их в разделе «Книги и статьи, которые цитирует или на которые ссылается А. А. Богданов в „Эмпириомонизме“»; он помещен в конце книги. Краткую информацию о всех упомянутых в тексте «Эмпириомонизма» философах и ученых читатель может получить в Именном указателе.

При написании Послесловия и Примечаний автор использовал информационный материал, содержащийся в книге: Biggart J., Gloveli G., Yassour A. Bogdanov and his Work. A Guide to the Published and Unpublished Works of Alexander A. Bogdanov (Malinovsky), 1873–1928. Ashgate, 1998.


C. 3. Книга первая. В первом издании книги первой «Эмпириомонизма» (1904) перед основным текстом была опубликована следующая информация: «Из числа трех статей, предлагаемых здесь вниманию читателя, одна („Universum“) появляется в свете впервые; две другие были напечатаны в журнале „Вопросы философии и психологии“: „Идеал познания“ — в 1903 г., № 3–4, „Жизнь и психика“ — в 1903 г., № 9-10 и 11–12». При указании номеров журнала «Вопросы философии и психологии», в которых были опубликованы эти статьи, Богданов ошибся: на самом деле статья «Идеал познания» была опубликована в № 2 (67) за 1903 г., а статья «Жизнь и психика» — в № 4 (69) и № 5 (70) за 1903 г. В переизданиях первой книги «Эмпириомонизма» в 1905 и 1908 гг. указанная информация была опущена.

С. 5. Эмпириокритицизм (греч. empeiria — опыт + критицизм) — одно из направлений позитивистской философии в конце XIX — начале XX в. Главные представители — Рихард Авенариус и Эрнст Мах. Термин «эмпириокритицизм» введен Авенариусом для обозначения выдвинутой им философской концепции. Мах этим термином не пользовался. Поэтому в философской литературе начала XX в. общепринятым было обозначение философских концепций Маха и Авенариуса (так называемого «второго позитивизма») как «эмпириокритицизм Авенариуса и философия Маха». Именно так обозначал Богданов в «Эмпириомонизме» и в некоторых своих последующих сочинениях это направление философии науки. В историко-философской литературе XX в. термин «эмпириокритицизм» использовался в двух значениях: в узком смысле как обозначение только философской концепции Авенариуса и в широком смысле как общее название философских теорий Маха и Авенариуса (см., например, Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб., 1997, глава 9 «Эмпириокритицизм Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха»).

К философии эмпириокритицизма были близки многие русские философы начала XX в., главным образом социал-демократы (А. А. Богданов, А. В. Луначарский, Н. Валентинов (Вольский Н. В.), В. А. Базаров (Руднев), П. С. Юшкевич и др.). В русской философской литературе начала XX в. и особенно в советской философии было общепринято, что Богданов является лидером русского эмпириокритицизма, однако сам он не считал себя его сторонником. Он высоко ценил научные и философские результаты, полученные Авенариусом и Махом, но вместе с тем подчеркивал, что эмпириокритицизм не смог обосновать монизм в познавательной деятельности людей, кроме того, его основателям была чужда идея выявления социально-экономических условий, которые могли бы дать решение этой проблемы, — идея анализа складывающихся в ходе эволюции человечества норм коллективизма и взаимного сотрудничества людей.

Мах Эрнст (1838–1916) — австрийский философ, физик и физиолог. Окончил Венский университет в 1860 г. Работал в университетах Граца, Праги, Вены. В своих исследованиях физических проблем отказался от представлений об абсолютном пространстве, времени и движении классической механики и сформулировал постулат, согласно которому движения тел могут быть определены лишь относительно других тел (принцип относительности Маха). В связи с этим А. Эйнштейн, испытавший влияние философских идей Маха, считал его предшественником общей теории относительности. В своих философских и психологических работах Мах утверждал, что основу познания явлений образуют ощущения (элементы). Относительно более устойчивые и постоянные ощущения запоминаются и получают выражение в нашей речи. Ощущения объединяются в комплексы, и именно комплексы ощущений образуют тела. Согласно Маху, элементы нейтральны, они не являются ни физическими, ни психическими. Такие элементы обеспечивают непрерывный переход от психического к физическому в рамках единого знания, где физика и психология представляют собой разные направления в исследовании одних и тех же элементов. Мах предпринял попытку переосмысления основных категорий науки: такие понятия, как «сила», «масса», «пространство», «время» и «причинность», он считал обозначениями комплексов ощущений и их функциональных связей. Он утверждал, что целью науки является «чистое описание» фактов чувственного восприятия, а мышление должно приспосабливаться к этим фактам. Соч.: Принцип сохранения работы. История и корень его (1872; рус. пер.: СПб., 1909); Механика. Историко-критический опыт ее развития (1883; рус. пер.: СПб., 1909); Анализ ощущений и отношение физического к психическому (1886; рус. пер.: М., 1907); Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования (1905; рус. пер.: М., 1909).

Авенариус Рихард (1843–1896) — швейцарский философ и психолог, создатель эмпириокритицизма. В рамках построенной им философской теории он предложил решение проблемы взаимоотношения психического и физического опыта, взаимосвязи психического и физического миров, сформулировал концепции принципиальной координации и интроекции. Богданов ценил работы Авенариуса, но в то же время не соглашался с ним по ряду важных вопросов и критиковал его взгляды (в частности, предложенный им критерий различения психического и физического опыта: первого — как зависимого, а второго — как независимого от человека). Главное различие между эмпириокритицизмом и эмпириомонизмом Богданов видел в том, что философская теория Авенариуса не смогла подняться до понимания социально-коллективистской трактовки познания и мира, ей не удалось решить проблему монизма опыта и поэтому она не вышла за рамки дуализма в истолковании процесса познания. Соч.: Критика чистого опыта. Т. 1–2 (1888–1890; рус. пер.: М., 1907–1909); Человеческое понятие о мире (1891; рус. пер.: М., 1909); Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы (1891; рус. пер.: СПб., 1913).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эмпириомонизм"

Книги похожие на "Эмпириомонизм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Богданов

Александр Богданов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Богданов - Эмпириомонизм"

Отзывы читателей о книге "Эмпириомонизм", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.