» » » » Эдвардас ГУДАВИЧЮС - История Литвы с древнейших времен до 1569 года


Авторские права

Эдвардас ГУДАВИЧЮС - История Литвы с древнейших времен до 1569 года

Здесь можно скачать бесплатно "Эдвардас ГУДАВИЧЮС - История Литвы с древнейших времен до 1569 года" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Фонд имени И. Д. Сытина BALTRUS, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эдвардас ГУДАВИЧЮС - История Литвы с древнейших времен до 1569 года
Рейтинг:
Название:
История Литвы с древнейших времен до 1569 года
Издательство:
Фонд имени И. Д. Сытина BALTRUS
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-94953-029-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Литвы с древнейших времен до 1569 года"

Описание и краткое содержание "История Литвы с древнейших времен до 1569 года" читать бесплатно онлайн.



В книге известного историка Эдвардаса Гудавичюса приводятся новые факты, смелые, оригинальные наблюдения и интерпретации. Знание современных методов позволило автору компактно поместить Литву в общемировой контекст, а также сопоставить судьбу литовского народа и государства с развитием мира и Европы, показать неизбежность событий и решений, трезвым взглядом оценить достижения и неудачи.






Наибольшим успехом Литвы было завладение Волынью в 1340 г. Это исполнил Лю- /107/ барт, когда сановно-вельможная оппозиция отравила Болеслава-Юрия. Гедиминова «политика зятьев» спустя 20 лет была применена Ольгердом в Витебске. Великое княжество Литовское выросло в полноценную державу. Рокировки членов династии, связанные с присоединением русских земель, происходили по мере усиления круга, наиболее близкого сыновьям Гедимина, и превращения этих земель в составную часть Литовского государства. На стыке тридцатых-сороковых годов сыновья Гедимина распределили власть так: Ольгерд владел Крево и Витебском, Кейстут – Тракай, Монивид – Слонимом, Наримонт – Пинском, Кориат – Новгородком (Новогрудком), Любарт – Волынью. Полоцк, управляемый братом Витеня и Гедимина Войном, переходил из рук в руки, но оставался под контролем ближайших членов династии. Псков, Киев, Смоленск были важнейшими протекторатами Литвы, опорными точками ее политической системы на Руси.

Среди западных соседей Руси Литве досталось особое место: она присоединила немалую часть русских земель. Литовская власть отличалась от сюзеренной власти Золотой Орды на подвластных русских землях. Это тоже была власть людей чужой национальности и веры, но эту «чуждость» смягчало то, что литовские князья становились православными. Этим литовская власть была привлекательнее власти Золотой Орды. Великое княжество Литовское продвигалось все ближе к положению нового династического центра Центральной Европы. Литовские государи понимали, что их страна не принадлежит католической цивилизации и является для неё чужеродным телом, однако преодоление такого противоречия стало краеугольным камнем их политики.

б. Дипломатическая акция Гедимина в 1323–1324 г. и ее последствия


Гедимин продолжал политику Витеня как на востоке, так и на западе. Возникший союз Литвы и Риги был выгоден обеим сторонам и в то же время весьма перспективен. Данное Витенем обещание рижанам (возможно, это был лишь тактический шаг) креститься стало уже стратегическим фактором, требовавшим более решительных и вместе с тем ответственных действий. Упорная война с Тевтонским орденом возбуждала в литовцах ненависть к католической вере, особенно в Жямайтии. Растущее число русских подданных и учреждение православной митрополии вынуждало великого князя считаться и с этой религией. Поддерживая связи с католической Церковью, великие князья учитывали ее отношение /108/ как к язычеству, так и к православию. Поэтому католический храм Витень построил в Новгородке – на этническом литовско-русском пограничье. После этого он обратился к папскому уполномоченному в Ливонии Франциску Молианетти и рижскому архиепископу Фридриху с просьбой прислать в этот храм двух францисканцев. Предполагалось решить проблему предоставлением концессии католическим миссиям и их материальной поддержкой. Замысел Витеня был прекрасно понят в Тевтонском лагере: во время похода Генриха Плоцке на Новгородок в 1314 г. этот храм был разрушен.

Деструктивная деятельность Тевтонского ордена, вне сомнения, мешала осторожному сближению великих князей с католицизмом, однако предоставляла их дипломатии великолепные аргументы, которые вскоре были использованы. Вся эта ситуация позволяла рижанам заявлять, что они заботятся о приобщении Литвы к католичеству. Поскольку их поддерживал архиепископ Рижский, были приведены в действие его связи с папой. В 1317 г. папа Иоанн XXII прислал Гедимину письмо с настоятельным советом принять крещение. Это письмо свидетельствовало об изменении ситуации: по мере того, как в Центральной Европе выявлялись династические центры, а Литва представала мощной державой, категорическое следование доктрине Крестовых войн становилось невыгодно курии. Однако Гедимин медлил с ответом: мешало напряженное положение воюющей страны, к тому же Литва в конце десятых годов страдала от неурожая и голода. Для шага к католицизму требовался более удобный момент.

Победа при Мядининкай в 1320 г. развязала Гедимину руки. Хотя Тевтонский орден стремился отыграться, разорив в 1322 г. земли Вайкяй, Расейняй и Арёгалы и едва не захватив замок Пештве, этот большой поход мог состояться лишь по прибытии подмоги из Чехии, Силезии и Прирейнских областей. А между тем Литва уже пользовалась обретенной во Пскове опорой, что позволило ей достичь наиболее удаленных земель Ливонии и Эстонии. Во время похода крестоносцев в Южную Жямайтию, литовское войско разорило Тартуское (Дорпатское) епископство и захватило несколько тысяч пленных. Знать Чехии и Прирейнских областей поддержала Орден и в начале 1323 г., но тщательно подготовленному походу помешали сильные морозы. Более привычные к холодам литовцы и русские под началом Давида в то же время разорили Северную Эстонию, принадлежавшую Дании. В марте жямайты разрушили город Клайпеду, в августе литовцы разграбили Велувскую (Vėluva) волость в Самбии, а в сентябре – Добжинское княжество, склонявшееся к Ордену. Со стороны Литвы военные действие приобрели размах, утерянный в битве при Ваплаукисе.

Обретенный Литвой перевес не был значительным, тем более /109/ это не было привычным явлением. Оценив ситуацию, Гедимин решил ею воспользоваться. В Вильнюсе были построены францисканский и доминиканский храмы, отстроен храм в Новгородке. В Литву прибывало все больше доминиканских и францисканских монахов, часть их начала работать писарями великого князя. При необходимости их приглашали на совет при властителе. В конце 1322 г. Гедимин отослал Иоанну XXII письмо, в котором изложил зрелую и обоснованную концепцию: правители Литвы хотят принять католическую веру, но они должны обороняться от крестоносцев, заинтересованных не в крещении язычников, а в завоевании страны. Очень удачно это утверждение иллюстрировала уже использованная рижанами версия о вынужденном отходе Миндовга от христианства. Посланник Гедимина вез это письмо в Ригу, но был перехвачен крестоносцами. Предвидя, что Гедимин может отправить письмо повторно, они дозволили посыльному следовать дальше, однако уничтожили княжескую печать. В таком виде письмо достигло папы, вызвав, как и предполагали ливонцы, определенные сомнения. Их помог развеять архиепископ Фридрих, укрывшийся от крестоносцев в Авиньоне. Несколько переоценивая свое участие, он с оптимизмом сообщил о случившемся Гедимину. Письмо Фридриха Гедимин получил весной 1323 г., когда военный перевес Литвы стал вполне очевиден. Учитывая благоприятную ситуацию и впечатление, произведенное «испорченным» письмом, Гедимин еще более широко развернул свою /110/ деятельность. В конце мая были отправлены его послания городам Саксонии и Готланда, а также доминиканским и францисканским провинциям Саксонии. В посланиях указывалось, что папа получил письмо Гедимина о крещении, и великий князь ждет посыльных с ответом. Также сообщалось о возможном перехвате послания к папе. Одновременно Гедимин объявлял о мире и льготных условиях торговли. Тогда же или несколько позже Гедимин отправил второе послание папе. В этот раз письмо благополучно достигло Риги, а уже рижане позаботились о его безопасности в городах Германии. Все послания до адресатов дошли.

Последовательность составления и отсылки писем раскрывает политическую программу Гедимина. Он информировал о возведении храмов и просил обеспечить их миссионерами. Особое место занимало приглашение рыцарям, купцам, ремесленникам и крестьянам – прибыть и поселиться в Литве. Намечался подлинный немецкий колонизационный бум: Гедимин желал сделать в Литве то, что происходило в Поморье, на Готланде, в Силезии, Чехии, управляемой немцами Пруссии. Как и правители этих стран, литовский монарх не спрашивал, на каком языке говорят новые подданные, способные принести с собой прогрессивную технологию. Поскольку Тевтонский орден мог не пропустить ожидаемых поселенцев, было указано, что желателен путь через земли Гедиминова зятя – плоцкого князя Вацлава. В отместку Гедимину Тевтонский орден усилил антилитовскую пропаганду. В октябре 1323 г. епископ Вармии Эберхардт выступил с соответствующим обращением к верующим, а в ноябре кустод францисканцев Пруссии Николай – к самому папе. Тем не менее меры, принятые Гедимином, повлияли на общественное мнение Ливонии: представители города Риги, рижского капитула, францисканцев, доминиканцев, Ливонского ордена и наместника Дании в Таллине (Ревеле) постановили отправить в Литву послов для выяснения намерений Гедимина. Послы прибыли в Вильнюс 8 сентября и провели предварительные переговоры, а 2 октября от имени вышеназванных поручителей (включая епископов Ливонии) заключили с Литвой мирный договор, в котором оговаривались и условия наибольшего благоприятствия в торговле. Договор от 2 октября был важным успехом литовской дипломатии, однако, если учесть общее положение дел, он все-таки мало стеснял тевтонцев. Они не придерживались договорных условий: /111/ продолжилась пограничная война, перехватывались посланники Гедимина. В декабре 1323 г. Ливонский орден заключил с Новгородом договор, направленный против Литвы и Пскова. Год или два новгородцы грозили Пскову войной.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Литвы с древнейших времен до 1569 года"

Книги похожие на "История Литвы с древнейших времен до 1569 года" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эдвардас ГУДАВИЧЮС

Эдвардас ГУДАВИЧЮС - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эдвардас ГУДАВИЧЮС - История Литвы с древнейших времен до 1569 года"

Отзывы читателей о книге "История Литвы с древнейших времен до 1569 года", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.