Константин Казенин - Тихие конфликты на Северном Кавказе. Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тихие конфликты на Северном Кавказе. Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия"
Описание и краткое содержание "Тихие конфликты на Северном Кавказе. Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена современной ситуации в республиках западной части Северного Кавказа — Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. В центре внимания автора — те проблемы, которые были причинами конфликтов регионального масштаба в недавнем прошлом или могут стать таковыми в будущем. На основании анализа источников, а также непосредственного опыта работы в данных республиках автор показывает, какие риски несет происходящее там для ситуации на Юге России в целом.
32
Взаимосвязь исламских групп, нелояльных Духовному управлению мусульман Кабардино-Балкарии, с Чечней представляет собой отдельную непростую проблему. С одной стороны, известно, что Шамиль Басаев после начала второй чеченской войны не раз находился на территории Кабардино-Балкарии. В августе 2003 г. он был обнаружен там в одном из частных домов, но смог скрыться. С другой стороны, нет каких-либо свидетельств о массовом участии молодежи из радикальных исламских группировок Кабардино-Балкарии в военных действиях против федералов в Чечне. В этой связи необходимо упомянуть, что в первой половине 2000-х гг в Нальчике проживало довольно много выходцев из Чечни (официально зарегистрированных — около четырех тысяч человек, всего же, по некоторым оценкам, более двадцати тысяч). В связи с этим имели место непростые процессы в молодежной среде. Наиболее острые события произошли 23 сентября 2005 г., когда, после драки с участием студентов из Чечни, несколько сот представителей местной молодежи, оперативно собравшись в центре Нальчика, провели несанкционированный митинг. По свидетельствам очевидцев, участники митинга несли традиционные кабардино-черкесские знамена.
33
Город Баталпашинск — с 1931 г., в 1936 г. переименован в Сулимов, с 1937 г. — Ежово-Черкесск с 1939 г. — Черкесск.
34
Об основных вехах изменения административно-территориального деления на Северном Кавказе см., напр.: Тархов С. Изменение административно-территориального деления России в XIII–XX вв. //Логос. — 2005. - 1(46). — С. 65–101.
35
В то время, когда карачаевцы находились в депортации, территория Карачаевской АО была разделена между Краснодарским, Ставропольским краями и Грузинской ССР. Столица расформированной автономной области, город Карачаевск, временно получила грузинское название Клухори (до депортации она называлась Микоян-Шахар — по-карачаевски буквально «город Микояна», в честь члена сталинского Политбюро Анастаса Микояна)
36
Одной из заметных тенденций является рост в последние двадцать лет удельного веса карачаевцев. Для сравнения: по данным переписи 1989 г., они составляли в республике 31,2 %, по данным Госкомстата на 1993 г. — 34 %.
37
Подробно о миграционных процессах в Карачаево-Черкесии см.: В. Белозеров. Этническая карта Северного Кавказа. — М.: ОГИ, 2005. — С. 108–130.
38
См., напр.: Ганич A.A. Черкесы в Иордании: особенности исторического и этнокультурного развития. — М.: ИСААМГУ, 2007.
39
В качестве примера черкесского взгляда на историю своего народа до и после эмиграции см.: Хотко С. Очерки истории черкесов от киммерийцев до Кавказской войны. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.
40
Точка зрения на алан как на тюркский народ встречается не только у карачаевских и балкарских, но и, например, у татарских авторов, ср.: Закиев М. Аланы: кто они? // ТАТАРЫ: Проблемы истории и языка: Сборник статей по проблемам лингвоистории, возрождения и развития татарской нации. — Казань, 1995. — С. 38–57.
41
Решение было утверждено Верховным Советом РСФСР 3 июля 1991 г. Слова «советская» и «социалистическая» из названия новообразованной республики были удалены в декабре 1992 г.
42
См.: Пчелинцева Н.Д., Самарина Л.В. Карачай в контексте новой исторической реальности // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. — М.: ИЭА РАН, 1995. Эти авторы, в частности, приводят статистику межнациональных браков в республике, свидетельствующую об уменьшения их количества в тот период
43
Интересно, что в работе съезда, наряду с черкесами и абазинами, участвовали также представители казачьих организаций. Можно увидеть в этом факте прообраз борьбы за голоса русских избирателей, которую черкесы вели перед выборами 1999 г. Причины стремления черкесских лидеров завоевать симпатии русских вполне понятны: без них. в силу скромной численности черкесов и абазин, черкесские кандидаты имели меньше шансов на победу на общереспубликанских выборах, если на таких выборах в центре внимания был национальный фактор
44
Доклад на Первом съезде черкесского народа, 24 декабря 1994 г. (газета «Адиюх», № 1, январь 1995 г.); «Наш съезд не заслужил такой оценки» — статья в газете «День республики» (Черкесск) от 28 января 1995 г.
45
Акбашев Б.Х. Трудные дороги правды. — Черкесск: Аджьпа, 2001. С. 40.
46
Своей политической нейтральностью Карданов, покинувший пост премьера после отставки Батдыева в 2008 году, был вполне схож со своим предшественником, также черкесом Русланом Казаноковым, который вскоре после отставки, состоявшейся 19 января 2005 г., стал начальником Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесии.
47
Проект был опубликован на сайте Всемирного адыгского братства (www.adygaunion.com).
48
Проект был опубликован на сайте Всемирного адыгского братства (www.adygaunion.com).
49
Термином «пантюркизм» черкесские активисты регулярно, хотя и неточно, обозначают карачаевские и балкарские национальные доктрины.
50
Несколько менее живой выглядела поддержка, оказанная черкесскому съезду со стороны кабардино-черкесских организаций Кабардино-Балкарии, включая «Адыгэ-Хасэ» той республики. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, в Кабардино-Балкарии «Адыгэ-Хасэ» в целом имеет статус организации, приближенной к власти. Руководитель республиканского «Адыгэ-Хасэ», известный черкесский писатель и журналист Мухаммед Хафицэ, с 1997 г. является главным редактором газеты «Адыгэ псалъэ» («Адыгское слово»), учрежденной парламентом и правительством республики. Это несколько сокращает свободу политического маневра для «Адыгэ-Хасэ» Кабардино-Балкарии. Во-вторых, по нашим наблюдениям, среди черкесских активистов есть некоторая «ревность» к коллегам из Кабардино-Балкарии как якобы «замкнувшим на себя» некоторые значимые проекты, включая деятельность Международной черкесской ассоциации.
51
В известной мере старение лидеров является проблемой для всех национальных движений Западного Кавказа. В среде черкесов Адыгеи эту тенденцию пытался сломать «Черкесский конгресс», от имени которого в 2005–2006 гг выступали дотоле малоизвестные «говорящие головы». Однако долго удержаться на заметных ролях им не удалось (см. главу «Адыгея»), Возможно, в черкесском движении смена лидеров особенно затруднена из-за принципов адыгского этического кодекса «Адыгэ Хабзе», жестко устанавливающего преимущества старшего поколения в общественной жизни Впрочем, в национальных движениях карачаевцев и балкарцев молодые лидеры сейчас также не заметны, хотя определенная ротация лидеров старшего поколения у балкарцев имеет место (см. разделы 5.4 и 5.5 главы «Кабардино-Балкария»), В этом смысле разителен контраст с Дагестаном, где, например, в среде аварцев в 2000-е гг. появились новые лидеры из поколения тридцатилетних. или с Ингушетией, где в последние месяцы правления Мурата Зязикова основу оппозиции составляло именно молодежное движение.
52
Верховный суд Карачаево-Черкесии вынес приговор Каитову 27 декабря 2006 г. Он получил 17 лет лишения свободы, двое его подельников — пожизненные сроки В октябре 2007 г. Верховный суд РФ оставил приговор без изменений. Для многих в республике столь жесткий приговор был удивительным Во время следствия и суда неоднократно начинали циркулировать слухи о готовящемся оправдательном приговоре.
53
Такая судьба постигла не только абазин. Вместе с черкесами на чужбину в полном составе отправился еще один родственный им народ — убыхи, проживавшие в окрестностях теперешнего Сочи. По имеющимся данным, последний носитель убыхского языка скончался в Турции на исходе XX века.
54
На муниципальном уровне ногайцы движутся «параллельным курсом» с абазинами. Референдум о создании Ногайского района прошел 8 октября 2006 г. В нем приняли участие жители восьми ногайских сел Адыге-Хабльского района (этот район — основное место проживания ногайцев в республике; кроме него, они живут в Хабезском районе и в Черкесске). Большинство проголосовало за создание нового муниципального образования, однако предстоит еще один референдум, в котором уже должен принять участие весь Адыге-Хабльский район. В его нынешнем составе ногайцы проживают совместно с черкесами, абазинами и русскими, но смешанных сел довольно мало. Лидер ногайского национального движения «Бирлик» Магомед Санглибаев в интервью ИА REGNUM накануне референдума (6 октября 2006 г.) прогнозировал цивилизованный «развод» на два района. Эти прогнозы кажутся реалистичными с учетом того, что Мустафа Батдыев, будучи главой республики, не раз публично выступал в поддержку создания Ногайского района (существовавшего на территории Карачаево-Черкесии до 1956 г. под названием Икон-Халкский), а сменивший его на посту главы Борис Эбзеев никак не обозначил изменения позиции руководства республики по ногайскому вопросу. В целом из всех основных народов Карачаево-Черкесии ногайцы наиболее последовательно придерживаются нейтралитета в моменты острых политических баталий. Наблюдатели отмечают, что для ногайской элиты характерна довольно жесткая политическая ориентация на того представителя ногайцев, который в данный момент занимает в республике наиболее высокую должность (в шутку такого человека принято называть «ногайским Лениным»), По состоянию на 2008 г. таковым являлся вице-премьер правительства Карачаево-Черкесии Джанибек Суюнов. В 1990-х и начале 2000-х гг. делались попытки создать работоспособное политическое движение, которое бы объединяло ногайцев Карачаево-Черкесии, Ставропольского края. Астраханской области и Дагестана, однако сейчас активных усилий в этом направлении не засвидетельствовано.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тихие конфликты на Северном Кавказе. Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия"
Книги похожие на "Тихие конфликты на Северном Кавказе. Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Казенин - Тихие конфликты на Северном Кавказе. Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия"
Отзывы читателей о книге "Тихие конфликты на Северном Кавказе. Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия", комментарии и мнения людей о произведении.