» » » » Альберт Рывкин - Сборник задач по математике с решениями для поступающих в вузы


Авторские права

Альберт Рывкин - Сборник задач по математике с решениями для поступающих в вузы

Здесь можно купить и скачать "Альберт Рывкин - Сборник задач по математике с решениями для поступающих в вузы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Математика, издательство «ОНИКС 21 век» «Мир и Образование», год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Альберт Рывкин - Сборник задач по математике с решениями для поступающих в вузы
Рейтинг:
Название:
Сборник задач по математике с решениями для поступающих в вузы
Издательство:
неизвестно
Год:
2003
ISBN:
5-329-00766-6, 5-94666-080-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сборник задач по математике с решениями для поступающих в вузы"

Описание и краткое содержание "Сборник задач по математике с решениями для поступающих в вузы" читать бесплатно онлайн.



Основу задачника составили варианты письменных работ по математике, предлагавшихся на вступительных экзаменах в ряде ведущих вузов Москвы.

Сборник содержит около 500 типовых задач. K каждой задаче дается до трех указаний, помогающих найти правильный путь к решению, а затем приводится подробное решение.

Пособие может использоваться при самостоятельной подготовке к экзаменам в вуз, а также на подготовительных отделениях и курсах.






17.10. При каких значениях параметра а уравнение

x² − (а + 3)x + 2а + 7 = 0

имеет 2 различных целых корня?

17.11. В зависимости от а определите число действительных корней уравнения

х4 − (1 − 2а)x² + а² − 1 = 0.

17.12. При каких значениях параметра а уравнение

2(2а − 1) sin 4х − (а + 3) cos 8х + 3а = 1

имеет ровно восемь решений на отрезке [−π, π]?

17.13. На плоскости (x, у) укажите все точки, через которые не проходит ни одна из кривых семейства

у = x² + 2(а − 1)x + 2(а − 1)² − 1,

где а — действительное число.

Глава 18

Задачи на составление уравнений

При решении задач на составление уравнений основную трудность представляет перевод условия задачи с обычного языка на язык математических символов и уравнений. Наиболее ответственный этап этого процесса — выбор неизвестных. Нельзя шаблонно выбирать в качестве неизвестных величины, стоящие в вопросе задачи. Основное требование, которому должны отвечать выбранные неизвестные, состоит в том, чтобы с их помощью можно было прозрачно записать сформулированные в условии задачи соотношения.

Разберем в качестве примера следующую задачу.

Пример 1. Трое рабочих должны изготовить некоторое число деталей. Сначала к работе приступил первый, а через некоторое

время к нему присоединился второй. Когда 1/6 работы была выполнена, к работе приступил третий. Работу они закончили одновременно. Сколько времени работал первый рабочий, если каждый изготовил одинаковое число деталей, причем третий работал на 2 ч меньше второго? Известно, что первый и второй, работая вместе, могут изготовить требуемое число деталей на 9 ч раньше, чем третий, если бы он работал один.

Известно, что каждый рабочий изготовил одинаковое число деталей, т. е. выполнил треть всей работы. С другой стороны, нет никаких сведений о числе деталей, изготовленных кем-либо в какой-либо промежуток времени. Это означает, что речь идет о работе «вообще», о том, что каждый выполнял какую-то часть этой работы, а потому всю работу следует принять за единицу. Ту же мысль подтверждает и условие, в силу которого третий рабочий приступил к работе, когда 1/6 работы (обратите внимание: 1/6 всей работы, а не 45 или 27 деталей) была уже выполнена.

Из условия следует, что рабочие работают по-разному, другими словами, они изготовляют разное число деталей за одно и то же время. Поэтому нужно ввести в рассмотрение производительность каждого из них. Однако через x, у и z мы обозначим не число деталей, изготовляемых в час первым, вторым и третьим рабочими соответственно, а ту часть всей работы, которую каждый из них выполняет за это время.

После всего сказанного должно быть очевидным, что мы легко перепишем условие задачи в виде системы уравнений, если введем в рассмотрение еще три неизвестные: t1, t2, t3 — время, затраченное соответственно первым, вторым и третьим рабочими. Так как каждый из них сделал за это время треть всей работы, то

t1x = t2у = t3z = ⅓. (1)

Мы получили три уравнения (их можно было написать в виде t1x = ⅓, t2у = ⅓, t3z = ⅓. K ним нередко добавляют четвертое:

t1x + t2у + t2z = 1,

которое должно отражать то обстоятельство, что в итоге вся работа была выполнена. Однако это уравнение не содержит никакой самостоятельной информации: оно является следствием первых трех и получается в результате их сложения. Поэтому последнее уравнение, хотя и верно составлено, но бесполезно для решения задачи.

Так как первый и второй рабочие вместе выполняют всю работу за 1/x + y ч, а третьему на это потребуется 1/z ч, то еще одно условие задачи можно записать так:

1/x + y  + 9 = 1/z.     (2)

Составим теперь уравнение, отражающее тот факт, что третий рабочий приступил к работе, когда ее 1/6 была выполнена. Другими словами, когда первый проработал t1 − t3 ч, а второй t2 − t3 ч, они сделали 1/6 всей работы:

x(t1 − t3) + у(t2 − t3) = 1/6.    (3)

Добавляя к этим пяти уравнениям шестое:

t2 − t3 = 2,      (4)

мы можем приступить к решению полученной системы уравнений.

Решая систему уравнений, как правило, следует держать в поле зрения два обстоятельства. Во-первых, систему уравнений нужно воспринимать в целом, так, как вы воспринимали бы ее, решая вне связи с задачей. Это позволит найти более рациональный ключ к ее решению. Во-вторых, нельзя упустить из виду те неизвестные (или комбинации неизвестных), которые позволят ответить на вопрос задачи. Благодаря этому можно обойтись без излишних вычислений.

В нашем примере второе обстоятельство должно побудить нас использовать уравнение (4) для упрощения уравнения (3), в результате чего из (3) будет исключено неизвестное t2, которое нас не интересует. Однако после замены t2 − t3 на 2 уравнение (3) потеряет симметрию относительно t1x и t2у, что затруднит использование уравнений (1). Если же в уравнении (3) раскрыть скобки и вспомнить, что xt1 = ⅓ и уt2 = ⅓, то получим уравнение

t3(x + у) = ½.

С его помощью можно выразить x + у через t3, а из уравнения zt3 = ⅓ можно выразить через t3 и неизвестное z. Подставляя эти выражения в (2), получим

2t3 + 9 = 3t3,

откуда

t3 = 9.

Дальнейшее решение системы не представляет труда. Находим последовательно: t2 = 11, z = 1/27, у = 1/33. Из уравнения (2) определяем x = 5/198 и t1 = 1/3x = 66/5. Итак, первый рабочий работал 13 ч 12 мин.

Эту же задачу можно было бы решить с помощью меньшего числа неизвестных, если ввести в рассмотрение, помимо величин x, у и z, имеющих прежний смысл, величину t, обозначающую время, в течение которого рабочие работали вместе, т. е. время работы третьего рабочего. Это привело бы нас к системе:

t(x + у + z) = 5/6     (1′)

(за время t рабочие сделали вместе 5/6  всей работы),

tz = (t + 2)у = ⅓     (2′)

(за время t третий рабочий сделал треть всей работы, а второму на это потребовалось на 2 ч больше),

1/x + y + 9 = 1/z     (3′)

(первый и второй рабочие выполняют всю работу на 9 ч быстрее, чем третий, работая один).

Поскольку tz = ⅓, то из (1′) найдем 

x + y = 1/2t

Вместе с z = 1/3t подставим в (3′). Получим

t = 9.

Как и прежде, найдем последовательно z, у и x. На вопрос задачи можно ответить, вспомнив, что первый рабочий работал столько, чтобы успеть сделать ⅓ всей работы, т. е. 1/3x.

Конечно, второе решение выглядит более изящно, чем первое. Однако признать его лучшим трудно, поскольку за те простые уравнения, от которых мы отказались, пришлось уплатить некоторым усложнением логики.

А теперь приведем арифметическое решение этой задачи — решение, в котором удается обойтись вообще без составления уравнений.

Так как рабочие совместно выполнили 1 − 1/6 = 5/6 всей работы, причем третий сделал ⅓, то на долю первого и второго осталось 5/6 − ⅓ = ½ всей работы. Следовательно, если бы первый и второй успели выполнить всю работу, то третий за то же самое время сделал бы ⅔; ему останется 1 − ⅔ = ⅓ , на что ему потребовалось бы в силу последнего условия задачи 9 ч.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сборник задач по математике с решениями для поступающих в вузы"

Книги похожие на "Сборник задач по математике с решениями для поступающих в вузы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Альберт Рывкин

Альберт Рывкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Альберт Рывкин - Сборник задач по математике с решениями для поступающих в вузы"

Отзывы читателей о книге "Сборник задач по математике с решениями для поступающих в вузы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.