» » » » Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга


Авторские права

Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга

Здесь можно скачать бесплатно "Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга
Рейтинг:
Название:
Княгиня Ольга
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
ISBN 5–17–013112–7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5–271–04038–0 (ООО «Издательство Астрель»)
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Княгиня Ольга"

Описание и краткое содержание "Княгиня Ольга" читать бесплатно онлайн.



ISBN 5–17–013112–7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5–271–04038–0 (ООО «Издательство Астрель»)

О великой русской княгине Ольге (? — 969), жене киевского князя Игоря Рюриковича, рассказывает новый роман писательницы–историка Светланы Кайдаш–Лакшиной.






Княгиня Ольга уже очень устала, но она только покачала головой:

— Ах, Порсенна, Порсенна! Как мне жаль, что все твои мысли обращены лишь в прошлое… да еще такое далекое… а мне так нужно с тобой посоветоваться… Приходи ко мне завтра с утра. Только обещай, что не будешь говорить со мной об этрусских и римских и наших древних богах… У нас дел полно».

Как учуял за дверью Акила, что разговор уже окончен… Он неслышно вошел…

Порсенна поцеловал руку княгини, и опять у нее сжалось сердце.


Глава 15

Откуда прилетает кукушка?


Княгиня Ольга не раз впоследствии вспоминала тот вечер в гостях у древлянского князя Мала. Тогда ей совсем не казалось важным, какое княжество древнее — Древлянское или Киевское. Какие готы, где жили, как их звали, куда они ушли. Воевали ли древляне в войске Аттилы, и как он умер… Кто победил Аттилу, и что помнят древлянские жрецы.

С той поры и князь Мал приезжал в Киев, и княгиня Ольга с князем Игорем бывали и в святилищах — знаменитейших! — древлянских, и в Искоростене, и других градах… Но тот дым костров Красных горок, вероятно, будет помнить всегда.

Иногда бывают мгновения женской жизни, когда всего важнее полнота, ощущение возможности счастья, дороже, чем оно само, всегда недостижимое. Тогда вдруг что‑то почудилось в воздухе ли, в доносившихся песнях хороводов, светящихся огнях костров, в просторе, открывшемся с крепостной стены, — как будто ты приподнимаешься над собственной жизнью. А что случилось? Да ничего… Стрижи пролетели…

Князь Игорь был суров. Она знала его любовь к себе и знала свое чувство к нему. Но мужское восхищение трогало ее. И восхищение князя Мала было столь неподдельным и вместе с тем сдержанным, что оно чем‑то задело ее.

Князь Игорь был ревнив. Он даже ревновал к ней князя Олега, который искренне ее полюбил. Только теперь княгиня Ольга и стала понимать, что князь Олег своим особым даром распознавания людей увидел в ней то, что другие не понимали, о чем никто не догадывался. Он угадал в ней будущую правительницу — дар, редкий в женщине.

Князь Игорь этим был удивлен и даже не очень обрадован, он любил Ольгу, но не видел в ней того, что прозевал князь Олег. Все это вызывало в княжеской семье ревнивые переглядывания, потому что на большее никто не осмеливался — князя Олега все боялись.

Князю Игорю даже как будто не хотелось, чтобы Ольга занималась чем‑либо, кроме семейных обязанностей и княжеских, ведь все женщины находились в ее ведении и подчинении — от княгинь и боярынь до простых холопок и смердок… Забот у нее хватало, и княгиня Ольга радовалась всякий раз, когда удавалось выехать с князем Игорем за пределы Киева…

…Как тогда — видимо, уже после Красной горки — князь Игорь отправился вместе с ней к святилищу Ярилы на реке Ярынь в Древлянском княжестве.

Озабоченный военным союзом, князь Игорь старался показать всем древлянам, что боги у них одни, старые, славянские, единые для всех, еще с той поры, как шли с Дуная…

Да и сербские славяне, что на Балканах остались, также поклонялись Яриле, как и другим богам… Боги одни — значит, и душа одна, значит, и семья единая…

На реке Ярыни стояло огромное святилище, куда приходили на поклонение со всех земель. Ярила — бог плодородия, всего живого, чем ярится земля, родящей силы ее, плодоносящей ярости. Ярила же и бог молодых, недавно рожденных. Поэтому четвертый день четвертого месяца весны (новый год начинался с травеня[154]) толпы молодых из всех земель и княжеств русских устремлялись на поклонение к Яриле. В его святилище стояли белые кони, как у Световида, и сам он, одетый в белоснежную льняную рубаху, украшенный ржаными колосьями и венками полевых цветов, смотрелся добрым русским молодцом, с невероятной силищей. Все зависит от расположения Ярилы к людям — и урожай посеянного, и приплод скота, и умножение семьи. Рассердится Ярила — не взойдут посевы, высохнут дубравы и травы, падут стада без всякого приплода и люди останутся без детей… Могуч, могуч Ярила, все люди и вся жизнь их — в его власти. Захочет он, чтобы уродило поле пшеницу, рожь ли, ячмень, овес — и Стрибог не сумеет развеять зерен, и Даждьбог не сожжет леса… Отовсюду пробьется своей силой Ярила, все одолеет… Молодая сила, молодая ярость каждый год заставляет траву покрыть зеленью все поля, луга, леса, выбросит на ветках листву, выгонит из посеянных в землю зерен колосья, чудом достанет из‑под земли неизвестно откуда явившиеся грибы, только Ярила и может их вызвать — без веток, без листьев, а растут…

Сплетаются корни, является Ярь — ползут, ползут: березовая ярь — подберезовик, осиновая ярь — подосиновик, дубовая ярь — дубовик, сосновая ярь — рыжик… Вот только от корней трав рождаются поганки, поганая ярина…

Впрочем, под Киевом рыжики не растут, они на псковской земле ярятся, так и сыпят повсюду, едва в лес войдешь…

Ярый хмель подарен людям Ярилой, чтобы они варили пиво, веселились и славили его могущество.

А ярый мед от ярых пчел от молодого улья?! Вешние посевы только Ярилой и поднимаются, да как быстро!

Яр и ярина — это сила земли, способной рожать. Не захочет Ярила — все останется бесплодным. Поэтому ярость — это и похоть. Собирается молодежь на праздник Ярилы — погулять, невесту Выбрать, в горелки поиграть…

Деревянного Ярилу выносят из святилища и, изукрасив его, торжественно, в шествии волхвов–жрецов, обвитого хмелем, убранного венками и колосьями, медленно спускают к реке. Здесь начинается веселье.

— О! Дионис! О! Вакх! — шептал рядом с ними Порсенна.

Парни отдельно, девушки–юницы — отдельно. И все выбирают себе живого Ярилу. Молодец сидит на белом коне, босиком, чтобы вбирать силушку от ярой земли, на голове — венок, в руках — ржаные колосья… Девицы тоже выбирают Ярилу, наряжают ее в белое, в цветы, сажают на белого коня. Ярый конь… А перед Ярилой из святилища приносят в жертву ярых овец, молодых, баран да ярочка… А еще приносили яретину — шерсть с ярых овец, состриженную на десятой неделе отроду, ярый воск, чистый, белый…

Сходятся и расходятся длинными змеями шествия мужского и женского Ярилы… Гусляры играют, сопели, дудки… Веселье. Радость. Льется рекой яровое пиво — из пшеницы, ячменя, овса. В руках у всех ярской пшеничный каравай — высокий да пышный.

Ярила из святилища, мужской Ярила, женский Ярила… В каждом княжестве свои святилища Ярилы — где Ярилина долина, где Ярилин холм, но всюду есть Ярилины плеши, где погребают Ярилу… Холм, а на нем — плешь…

Вот приблизилось шествие с красивой девушкой, живой Ярилой, на белом коне, окруженном хороводом. Пение слаженное и веселое:


Волочился Ярила по всему свету,
Полю жито родил,
Людям детей плодил.
А где он ногою,
Там жито копною,
А куда он взглянет,
Там колос зацветает…


Не сейчас, не сейчас погребут Ярилу, сейчас все его славят. Ярилину силу, Ярилину мощь… Ярилину ярь… Ярилину ярость.

Бабка княгини Ольги жрица–волхова была, а Ольга совсем недавно только узнала, почему у этого могучего бога нет супруги, почему выбирают ему каждый раз «женского Ярилу», но даже не всегда кличут ее Яриной…

Когда ходил отец по славянским землям Балтии в полюдье[155], собирал там дань, побывал он и на острове Рюген— стоят и ныне святилища славянских балтийских богов. На севере в Арконе — храм Световида, на юге в Коренице — святилища Яровита–Руевита, балтийского Ярилы. И даже само название Кореница говорит о главном назначении Ярилы — корни его, корни дают земную ярь, сплетаются, растут, гонят побеги из земли, под небо, под солнечные лучи, под небесную влагу — дождь. Если бы каждый год не хоронили Ярилу, то эта его ярь уничтожила бы всю землю, заполонила бы его корнями, да побегами, да стволами, да злаками, выросли бы они немерянные, так что и убрать бы их люди не смогли бы.

А приплод скота! Ярила бы умножал бы, да плодил бы и людей и скот, так что никому не осталось бы места на земле. Вот и приходится умерять Ярилу, ограждаться от него, от его силы похотливой да яростной… Хоронить — хоронить Ярилушку, чтобы в свои коренья он схоронился, своей ярью бы укрылся, до следующей весны радостной, когда будем опять его славить…

Река Ярынь была любимым местом Ярилы. Не одно его святилище тут стояло, и древляне уверяли, что первыми их тут поставили далекие предки» что шли с Дуная, изнемогли в пути, потеряли почти весь скот, много людей умерло в дороге от болезней, и вот когда достигли реки, назвали ее Ярынью, опустились все на колени и обратились к богу Яриле, чтобы помог им.

И Ярила помог споро и скоро — чудодейственно быстро пошли приплоды скота, молодая зелень исцелила болезни, любовь, исчезнувшая было от тяжести пути, вновь набрала силу, народилось много детей, жеребят, овечек, коз, поросят, кур да петухов, а яровые посеянные завалили всех урожаем — рождением всех плодов и колосьев… Много поколений сменилось в Древлянской земле, а благодарная память Яриле не погибла, да еще приумножилась славою по всем землям…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Княгиня Ольга"

Книги похожие на "Княгиня Ольга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Кайдаш–Лакшина

Светлана Кайдаш–Лакшина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга"

Отзывы читателей о книге "Княгиня Ольга", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.