Михаил Мухин - Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны"
Описание и краткое содержание "Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны" читать бесплатно онлайн.
Великая Отечественная война стала одним из кульминационных моментов истории нашей Родины в XX в. Это были годы, когда решалось — существовать в мире нашей стране, и народам ее населяющим, или стать достоянием истории. Мы все, люди тех лет, и ныне читающие эти строки, могли уйти в категорию «исчезнувшие народы», и нас изучали бы, как изучают шумеров и ахейцев. Но наши деды и прадеды, поколение которых, увы, стремительно уходит из жизни, — отстояли своё и наше право на существование. Победу в той страшной войне добывали на фронте и ковали в тылу. Перед тружениками тыла стояла воистину титаническая задача — превозмочь, пересилить экономику практически всей Европы, сцементированную руководством гитлеровской Германии в единый комплекс военных производств. Им — рабочим и инженерам, конструкторам и наладчикам, сломавшим хребет ведомству Геринга, — посвящается эта работа. У них был свой фронт — и они одержали свою Победу.
* По другим данным, удельный вес боевых самолётов был ещё выше — 79,4 % (ГА РФ, Ф. 8418. Оп. 25. Д. 199. Л. 1).
Примечательно распределение авиапродукции 1940 г. выпуска пр основным заказчикам[378]
Тип Всего отгружено В том числе: УВВС НКВМФ НКВД Прочие Истребители 4657 3966 542 — 149* Бомбардировщики 3575 3289 259 2 25 Разведчики 99 17 77 1 4** Учебные и пассажирские 2234 1345 203 — 686 Всего самолётов 10 565*** 8617 1081 3 867 Моторов всего 21345 3686 645 277 16733 Моторов для боевых самолётов 15 903 2628 403 — 12 872**** Пропеллеров металлических 18 278 2059 644 — 15 578* Примечание в тексте от руки — «объект 600».
** Примечание в тексте от руки — ГСТ.
*** Из таблицы, между прочим, следует, что удельный вес боевых самолётов составлял 78,85 %, что несколько ниже заявленных выше 79. Видимо, в данном случае мы имеем дело с некоторыми расхождениями в отчётности — ряд моделей, производившихся малыми сериями, могли быть не учтены, либо мы имеем дело с учётом самолётов, произведённых в прошлом году, но принятых военприёмкой в 1940 г.
**** В данном случае, видимо, под «прочими» понимались авиастроительные предприятия, Моторы же, направляемые УВВС, НКВМФ и др., предназначались для замены выработавших ресурс двигателей на ранее поставленной авиатехнике.
Таким образом, очевидно, что подавляющая доля авиавыпуска в последний предвоенный год шла именно военным, при этом некоторое (не слишком, правда, значительное) предпочтение отдавалось истребителям.
Тенденция 1939–1940 гг. на снижение затрат времени на производство единицы авиапродукции получила в 1941 г. дальнейшее развитие.
Сокращение затрат времени на производство авиапродукции в первой половине 1941 г.[379]
Завод Изделие Затраты человеко-часов на изготовление в I квартале 1941 г. Затраты человеко-часов на изготовление во II квартале 1941 г. 1 МиГ-3 7200 5800 18 Ил-2 22 500 13 000 22 Пе-2 21 500 18 000 23 ЛАГГ-3 14 000 12 000 24 АМ-35А 2800 2400 26 М-105 1650 1550Помимо чисто количественного роста авиавыпуска эти годы были отмечены так же постепенным увеличением удельного веса во всём авиапроизводстве так называемых «новых моделей» — т. е. аэропланов нового поколения, соответствовавших по своим тактико-техническим данным реалиям сороковых годов. Интенсивное внедрение в производство именно новых моделей стал главным приоритетом плана авиавыпуска на 1941 г. Уже в I квартале этого года новые модели по плану должны были составить 44 % выпуска, а во 2-м — 65 %[380].
Необходимость налаживать новое производство на предприятиях, в спешке передаваемых в Наркомат авиапромышленности, обусловило даже некоторую стагнацию. Впрочем, это падение темпов производства пришлось на старые типы машин.
Авиавыпуск в 1939–1941 гг.[381]
Год 1939 1940 1941 Число произведенных самолетов 10 198 10 571 15 379 В том числе «новых» типов 6 500 11 633 Число произведённых моторов 22 686 21 380 28 707Уже в 1939 г. наметился качественный рост авиапроизводства, связанный с ускорением темпов производства основных классов боевых самолётов. Одновременно, с 95,7 % до 98,6 % возросла выполняемость плана в рублёвом исчислении[382] — в 1939 г. план авиавыпуска удалось выполнить практически полностью. По утверждённому в декабре 1938 г. плану предполагалось произвести 10 400 самолётов[383]. Этот успех объяснялся, с одной стороны, количественным увеличением авиапредприятий и их суммарной производственной мощности (увеличение производственных площадей, наращивание станочного парка и т. п.), а с другой — качественным подъёмом производительности труда и эффективности использования оборудования. Массовое внедрение передовых методов производства (конвейерная сборка агрегатов, плазово-шаблонный метод производства самолётов), настойчиво культивируемое в 1937–1939 годах, наконец начало приносить зримые плоды[384]. Однако сравнение плана авиавыпуска с планом заказов НКО вносит в эту радужную картину существенные коррективы.
Выполнение плана производства боевых самолётов в 1939 г. в натуральном исчислении[385]
Тип самолёта План заказа НКО на 1939 г. (вариант ноября 1938 г.)* % от годового плана Реально произведено в 1939 г.** % от годового выпуска ТБ-7 10 0,1 6*** 0,1 ДБ-3 1500 12,5 939 12,9 СБ 3000 25 1778 24,5 «Иванов» 400 3,3 0 0 Р-10 1600 13,3 341 4,7 И-16 2400 20 1835 25,3 И-153 3000 25 2362 32,5 ВИТ 100 0,8 0 0 Всего боевых самолётов 12 010 100 7261**** (60,5 % от плана) 100* РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 122. Л. 4–5.
** Самолетостроение в СССР. 1917–1945. Кн. 1. М., 1992. С. 433. Не учтены малосерийные самолёты.
*** Точнее, эти 6 самолётов были произведены за 1938–1939 гг. и приняты (на начало 1940 г.) военприемкой. Ещё 6 самолётов находилось на заводе без моторов. Подробнее см.: Ригмант В. Бомбардировщик ТБ-7 // Авиация и космонавтика 5–6. 2002. С. 25.
**** В данную цифру не входят самолёты ряда моделей, не предусмотренных в плане заказов. Всего в этот год было изготовлено 7428 боевых самолётов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны"
Книги похожие на "Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Мухин - Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны"
Отзывы читателей о книге "Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны", комментарии и мнения людей о произведении.