Борис Хазанов - Подвиг одного завода

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Подвиг одного завода"
Описание и краткое содержание "Подвиг одного завода" читать бесплатно онлайн.
Победа в Великой Отечественной войне добывалась не только на передовых рубежах боев, но и в глубоком тылу, усилиями работников оборонной промышленности. Об этом повествует в своей книге автор — бывший директор военного завода. Он рассказывает о развитии в стране производства артиллерийского вооружения, о трудовом героизме и мастерстве рабочего класса, монолитном единстве фронта и тыла.
Филимонов, Федоров, Лебзин — это было замечательное трио. Профессиональное мастерство, трудолюбие, непоседливость, требовательность к себе и подчиненным сочетались в этих людях со скромностью, добротой, уважительным отношением к товарищам по труду. Руководители цеха, отделений и служб осуществляли ежесменный контроль за ходом производства, оперативно решали внутрицеховые и межцеховые вопросы.
* * *Задания увеличивались с каждым днем. Расширялась производственная база, что требовало дополнительных рабочих рук. И не случайно число людей в цехе за короткое время возросло в четыре раза. Это в основном за счет учеников-подростков 14–16 лет. В процессе работы они постигали азы своих профессий. В этом им крепко помогали мастера, старшие мастера и начальники отделений Н. М. Коровин, И. Г. Муравьев, И. С. Ксенофонтов, Г. Л. Липкин, Д. Н. Озеренский, Н. В. Астахов и другие.
Хочется отметить отделение сборки и сдачи прицелов, которым руководил Николай Васильевич Астахов. Там работало свыше 80 слесарей-сборщиков. На первый взгляд казалось все здесь просто. Имей полный комплект изготовленных по чертежам деталей, споро собирай их — и все будет в порядке. Но, во-первых, детали не всегда поступали равномерно, и это зачастую не зависело от цеха. А во-вторых, узлы прицела и окончательно собранное изделие требовали сложной отладки и регулировки. Так что проблем было немало. Однако опыт квалифицированных сборщиков, которыми руководил старший мастер Н. В. Астахов, решал успех дела. Вскоре я убедился, что завершающая и ответственная стадия выпуска прицелов — их сборка и сдача ОТК и военпреду — находилась в надежных руках.
Цех прицелов был оснащен самым различным оборудованием. Имелись здесь и крупные станки, и мелкие прецезионные. Их необходимо было поддерживать в работоспособном состоянии, не допускать простоев, в сжатые сроки проводить ремонт вышедших из строя. С этой задачей успешно справлялся коллектив ремонтных слесарей под руководством механика цеха Б. Д. Белоусова.
На высоте была здесь и служба инструментальной подготовки, которую возглавлял А. М. Сергеев. Она прилагала все силы к тому, чтобы различные виды оснастки — приспособления, измерительный и режущий инструмент — были постоянно задействованы в технологическом процессе.
Даже в то сложное время работники цеха стремились совершенствовать производство, внедрять новые приемы и методы труда. Именно там впервые стали применять протяжки при обработке точных отверстий и шлицевых соединений деталей. Большую настойчивость, умение и смекалку при отладке и доводке протяжек проявил технолог Васьян Николаевич Тригалев. Он сумел использовать протяжки разнообразных размеров и назначений для обеспечения высокой чистоты обрабатываемых поверхностей. В результате значительно упростилось изготовление сложных деталей, резко сократилась его трудоемкость.
Рассказывая о работе цеха по изготовлению прицелов, я хочу подчеркнуть: руководство этим участком всегда было большой школой для человека, которому поручалась эта нелегкая миссия. И тот, кто прошел ее, как правило, впоследствии занимал высокие должности в управлении завода. Так, главные технологи завода А. Г. Кочнев и К. В. Семенов в свое время тоже были начальниками цеха прицелов. Не был исключением и Н. Н. Филимонов. Уже после войны, в 1946 году, он был назначен главным технологом завода, сменив на этом посту А. Г. Кочнева, ставшего главным инженером завода «Большевик». 8 лет Николай Николаевич занимал эту должность, потом 14 лет был главным инженером завода. Всего же в оборонной промышленности он работает более полувека. И рядом с ним 36 лет трудилась его жена Зоя Александровна (сейчас она на пенсии).
Организованность и порядок всегда наблюдались в сборочном цехе платформ-повозок и механическом цехе деталей и узлов платформ-повозок. Руководили ими Михаил Геронимович Вейнгольд и Александр Васильевич Кутвицкий. Биографии их в чем-то схожи. Оба закончили технические институты, оба до эвакуации на сибирское предприятие работали на Коломенском машиностроительном заводе им. В. В. Куйбышева. Дело, которое им было поручено в годы войны, не было для них новым. Может быть, по этой причине в последние, тяжелые месяцы сорок второго, несмотря на огромные трудности в подаче листоштамповочных деталей, литья и поковок, их цеха работали ритмично, по графику подавали для сборки платформы-повозки.
Когда в начале 1943 года создалась сложная обстановка в сборочном (ведущем на заводе) цехе зенитных сухопутных и морских пушек, мы решили укрепить руководство цеха, назначив начальником Вейнгольда. И не ошиблись. На протяжении всех военных лет мой рабочий день начинался и заканчивался в сборочном цехе, он у нас шел под десятым номером. Так что я лично видел, с каким старанием и заботой, с каким умением руководил этой важнейшей работой Михаил Геронимович.
С неменьшей энергией трудился и А. В. Кутвицкий. Оба они пользовались большим авторитетом в коллективе.
Я веду речь о руководителях производств, о мерах технического и организационного порядка, которые принимались в первые дни и недели моей работы в должности директора завода. Но мы не ограничивались только производственной стороной дела. Все понимали: судьба плана зависит не только от четкой расстановки людей, правильной организации производственного цикла, своевременной постановки задач и систематического, жесткого контроля за их выполнением. План даже в большей степени зависел от того, как обучен рабочий, как он накормлен, как обут и одет, где и как он отдыхал, с каким настроением стал к станку. И обо всем этом должны были постоянно — ежедневно и ежечасно — заботиться дирекция, партком, завком, комитет ВЛКСМ, начальники цехов и участков, партийные, профсоюзные и комсомольские активисты. Именно об этом следует рассказать.
Сначала об обучении рабочих. Я уже называл цифру поступивших на завод в 1942 году — 12 166 человек, причем больше половины из них — женщины. Значительное число было подростков. Эти люди не имели опыта. Сохранились интересные цифры. По трудовому стажу в 1942 году было: до 6 месяцев — 6499 человек, до одного года — 7264, до двух лет — 1705, до трех лет — 507, свыше трех лет — 1199. Но многие не имели и специальностей. Поэтому техническое обучение рабочих и в начале войны, и в 1942 году, и в последующие годы стояло на первом плане.
Этим вопросом я занимался и в первый свой приезд на завод. Благодаря принятым мерам за 11 месяцев 1942 года всеми формами обучения было подготовлено 6370 специалистов. Основным методом было индивидуально-производственное обучение, хотя использовались и другие формы — стахановские школы, кружки техминимума и т. д. Это подтверждают и такие данные. За названный период по линии индивидуально-производственного обучения было подготовлено 4410 человек, в стахановских школах — 939, в кружках техминимума — 519.
Индивидуально-производственное обучение молодежи, да и не только молодежи, было организовано путем закрепления ее за кадровыми рабочими и мастерами. Курс был взят правильный. Не могу не привести и такие цифры: в 1942 году таким путем мы подготовили 1631 токаря, 912 фрезеровщиков, 741 слесаря, 302 сверловщика.
Проанализировав состояние обучения рабочих, мы пришли к выводу, что и в дальнейшем надо развивать индивидуально-производственное обучение, поддерживать работу стахановских школ и кружков техминимума. Значительно позже появятся у нас и другие формы, даже техникум свой организуем. Но это будет позже. А сейчас и сил, и средств на это не хватало. Да и обстановка заставляла давать план, план любой ценой, ведь вопрос стоял о жизни и смерти нашего государства.
Доброе слово хочется сказать о наших опытных наставниках — рабочих, мастерах, начальниках смен. По-отечески принимали они молодое пополнение. Терпеливо, подчас зажав в кулак свои нервы, обучали и воспитывали подростков. Во многом отказывали себе ради общего дела. Но обучение и воспитание — одно, а собственное задание тоже должно быть выполнено. Они и обучали, и воспитывали, и выполняли свои задания — работали как одержимые.
Память высвечивает Петра Андреевича Рудного — бригадира слесарей-сборщиков. Как только началась война, Рудный стал проситься на фронт. «Твое место здесь, — сказали ему. — Здесь тоже куется победа». Он подчинился, однако все время, пока шла война, считал, что должен быть на фронте.
Многим мальчишкам и девчонкам дал путевку в жизнь Петр Андреевич, многих обучил ремеслу слесаря, поставил на ноги. И сейчас он трудится на заводе, работает в одной из лучших бригад, которую возглавляет его ученик Владимир Николаевич Шевелев.
— Это удивительный человек, — говорит о П. А. Рудном бригадир. — В нем сочетается скромность, доброта о высоким профессиональным мастерством, трудолюбием, непоседливостью. Все, что он делает, — только отличного качества. Рядом с ним стыдно работать плохо. Он для нас как отец: на него мы равняемся, у него учимся.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Подвиг одного завода"
Книги похожие на "Подвиг одного завода" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Хазанов - Подвиг одного завода"
Отзывы читателей о книге "Подвиг одного завода", комментарии и мнения людей о произведении.