Неизвестно - Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели.
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели."
Описание и краткое содержание "Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели." читать бесплатно онлайн.
В. Путина о возможности вхождения Беларуси в состав Российской Федерации, что означало бы полную ликвидацию белорусской государственности, которая хотя и в усеченных формах, но существовала даже в рамках Советского Союза. (Обсуждалось в России вхождение Беларуси в состав Российской Федерации в форме автономной республики, как Татарстан или Башкортостан.) Я могу объяснить подобного рода предложение лишь недостаточной компетентностью В. Путина в 2002 г. Получив в 2000 г. огромную власть, он не мог вместе с ней автоматически приобрести все необходимые знания и компетенции. Понимание многих проблем России, ее истории, ее окружения, да и многих мировых проблем пришло к нему позднее, и этот процесс не завершился даже сегодня. Да, конечно, Кремль не признал своих ошибок, допущенных в прошлые и в недавние годы «на белорусском направлении». Однако есть признаки того, что ошибки поняты и потому не будут повторены в дальнейшем. (Свои ошибки были, естественно, и у А. Лукашенко.)
Возвращаясь к соотношению между размерами экономик России и Беларуси, надо сказать, что ВВП Республики составлял в 2008 г. примерно 7,5% от российского. В целом по СНГ на Россию тогда приходилось около 60% ВВП Содружества, а на Беларусь - около 5%. Однако в этом сопоставлении имеет значение не только количественная, но в первую очередь качественная характеристика. Между тем качественные показатели белорусской экономики много выше российской - это и в машиностроении, и в сельском хозяйстве, и в производстве товаров народного потребления, и в лесном хозяйстве. Крайне ошибочно сравнивать наши экономики по размерам текущей капитализации основных предприятий и корпораций на мировом финансовом рынке, как это делает, например, российский министр финансов Алексей Кудрин, заявляя о возможной «неплатежеспособности» Беларуси. Для таких людей, как А. Кудрин, самой «платежеспособной» страной являются Соединенные Штаты, которые решают свои финансовые проблемы при помощи печатного станка, штампующего сотни миллиардов, а то и триллионы долларов.
Экономики России и Беларуси не просто совместимы, они и создавались изначально как взаимно дополняющие друг друга. Совместными усилиями и в едином комплексе закладывались как нефтепромыслы в Сибири, так и нефтепроводы из Сибири в Европу и нефтеперерабатывающие заводы в Белоруссии. Это была выгодная для всех система связей, и она могла бы работать эффективно и сегодня. Во всяком случае, экономика Беларуси не только сохранила, но и существенно развила и расширила заложенный в нее ранее потенциал. Что касается экономики России, то она прошла в последние два десятилетия не совсем понятный и разумный путь и продолжает сохранять слишком много иррациональных компонентов, которые оправдывают осторожность Беларуси.
В мире уже сейчас возникли и развиваются многие схемы межгосударственной интеграции, и надо полагать, что Беларусь и Россия найдут свой оптимальный вариант союза. Та модель интеграции, которая была предложена Китаем Гонконгу и Тайваню: «одно государство - две системы», не подходит для наших стран, так как для Беларуси приемлема лишь та интеграция, при которой она может сохранить государственный суверенитет. Экономическая интеграция, которая существует и углубляется в отношениях между США и Канадой, не предполагает никаких надстроек в форме Союзного государства. Наиболее подходящий для наших отношений пример - это Европейский Союз. Однако Европа движется по этому пути уже около 60 лет, и мы видим, какие противоречия и трудности ей приходилось и приходится преодолевать. Опыт (даже документы) Евросоюза широко используются при построении такого важного объединения, как ЕвроАзЭС. Большим «интеграционным шагом» стало достигнутое в конце 2009 г. соглашение о создании Россией, Беларусью и Казахстаном Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Расширение и углубление экономического сотрудничества
Экономическое сотрудничество России и Беларуси не сводится только к торговле или созданию совместных предприятий. Оно имеет множество измерений, и все направления этого сотрудничества можно рассмотреть только в большом специальном исследовании. Один лишь тот факт, что как белорусский, так и русский языки являются в Республике государственными, чрезвычайно облегчает и расширяет наше экономическое сотрудничество. Молодым белорусам много легче поступить на учебу в российские вузы, чем, например, украинцам. А в то же время и молодые россияне могут без лишних усилий поступить в минские вузы. Белорусы работают в Москве не как гастарбайтеры, и их никто не считает мигрантами. Ведь в Уставе Союзного государства сказано, что каждый гражданин Беларуси и каждый гражданин России являются одновременно и гражданами Союза. Юридически единое гражданство еще до конца не оформлено, но оно существует де-факто. Поезд на Киев из Москвы уходит поздно вечером и прибывает в столицу Украины утром. Однако в два часа ночи меня разбудили, чтобы проверить документы. В «Славянском экспрессе», который идет из Москвы в Минск, ни по дороге в столицу Беларуси, ни на обратном пути никаких пограничных досмотров и проверок не было.
В рамках бюджета Союзного государства в 2006 г. осуществлялось 17 различных промышленных и научных программ. Общее число таких совместных программ возросло вместе с ростом этого бюджета до 44 в конце 2008 г. Однако сотни общих научных, научно-промышленных, производственных, культурных и образовательных программ выполняются и вне бюджета Союзного государства, в том числе коммерческими структурами и по соглашениям между отдельными предприятиями, регионами, министерствами и ведомствами. Экономисты подсчитали, что в 2007-2008 гг. осуществление самых разнообразных совместных программ создавало в наших странах не менее 5 млн рабочих мест. Такого широкого сотрудничества, как с Беларусью, у России нет ни с одной из стран СНГ.
По общему объему товарооборота с Россией Республика отстает от таких стран, как Германия, Китай или Украина. Однако если учитывать численность ее населения, то надо будет признать, что она обладает наиболее интенсивными и насыщенными торговыми отношениями. По данным газеты «Союз» и журнала «Экономика Беларуси», еше в 1995 г. товарооборот между ней и Россией был менее 5 млрд долл., через 10 лет (в 2005 г.) он поднялся до 15 млрд, а в 2006 г. достиг 20 млрд долл. В 2007 г. товарооборот между Россией и Беларусью стал, казалось бы, рекордным - 26 млрд долл. Однако в 2008 г. он превысил 34 млрд. долл. Правда, в 2009 г. товарооборот между нашими странами снизился, но это произошло из-за мирового экономического кризиса и уменьшения объемов всей мировой торговли. Характерно, что в 2005 и 2006 г. белорусские предприятия не сумели полностью удовлетворить запросы российского рынка на тракторы, а в 2009 г. Россия более чем в 2 раза сократила закупки белорусской сельскохозяйственной техники.
Что продает Белоруссия России и что у нее покупает? На первом месте в товарной структуре белорусского экспорта - машины, оборудование и транспортные средства, на втором месте - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Затем идут изделия из металла, текстиль, текстильные изделия и обувь. Примерно от 3 до 5% белорусского экспорта составляет продукция химической промышленности, и столько же, продукция лесной и целлюлозной промышленности. Другие товары дают еще около 10% экспорта в Россию. Многие белорусские предприятия работают почти исключительно на нужды российского рынка. Так, по данным за 2005 г., здесь было реализовано 85% продукции Минского автозавода, 100% сахара, 98% мясных и молочных продуктов, около 90% обуви, 80% холодильников, 70% мебели, 40% тракторов, 75% телевизоров1. В 2006-2008 гг. Беларусь расширила экспорт перечисленных выше товаров в другие страны, но не намного.
Номенклатура импорта из России гораздо «короче» по товарной структуре. Это главным образом энергоресурсы - газ, нефть, некоторые виды угля. Кроме того, Россия в 2005 г. обеспечивала белорусский рынок стальными трубами на 80%, прокатом черных металлов на 57%, автобусами и рыбой на 50% и растительным маслом на 75%. Общий платежный баланс в торговле был в 2005 - 2006 гг. не в пользу Беларуси. Дефицит она сокращала, хотя и не полностью, за счет торговли с другими странами. Однако значительное повышение мировых цен на сырье и энергоресурсы отразилось на российско-белорусской торговле. Объем экспорта из Беларуси в Россию существенно возрос и составил в 2008 г. около 12 млрд долл., но импорт из России оказался около 23 млрд долл., хотя по фактическим объемам он не слишком увеличился.
На начало 2009 г. в Республике имелось около тысячи предприятий с российским капиталом. В основном они создавались в рамках совместных союзных программ. Однако обшие масштабы производственной кооперации в экономиках наших стран были гораздо больше, ее истоки шли еще из советских десятилетий. Выступая в Торгово-промышленной палате России в 2009 г., госсекретарь Союзного государства Павел Бородин говорил, что в производственной кооперации задействованы 28 тыс. самых различных предприятий наших двух стран. На этот счет можно привести лишь некоторые примеры. Самое знаменитое из белорусских предприятий - МАЗ - получает около 80% современных двигателей из Ярославля от завода «Автодизель». Здесь было налажено серийное производство современных двигателей уровня «Евро-3» и «Евро-4» и идет подготовка их выпуска по стандартам «Евро-5». Именно МАЗ потребляет треть всей продукции «Автодизеля». Основная продукция Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) - шасси и тягачи, изготовляемые в прошлом для нужд Советской армии (для транспортировки командно-штабных пунктов, радиолокационных средств, ракетных комплексов и т.п.). Российское Министерство обороны и сегодня заказывает здесь разного рода шасси и тягачи, но в меньших количествах. Однако завод освоил в последние годы производство более 30 типов транспортных средств для гражданских целей. В России пользуются большим спросом специальные колесные шасси под крановые установки грузоподъемностью от 50 до 160 т. Изготовленные в Минске мобильные буровые установки успешно работают в районах российского Крайнего Севера. МЗКТ успешно конкурирует с продукцией немецких и английских фирм. Новые разработки завода - гидромеханические передачи мощностью 300, 400, 500 и 650 лошадиных сил. Заказы на них уже поступили от Брянского автомобильного завода, УралАЗа, КамАЗа. Сотрудничает с МЗКТ и крупный подмосковный завод «Машиностроитель». Если ярославский «Автодизель» поставляет свои двигатели МАЗу, то Минский моторный завод поставляет тысячи двигателей стандартов «Евро-3» и «Евро-4» российским заводам ЗИЛ, ГАЗ, ПАЗ, а не только родному МАЗу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели."
Книги похожие на "Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Неизвестно - Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели."
Отзывы читателей о книге "Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели.", комментарии и мнения людей о произведении.