Епифаний Кипрский - Творения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Творения"
Описание и краткое содержание "Творения" читать бесплатно онлайн.
55. Если же нет на земле рая, и не истинно написанное в книге Бытия, но иносказательно изложено: значит ничего нет сказанного в буквальном смысле, а все иносказательно должно быть понимаемо. Между тем в начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1): это уже не иносказательное, а видимое. И твердь, сказано, сотворил, и море, растения и деревья, траву, зелень, животных, рыб, птиц и все видимое и воистину происшедшее, наконец и человека, которого воистину сотворил (Быт. 1, 6 и дал.). Сего человека, которого создал, Он поместил в раю, по образу сотворив этого самого человека, по образу же Божию (Быт. 1, 26–27). Не исследуй даров Божиих, по благодати человеку данных. Мы не отрицаем, что все люди сотворены по образу Божию; а как это по образу, мы того не исследуем. Ибо ни тело мы не мыслим созданным по образу, ни душу, ни ум, ни добродетель; потому что многое препятствует мне говорить это; но не говорим также и того, чтобы тело не было создано по образу или душа. Верным свойственно признавать Писание и не отвергать его; а неверным свойственно отвергать благодать. Итак, человеку принадлежить создание по образу; но как, это знает только сам Бог. Ибо, если скажешь: человека сотворил Он по образу, и этот образ будешь полагать в теле, а между тем Бог невидим, непостижим, необъятен для ума: то как видимое и постигаемое, и подлежащее осязанию будет образом невидимого и непостижимого? И если скажешь: тело не создано по образу, то этому противостоит изречение: взял персть от земли, и созда человека (Быт. 2, 7); и человека Писание называет перстным, называет его и душевным, ибо вдуну сказано, в лице его: и бысть человек в душу живу (Быт. 2, 7). Душу мы представляем созданною, и тело. Как созданною? — Вдуну, сказано. И не говорим ни того, что душа есть часть Бога, ни того, что она чужда вдунувшего. А как разуметь эту тонкость, одному Богу известно.
56. Мы же без исследования и злоумышления (неизысканно и незлобиво) веруем Богу, истинствующему во всем. И если скажешь, что душа создана по образу, между тем как Апостол говорит: живо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души (Евр. 4, 12); если, таким образом, душа имеет разделение, а Бог — неразделен: то как может быть душа создана по образу? Душа не ведает будущего, а Бог все ведает. Также мы видим переднюю часть тела, не зная о задней. А если скажешь, что душа не создана по образу: то сему противоречило бы то, что Он во всяком случае и душу назвал человеком, и человек состоит из души и тела. Но скажешь, быть может, что ум создан по образу; а между тем Писание говорит: вижду ин закон противувоюющ во удех Моих, и пленяющ мя в уме моем законом греховным, сущим во удех моих (Рим. 7, 23). Как же будет созданным по образу пленяемый? К тому же сказано: воспою умом, воспою и духом (1 Кор. 14, 15). И если скажешь, что добродетель создана по образу, то я скажу тебе: скажи мне об Адаме, какую добродетель соделал он прежде, нежели был создан? Ибо он не был вначале, но сначала был создан по образу. А если скажешь, что добродетель не создана по образу, то не хорошо говоришь; ибо чему же и приличествует быть созданным по образу, как не добродетели? Но прежде добродетели создан был по образу человек. Ибо Адам еще не жительствовал в добродетели, еще не был создан. Наконец, если скажешь, что крещение — по образу: то выходит, что не принявшие крещения праведные не были созданы по образу. Ибо прообраз начался от Моисея и моря, от Иоанна (Крестителя) этот прообраз раскрылся, а во Христе совершился дар.
57. Итак, все имеют в себе образ Божий, но не по природе; ибо не по равенству с Богом имеют люди образ Божий, так как Бог непостижим, необъятен для ума, будучи Дух и притом превысший всякого духа и — свет, превысший всякого света. Но что Он сам определил, того мы не лишаем значения. Истинен же есть даровавший по благодати человеку бытие по образу Своему, и тому подобное. Ибо мы видим, что взял Спаситель в руки свои хлеб, как говорится в Евангелии, встал на вечери, взял его и, благодарив, сказал: сие есть Мое [28] (тело) (Матф. 26, 26 и парал.). И мы видим, что это (хлебъ) ни равно, ни подобно ни воплощенному образу, ни невидимому Божеству, ни чертам членов; потому что оно есть круговидное и безчувственное, по отношению к силе. Тем не менее Он восхотел по благодати сказать: сие есть Мое (тело). И никого нет, кто бы не верил этому слову: ибо неверующий в то, что Он истинен, отпадает от благодати и спасения, как Он сказал (ср. Иоан. 6, 53). А мы, что услышим и во что уверуем, о том веруем, что это есть Его. О Господе же нашем мы ведаем, что Он весь — чувство, весь — одаренный чувством, весь — Бог, весь — движущий, весь — действующий, весь — свет, весь — непостижимый, но с благодатию нам сие даровавший.
58. Итак, оный Адам в раю помещен был и вкушал от древа. Рай же, сказано, был во Едеме на востоцех; и источник восходил из Едема (Быт. 2, 8. 10). Не сказано: «нисходилъ», чтобы мы не считали Едем с неба происшедшим; потому что, если бы он был на небе, то сказано было бы: свыше нисходит источник. Но сказано: река исходит из Едема. И не сказано: нисходит. Сия (река) разлучается в четыри начала. Имя единой Фисон (Быт. 2, 10–11). И мы видим Фисон очами нашими. Фисон есть река, называемая у индийцев и эфиоплян Гангом, а еллины называют эту реку Индом. Она окружает всю землю Евилатскую (Быт. 2, 11), малую и великую, — части страны Елимэев [29]; протекает чрез великую Эфиопию, спускается к югу и в стране Гадиров впадает в великий Океан [30]. Вторая река — Геон (Быт. 2, 13). И мы видим чувственную реку, а не иносказательную; ибо она спускается по Эфиопии, проходит чрез малую Эфиопию, Анувиту, Влемению и Ексомитиду, орошает части Фиваиды и Египта и впадает в сие море [31]. Если же кто не верит, тот пусть послушает Иеремию, говорящего: что вам и земле египетской, еже пити воду Геонскую мутну (Иер. 2, 18)? Третия, сказано, река, Тигр, проходящая прямо Ассириом (Быт. 2, 14). Она пересекает части востока и за тем скрывается под землю, а из Армении, среди Кардийцев и Армян, снова поднимается и вытекает на поверхность, и, разделенная в своих потоках, напояет землю Ассириян. Но и четвертая река Евфрат (Быт. 2, 14) точно также и подобным образом, скрываясь под землею, выходит на верх из Армении и таким образом орошает Персию. Итак, если нет чувственного рая, то нет и источника; если нет источника, то нет и реки; а если нет реки, то нет и четырех начал. Если нет Фисона, то нет и Геона. Если нет Тигра, то нет и Евфрата. Если нет Евфрата, то нет и смоковницы, нет листьев, нет Адама, нет вкушения от плода древа, нет Евы; она не вкушала от древа, не было совсем Адама. А если нет Адама, то нет и людей, но истина есть уже басня, и все иносказательно должно быть понимаемо. А между тем Адам есть; ибо мы — от него, будучи все — род его по преемству, и его как бы самого видим во множестве его потомства.
59. Адам рождает по виду своему Сифа. И дабы кто не счел созданного иным и рожденных от него иными, Писание говорит: по виду своему (Быт. 5, 3). Сиф же рождает Еноса, Енос — Каинана, Каинан — Малелеила, Малелеил — Иареда и Еноха, Енох — Мафусала, Мафусал — Ламеха, Ламех — Ноя; и за тем был потоп не иносказательно, но поистине, и погибла всякая душа, осталось же восемь душ человеческих. Если же услышишь о душах, то не считай их вымыслом: ибо от одного вида называется весь человек. Так например Иаков сошел в Египет в числе душ седмидесяти пяти (Быт. 46, 27), не в том смысле, чтобы души следовали за ним без тел, но с телами. И нас было в корабли душ около осмидесяти, говорит Лука, написавший книгу Деяний Апостольских (Деян. 27, 37). Есть также обычай и рабов называть телами: господин, говорится, ста тел, но и души имеющих; поскольку же господство человеческое относится к телам, а не к душам, то посему благоразумно рабов назвали телами, соединенными с душею, чтобы показать употребление тел. Между тем Ной вышел из ковчега, родив Сима, Хама и Иафета. Сим же рождает Арфаксада, Арфаксад рождает Каинана, Каинан — Салу, Сала — Евера, Евер — Фалека, Фалек — Рагама [32], Рагам — Серуха, Серух — Нахора, Нахор — Фарру, Фарра — Авраама, Авраам — Исаака, Исаак — Иакова, Иаков — Иуду, Иуда — Фареса, Фарес — Есрома, Есром — Арама, Арам — Аминадава, Аминадав — Наасона, Наасон — Салмона, Салмон — Вооза, Вооз — Иовида [33] от Руфы, Иовид — Иессея, Иессей — Давида царя, Давид — Соломона от Уриины [34], Соломон Ровоама, Ровоам — Авию, Авия — Асафа [35], Асаф — Иосафата, Иосафат — Иорама, Иорам — Охозию, Охозия — Иоаса, Иоас — Емесию [36], Емесия — Озию, называемого и Азариею, Озия — Иоафама, Иоафам — Ахаза, Ахаз — Езекию, Езекие — Манассию, Манассия — Амоса [37], Амос — Иосию, Иосия — Иехонию, Иехония, в свою очередь, — Салафииля, Салафииль — Зоровавеля, Зоровавель — Авиуда, Авиуд — Елиакима, Елиаким — Асора, Асор — Садока, Садок — Ахима, Ахим — Елиуда, Елиуд — Елеазара, Елеазар — Матфия [38], Матфий — Иакова, Иаков — Иосифа (сн. Матф. 1, 1–16; Лук. 3, 23–38; Быт. 5, 6–32; 11, 10–27; 1 Пар. 1 и дал. и др.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения"
Книги похожие на "Творения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Епифаний Кипрский - Творения"
Отзывы читателей о книге "Творения", комментарии и мнения людей о произведении.