Афанасий Великий - Творения

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Творения"
Описание и краткое содержание "Творения" читать бесплатно онлайн.
Святитель Афанасий Великий: Творения
21) Как же они, отважившись на это, могут еще обвинять язычников за то, что сделали себе идолов и именуют их богами? Дерзость фарисеев подобна языческому безумию, или, может быть, и превосходит его; потому что, прияв о сем закон, преступлением закона безчествуют они Бога. Что же будут делать отваживающиеся на таковую хулу, когда прочтут Пророка Исаию и услышат, что знамениями Христова пришествия служат прозрение слепых, хождение хромых, проглаголание немых, воскресение мертвых, исцеление прокаженных, отверстие слуха у глухих (Ис. 35, 5–6)? Ужели захотят творцем сего наименовать кого–либо иного? Ибо, наименовав творцем Бога, обличат себя в нечестии против Господа. А что Пророк провидел и предрек, то Господь пришел и совершил. Если же, увлекаемые своею продерзостью, осмелятся сказать, что и это предречено о веельзевуле; то боюсь, что, вскоре преуспев в нечестии, когда прочтут: кто даде уста человеку? и кто сотвори нема, и глуха, и видяща и слепа (Исх. 4, 11)? и подобные сим места, по безумию своему, скажут также, что и это — слова веельзевула. Ибо кому приписывают благодать прозрения, в том, по необходимости, должны искать и виновника слепоты. В Писании же сказано, что то и другое творит Один и Тотъ–же. Конечно же, говоря это, дойдут со–временем и до той мысли, что и Создатель естества человеческого есть веельзевул. Ибо Творцу свойственно иметь власть и над созданным. Но Моисей сказал: в начале сотвори Бог небо и землю; и: по образу Божию сотвори Бог человека (Быт. 1, 1. 27). И Даниил с дерзновением говорит Дарию: не покланяюся кумиром руками сотворенным, но живому Богу, сотворшему небо и землю и владущему всякою плотию (Дан. 14, 5). Разве, придумав новый оборот, скажут: не видеть, хромать, и иметь другия немощи дается в наказание от Создателя; а избавление от немощей и благодеяние страждущим совершает веельзевул. Но крайне неразумно входить даже в исследование об этом; обезумевшим. и изступленным свойственно такое злочестивое буесловие, с каким безразсудные сии сравнительно лучшее приписывают не Богу, но веельзевулу. Для них ничего уже не значит извратить догматы божественных Писаний, только бы отрицать им пришествие Христово!
22) Но сим лукавым надлежало — или не уничижать Господа за телесное естество, как человека, или исповедать Его за дела истинным Богом. Они же во всем поступили превратно. Видя в Нем человека, злословили как человека; а взирая на дела Божеские, отрицали Божество и обратились к диаволу, думая, что такою дерзостью избегнут суда и не осудит уже их поруганное ими Слово. На большее еще отваживались обаятели, волхвы и чародеи Фараоновы; однако–же, увидев сотворенные Моисеем знамения, они уступили и обратились в бегство, сказав: перст Божий творит сие (Исх. 8, 19). Фарисеи же и книжники, видя действие (не перста, но) целой руки Божией, и примечая, что дела, совершаемые Спасителем, и многочисленнее и выше Моисеевых, сказали, что творит сие веельзевул, о котором волхвы, как ни были к нему близки, сознались, что не мог он сотворить и того, чтó в сравнении с сим гораздо было меньше. Кто же изобразит вполне безумие фарисеев? Или кто, как сказал Пророк, найдет, чему бы уподобить их злочестие? Они оправдали собою содомлян, превзошли невежеством язычников, превышают неразумием волхвов Фараововых, и могут быть сравнены с одними только арианами, впадая с ними в одно и то–же злочестие. Ибо иудеи, видя дела Отчия, совершаемые Сыном, приписывали их веельзевулу; а ариане, взирая на те–же дела, творящего их Господа сопричисляют к тварям, говоря, что Он из не–сущих, и не был, пока не рожден. Фарисеи, видя Господа во плоти, роптали, говоря: почему ты человек сый, твориши себе Бога (Иоан. 10, 33)? А христоборцы, видя, что Он страждет, спит, хулят Его, говоря: «кто терпит сие, тот не может быть истинным Богом и единосущным Отцу!» Одним словом: если кто пожелает сравнительно рассмотреть злоумие тех и других; то найдет, как сказал я выше, что пали они вместе в юдоли сланого (Быт. 14, 8. 10) умоизступления.
23) Посему–то Господь тем и другим изрек непощадное наказание. Ибо говорит: а иже речет на Духа Святого, не отпустится ему, ни в сей век, ни в будущiй. И это справедливо. Ибо отрицающий Сына кого призовет, и в ком обретет очищение? Или какой жизни, какого упокоения будет чаять себе, кто отвергся Сказавшего: Аз есмь живот (Иоан. 14, 6); и: приидите ко Мне вси труждающтся и обремененнии, и Аз упокою вы (Матф. 11, 28)?
Но как они понесут на себе вечное наказание, так благочестно мудрствующие о Христе, покланяющиеся Ему и по плоти и по Духу, ненезнающие, что Он есть Сын Божий, неотрицающие, что Он стал и Сыном человеческим, и равно верующие, что в начале бе Слово, и что Слово плоть бысть, без сомнения, будут вечно царствовать на небесах, по святым обетованиям самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который говорит: идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный (Матф. 25, 46).
Это сколько сам я изучил, написал и тебе кратко; ты же приими это от меня, не как совершенное учение, но как только повод самому тебе, извлекши для себя точнейший смысл из евангельского изречения и из Псалмов, связать наконец рукояти истины. А когда принесешь их, тогда пусть будет сказано: грядуще же приидут радостью, вземлюще рукояти своя (Псал. 125, 6) о Христе Иисусе Господе нашем. Чрез Него и с Ним Отцу и купно Святому Духу слава и держава во веки вековъ! Аминь.
Печатается по изданию: Творенiя иже во святых отца нашего Афанасiя Великого, Архiепископа Александрiйского. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. — Репринт. — М.: Изданiе Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1994. — С. 1–92. Репр. изд.: СТСЛ, 1903.
Житие преподобного отца нашего Антония Великого
В доброе соревнование с египетскими иноками вступили вы, пожелав или сравниться с ними, или даже превзойти их своими подвигами в добродетели. Ибо и у вас уже появляются монастыри, и водворяются иноки. Посему, такое расположение ваше достойно похвалы и того, чтобы усовершил его Бог по молитвам вашим.
Поелику же и у меня требовали вы сведений о житии блаженного Антония, и, чтобы самим вам приобрести его ревность, пожелали вы знать, как начал он свою подвижническую жизнь, каков был до вступления в нее, какой имел конец жизни, и справедливо ли все о нем рассказываемое: то с великою готовностью принял я ваше требование; потому что и для меня много пользы в одном воспоминании об Антонии, да и вы, как уверен я, услышав о нем и подивившись ему, пожелаете устремиться к той же цели, какая и им была предположена. Ибо жизнь Антония для иноков достаточный образец подвижничества. Поэтому, не почитайте невероятным, что рассказывали вам об Антонии, а паче, оставайтесь в той мысли, что еще немногое только услышано вами; потому что и это малое, без сомнения, трудно было пересказать вам. Если и я, по убеждению вашему, опишу что в этом послании; то сообщу вам только немногое, что припомню об Антонии. И вы не переставайте спрашивать у всякого, кто плывет отсюда. Ибо из рассказов каждого о том, что кто знает, составится, может быть, и полное повествование об Антонии. Так и я, получив послание ваше, намеревался вызвать некоторых иноков, особливо же тех, которые чаще других бывали при нем, чтобы, получив более сведений, и вам сообщить что–либо болеe полное. Но поелику время плавания приходило к концу и отправляющийся с письмами спешил; то потщился я написать вашему блaгoгoвению, что знаю об Антонии сам, многократно видев его, и какие сведения мог приобрести о нем, когда был его учеником и возливал воду на руки ему. Во всем же заботился я об истине, чтобы иной, услышав больше надлежащего, не впал в неверие, или также, узнав меньше должного, не стал с неуважением думать об этом муже.
1) Антоний родом был египтянин. Поскольку родители его, люди благородные, довольно богатые были христиане; то и он воспитан был по–христиански, и в детстве рос у родителей, не зная ничего иного, кроме их и своего дома. Когда же стал отроком и преспевал уже возрастом, не захотел учиться грамоте, ни сближаться с другими отроками, но имел единственное желание, как человек нелукав, по написанному об Иакове, жить в дому своем (Быт. 25, 27). Между тем ходил он с родителями в храм Господень; и не ленился, когда был малым отроком, не сделался небрежным, когда стал уже возрастать, но покорен был родителям, и внимательно слушая читаемое в храме, соблюдал в себе извлекаемую из того пользу. Воспитываемый в умеренном достатке, он не беспокоил родителей требованием разных и дорогих яств, не искал услаждения в снедях, но довольствовался тем, что было, и ничего больше не требовал.
2) По смерти родителей, остался он с одною малолетнею сестрою, и будучи восемнадцати или двадцати лет от роду, сам имел попечение и о доме, и о сестре. Но не минуло еще шести месяцев по смерти его родителей, он, идя по обычаю в храм Господень и собирая во едино мысли свои, на пути стал размышлять, как Апостолы, оставив все, пошли во след Спасителю, как упоминаемые в Деяниях верующие, продавая все свое, приносили и полагали к ногам Апостольским для раздаяния нуждающимся, какое имели они упование, и какие воздаяния уготованы им на небесах. С такими мыслями входить он в храм; в чтенном тогда Евангелии слышит он слова Господа к богатому: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и гряди в след Мене, и имети имаши сокровище на небеси (Мф. 19, 21). Антоний, приняв это за напоминание свыше, так как бы для него собственно было это чтение, выходить немедленно из храма, и что имел во влaдении от предков (было же у него триста арур1), дарит жителям своей веси, чтобы ни в чем не беспокоили ни его, ни сестру; а все прочее движимое имущество продает, и собрав довольно денег, раздает их нищим, оставив несколько для сестры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения"
Книги похожие на "Творения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Афанасий Великий - Творения"
Отзывы читателей о книге "Творения", комментарии и мнения людей о произведении.