Афанасий Великий - Творения

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Творения"
Описание и краткое содержание "Творения" читать бесплатно онлайн.
Святитель Афанасий Великий: Творения
1) Читал я и ныне писанное послание твоего благоговения, и много подивившись бесстыдству еретиков, вижу, что всего приличнее приложить к ним Апостольскую заповедь: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден (Тит. 3, 10–11). Еретик, имея развращенный ум, спрашивает не для того, чтобы выслушав убедиться и научившись раскаяться, но чтобы, если станет молчать, не подвергнуться осуждению обольщенных им. Достаточно было сказанного прежде, достаточно к тому, чтобы еретикам, выслушав столько доказательств, прекратить хулы на Духа Святого; но они не удовольствовались, и снова бесстыдствуют, желая показать, что, навыкнув словопрению и став наконец духоборцами, готовы умереть в своем неразумии.
И действительно, если станет кто отвечать и на теперешние их вопросы; то они при всем этом останутся изобретателями зол, чтобы только ища им не доискиваться, или выслушав не понимать. Какие же мудрые их вопросы? «Если Дух Святой — не тварь; то не следует ли, говорят они, что Он — Сын, и два есть брата, Слово и Духъ»? Потом, как пишешь, присовокупляют: «если Дух от Сына приемлет, и Сыном подается (а так написано, прибавляют они немедленно); то не следует ли, что Отец есть дед, а Дух — внук Его»?
2) Кто же, слыша это, признает еще их христианами, а не скорее язычниками? Ибо подобно сему и язычники рассуждают между собою в укоризну нам. Кто захочет отвечать на подобное безразсудство их? А я много размышлял и искал приличного им ответа, но не нашел ни одного, кроме данного тогдашним фарисеям. Как тем, когда спрашивали злонамеренно, Спаситель отвечал вопросом, чтобы почувствовали они злоумие свое; так, поскольку и эти еретики предлагают такие вопросы, то пусть сами скажут нам, или лучше сказать, пусть сами дадут ответ на вопросы, подобные их вопросам. Поскольку, когда говорят сами, не разумеют своих изобретений; то, может быть, когда станут слушать, сознают свое безразсудство. Если Дух Святой — не тварь, как доказано было прежде, но Он в Боге и дается от Бога; то следует ли, что и Дух есть Сын, и что два брата, Дух и Сын? И если Дух есть Дух Сына, и от Сына все приемлет Дух, как сказал сам Сын, и дунув дал Его ученикам (ибо и вы исповедуете это); то следует ли, что Отец есть дед, а Дух внук Его? Ибо на что требуете ответа у нас, о томъ–же самом, и на томъ–же основании, справедливо спросить нам вас. Итак, если отрицаете написанное, то вас нельзя уже назвать христианами; и справедливо вам спросить у нас, как у христиан. А если и вы читаете одно с нами, то необходимо от нас услышать вам о томъ–же такие вопросы. Поэтому, говорите же и не медлите: точно ли Дух есть Сын, и Отец — дед? Но, может быть, как сделали тогдашние иудеи, и вы по–размыслив скажете сами в себе: «если ответить нам, что Он — Сын; то спросят: где сие написано? и если сказать, что — не Сын, боимся, что скажут нам: как же написано: мы не духа мiра сего прияхом, но Духа Иже от Бога (1 Кор. 2, 12)»? Если же, борясь таким образом сами с собою, скажете: не вемы (Матф. 21, 27): то и получившему от вас такой вопрос необходимо умолкнуть, поверив сказавшему: не отвещай безумному по безумию его, да не подобен ему будеши: но отвещай безумному по безумию его, да неявится мудр у себе (Притч. 26, 4–5). Пред вами же, чтобы сознали вы свое неведение, всего более приличный ответ — молчание.
3) И еще, — на основании ваших же рассуждений, справедливо нам спросить у вас так: поскольку Пророки глаголют Духом Божиим, и, как доказано в предыдущем, в Исаии пророчествует Дух Святой; то следует ли, что и Дух есть Слово Божие, и что два Слова, Дух и Сын; потому что Пророки тогда пророчествовали, когда было к ним Слово Божие? И еще сверх того, поскольку еся быша Словом, и без Него ничто же бысть, и Бог Премудростью основа землю (Притч. 3, 19), и вся Премудростью сотворил есть (Псал. 103, 24); и, по указанному выше, написано также: послеши Духа Твоего, и созиждутся (Псал. 103, 30); то следует ли, что Дух есть Слово? Или Бог сотворил все и тем и другим, и Премудростью и Духом? И почему Павел говорит: един Бог, из Негоже вся, и един Господь, Имже вся (1 Кор. 8, 6)? И еще, поскольку Сын есть образ невидимого Отца (Кол. 1, 15), а Дух есть образ Сына; ибо написано: ихже предуведе, и предустави сообразных быти образу Сына Своего (Рим. 8, 29); то следует ли из этого, что Отец есть дед? И поскольку Сын пришел во имя Отца, Духа же Святого, говорит Сын, послет Отец во имя Мое (Иоан. 14, 26); то следует ли и из этого, что Отец есть дед? Чтó скажете на это вы, без труда решающие все? О чем рассуждаете сами с собою? Или, видя себя в затруднении, охуждаете подобные вопросы? Но осудите прежде самих себя; потому что вам обычно предлагать такие вопросы. Верьте Писаниям, и затрудняясь сказать сами, научитесь наконец, что в Писаниях Дух наименован не Сыном, но Духом Святым и Духом Божиим. А как Дух не ваименован Сыном, так и о Сыне не написано, что Он есть Дух Святой. Ужели, поскольку Дух не наименован Сыном, и Дух не есть Сын; то вера разногласит с истиною? Да не будет сего? Напротив же того, каждое означаемое тем паче имеет свое значение. Ибо Сын есть собственное рождение Отчей сущности и Отчего естества, и это означается словом: Сын; и Дух, нарицаемый Духом Божиим и сущий в Боге, нечужд Сыновняго естества и Отчего Божества. Посему то в Троице, во Отце, в Сыне и в самом Духе, единое есть Божество, и в ту–же Троицу одно есть крещение, и одна вера. И действительно, когда Отец посылает Духа, тогда Сын, дунув, дает Его ученикам; потому что вся, елика имать Отец, принадлежат и Сыну (Иоан. 16, 15). И когда Слово было в Пророках, они, как написано и доказано, пророчествовали Духом. И Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Псал. 32, 6).
4) Так Дух — не Тварь, но сказуется о Нем, что Он собствен сущности Слова, собствен и Богу, и в Нем пребывает. Ибо не леностно нам повторять опять одно и то–же. Хотя Дух Святой не наименован Сыном; однако–же Он не вне Сына, потому что называется Духом сыноположения. И поскольку Христос есть Божия сила и Божия Премудрость (1 Кор. 1, 24); то сообразно с этим говорится о Духе, что Он есть Дух силы и Дух премудрости (Ис. 11, 2). Ибо, приобщаясь Духа, имеем Сына, и имея Сына, имеем Духа, как сказал Апостол, вопиюща в сердцах наших: Авва Отче (Гал. 4, 6)!
Но если на том основании, что Дух есть Дух Божий и, по Писанию, в Боге пребывает; ибо Божия никтоже весть, точию Дух Божий, сущий в Боге (1 Кор. 2, 11); а Сын сказал: Аз во Отце, и Отец во Мне (Иоан. 14, 10), спрашивают: «почему же у Того и Другого не одно имя, но Один есть Сын, а другой — Дух? — то предлагающий такой вопрос явно безумствует, исследывая неисследованное, и не повинуясь Апостолу, который говорит: кто бо разуме ум Господень? или кто советник Ему бысть (Рим. 11, 34)? Притом, чтó Бог наименовал, кто осмелится переименовать сие, и даже дать имена тварям после того, как оне уже наименованы? Пусть скажут: поскольку тварь приведена в бытие одним и темъ–же мановением, то почему иное есть солнце, а иное — небо, земля, море, воздух? Если же и это невозможно для безразсудных, потому что каждая тварь как пришла в бытие, так и пребывает; тем паче, чтó превыше твари, то имеет вечное пребывание и неиначе, но так, что Отец есть Отец, а не дед, и Сын есть Сын Божий, а не Отец Духу, и Дух Святой есть Дух Святой, а не внук Отцу, и не брат Сыну.
5) Поскольку же это доказано, то безумствует всякий, кто спрашивает: не Сын ли есть Дух? А на том основании, что не написано сего, никто да не исключает Духа из Божия естества и свойства; напротив того, пусть верует, как написано, и не говорит: почему написано так, а не иначе? Иначе, рассуждая таким образом, размыслит и скажет: где же Бог? как Он существует? и наконец сказано будет ему: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Псал. 13, 1). Предаваемое вере не есть предмет пытливого знания. Ученики, услышав: крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, не стали любопытствовать: почему во–вторых Сын, и въ–третьих Дух, или почему вообще Троица? Но что слышали, тому веровали, и не спрашивали, подобно вам: Сын ли есть Дух? И когда Господь после Сына наименовал Духа, не предложили вопроса: не дед ли Отец? Ибо слышали: не во имя деда, но во имя Отца, и веру сию, правомысленно рассуждая, проповедали всюду. Ибо не должно было называть иначе, нежели как наименовал Спаситель, Себя — Сыном, а Духа — Духом Святым. Непозволительно было превращать порядок, в каком сопоставлены между Собою и в отношении к Отцу. Ибо как об Отце невозможно сказать иное, кроме того, что Он — Отец; так нечестиво спрашивать: не Сын ли есть Дух, или не Дух ли есть Сын? Посему Савеллий, дерзнув об Отце сказать: Сын, и о Сыне употребить имя Отца, признан чуждым Церкви.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения"
Книги похожие на "Творения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Афанасий Великий - Творения"
Отзывы читателей о книге "Творения", комментарии и мнения людей о произведении.