Андрей Ветер - Случай в Кропоткинском переулке

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Случай в Кропоткинском переулке"
Описание и краткое содержание "Случай в Кропоткинском переулке" читать бесплатно онлайн.
Эта история — попытка показать систему сыска, существовавшую в СССР в 70-х годах минувшего столетия.
Несмотря на некоторый негатив, присущий тому времени, там было и много положительного, в частности в работе правоохранительных органов и спецслужб, что утрачено и чего не хватает в наше неспокойное время.
В том обществе жили и работали люди с разными судьбами, характерами и убеждениями. Каждый из них вносил свою лепту в укрепление или разложение (а порой и в то, и в другое) этого сложного инструмента власти. Но, несмотря на это, система сыска существовала и работала весьма эффективно. Пока не была бездумно, в пьяном угаре 90-х годов, разрушена.
Книга во многом основана на реальных событиях.
Перед вами — первая часть трилогии, над которой работают авторы.
МОСКВА. ВИКТОР СМЕЛЯКОВ
Смеляков ждал Веру у выхода из станции метро «Площадь Революции». Солнце светило ярко, но сентябрь уже вступил в свои права, и порывы ветра приносили с собой ощутимую прохладу.
— Привет! — вместо Веры возле Смелякова вырос Борис Жуков. Он был одет в лёгкий светлый плащ поверх красивого серого костюма-тройки, смотрелся элегантно и официально.
— Салют, — Виктор пожал протянутую руку. — Ты откуда?
— Вера попросила предупредить тебя, что задержится минут на тридцать. У неё что-то неотложное… Она звонила тебе в общежитие, но тебя не нашли.
— И ты ради этого прикатил сюда?
— Ну, если девушка просит, то мне не трудно, тем более что мы с ней собирались вечером в театр махнуть, — сказал Борис.
— С Верой?
— Да ты не смотри на меня такими глазами. У меня с ней нет ничего такого… Мы с ней давние друзья, с детства вместе. Не подумай, я за ней не ухаживаю, у нас всё по-товарищески, хотя она, бесспорно, барышня интересная.
— Да я ничего и не думаю…
— Она не предупредила тебя о театре?
— Нет, — Виктор погрустнел. Он уже пару раз встречался с Борисом во время свиданий с Верой, и внезапные появления Жукова раздражали его. Но сейчас Смелякова особенно огорчило, что Вера, оказывается, собралась с Борисом в театр.
«Чего ж она тогда согласилась на свидание со мной? Впрочем, разве она обещала гулять со мной до глубокой ночи? И разве она не имеет права сходить в театр?.. А то что Борис приехал сюда только для того, чтобы предупредить меня о её опоздании — это даже благородно. Он хоть и утверждает, что мы не соперники, но всё же…»
— Пройдёмся пока? — предложил Жуков.
— Давай, — без особого энтузиазма согласился Виктор.
Они неторопливо обошли гостиницу «Москва» и вернулись почти на прежнее место.
Возле них остановилась мрачная толстая женщина, потопталась и пошла дальше, заворчав так, чтобы её слова были слышны молодым людям:
— Вот стоят тут… Нарядились, как баре… Бездельники…
— Чем мы не угодили ей? — не понял Смеляков.
— Быдло, — коротко и равнодушно ответил Жуков. — Ты привыкай к таким, тебе с ними работать придётся.
— Мне?
— Ты же на юриста учишься. Вот интересы таких образин и будешь отстаивать…
— Допустим, не все такие…
— Допускай что хочешь, — отмахнулся Борис. — Но лучше будь готов к тому, что в стране таких людей большинство. Толпа, невежественная толпа, всюду толпа.
— Ты преувеличиваешь.
— Ты видел, как эта свиная туша посмотрела на меня? Мой костюм ей барским показался… Эта тётка — типичный представитель толпы! Ей враждебно всё, чего у неё нет. Ей противно всё, что сделано качественно и красиво. Но ей и не нужны красивые вещи, её ломает покупать качественные товары. Она лучше купит какое-нибудь барахло за копейку, зато оставит побольше денег на жратву и выпивку. Она и ей подобные ненавидят всех, кто живёт иначе. И так идёт из века в век. Ненависть и невежество всегда идут рука об руку и всегда одинаковы.
— У неё просто дурное воспитание и дурной вкус, — Виктор попытался найти какое-нибудь оправдание раздражённой женщине.
— Вкус предполагает образование. Необразованный человек не имеет вкуса.
— Ну, тут я вряд ли соглашусь с тобой. Необразованным людям что-то нравится.
— Да, нравится. Только какое это имеет отношение к эстетическому вкусу? «Что-то» им нравится так же, как нравится колбаса. Им даже один сорт колбасы нравится больше другого, но это не означает, что они разбираются в колбасе… или в вине. Чтобы разбираться в тонкостях качества, надо быть образованным. И я говорю не о том, чтобы тупо перепробовать сотню разных сортов вина, колбасы, хлеба, тупо пересмотреть сотни картин или прочитать сотни книг. Я говорю об умении оценивать качество, а это предполагает образованность, потому что за качеством всегда лежит чей-то труд, условия труда, история сотворения данного продукта, — Борис заметно распалился, Виктор никогда не видел его таким заведённым. — Вот представь, приходит человек в музей, смотрит на картину, и она ему вроде нравится. Но что нравится? Изящность мазков? Гамма? Композиция? Он не способен оценить эту картину по-настоящему, если он не знает хотя бы азов живописи и мало-мальски не знаком с историей искусства.
— По-твоему, нельзя любить искусство, будучи неосведомлённым в тонкостях?
— Человек никогда не оценит, сколько мастерства вложено в иероглиф, написанный единым росчерком кисти, если он не понимает, что такое изящество линии, что такое вообще искусство написания иероглифа и какое место занимало это искусство в жизни самурая… Да, многое может нам нравится, мы даже можем любить очень многое. Но речь-то не о любви идёт, а об умении оценивать качество. Ты не способен оценить что-либо или кого-то по-настоящему, если ты слепо влюблён. Мало любви, нужна культура.
— Я никогда не думал об искусстве с этой стороны.
— А ты подумай!
— Если следовать твоей логике, то получится, что подавляющее большинство людей не умеет полноценно воспринимать произведения искусства.
— Именно так оно и есть! Вот ты возьми, к примеру, книги. Спрашивается, почему романы, написанные двести лет назад кажутся сегодня скучными и наивными? Да потому, что изменилась жизнь, сместились центры тяжести всех моральных аспектов. Люди стали другими. Рядовой читатель отбросит старинный роман, не увидит в нём никаких достоинств и вообще ничего интересного, а то и не поймёт даже, о чём идёт речь. А культурный человек оценит эту книгу, потому что умеет соотнести произведение с временем, когда оно было сотворено, и с особенностями того времени: что было в почёте, что под запретом… Чтобы оценить, нужен вкус, а вкус вырабатывается в процессе образования… Погляди на Вальтер Скотта или Фенимора Купера. Их же, бедолаг, в детские писатели зачислили! А в действительности они авторы очень серьёзные, к детской литературе никакого отношения не имеют. Вальтер Скотт — это кульминация рыцарского жанра в литературе, и нельзя оценивать его романы просто как развлекательные приключенческие книжульки. За ним лежат мощные пласты истории и литературной эволюции. Но так как рыцарство нынче не в чести, великого Скотта втиснули в категорию детского чтива, а заодно с ним отправили Купера, Санд, Рида, Дюма и многих других…
Борис замолчал.
— Пожалуй, ты прав, — согласился после некоторого раздумья Виктор. — Надо уметь разбираться в тонкостях, но ведь все не могут быть специалистами.
— А всем и не надо быть специалистами. Специалисты — это узко. Я говорю о культуре. Однако основная масса людей даже не понимает, что такое культура, и довольствуется малым. Народ проглотит что угодно. Народ — это толпа. Народу не нужно изящество.
— Ну…
— Нет тут никаких «ну»… И нет ничего обидного в слове «толпа».
— Я не согласен. Толпа предполагает безликость…
— Так я о том и говорю: в толпу сливается безликая масса. Народ — это всегда масса, всегда без своего «я». Когда у человека есть «я», он не идёт с толпой, он идёт сам по себе. «Я» всегда предполагает индивидуальность. А ты посмотри на этих, — Борис указал глазами на проходивших мимо людей. — Пошла мода на причёску, и все разом остриглись на один манер. Спроси любого, зачем? И ты обнаружишь, что каждый, оказывается, хочет быть особенными, хочет выделяться из безликой массы. Но зачем же тогда все под одну гребёнку? Для чего бегут за модой? Мода же стирает индивидуальность, чёрт возьми!
— Стирает, — согласился Виктор.
— Так отсутствие индивидуальности и превращает людей в толпу! Неужели это тебе не понятно? — возмутился Борис.
— Да понятно мне! — огрызнулся Смеляков. — Просто это звучит грубо.
— Что грубо? Толпа?
— Да… За людей обидно, — Виктор отвёл глаза. Он согласился с Борисом, но почему-то испытывал неловкость из-за этого. Неприятный осадок оставался от того, что за словами Жукова притаилось нечто более серьёзное и даже коварное, чем рассуждения о слепой погоне большинства за модой.
— А ты за людей не обижайся, — Жуков ухмыльнулся. — Ты поступай так, чтобы с толпой не смешаться. Человека выковывай из себя. Помнишь слова классика? «Человек — это звучит гордо!» Вот и будь человеком, будь личностью…
— Смотри-ка, вон Вера, — Смеляков поспешил ухватиться за возможность уйти от темы, в которой не мог найти твёрдой почвы для себя.
— Ой, мальчики, простите, что задержалась так сильно, — она подошла к ним лёгкой походкой и чмокнула каждого в щёку. О чём беседуете?
— О разном, — улыбнулся Жуков.
— Борис открывает мне глаза на мир, втолковывает, почему не любит людей, — сказал Виктор, стараясь вложить в эти слова побольше иронии.
— Вот уж неправда, — Жуков обиженно покачал. — Я к людям никакой нелюбви не испытываю. Я тебе про толпу говорил, а не про людей… Это не есть одно и то же.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Случай в Кропоткинском переулке"
Книги похожие на "Случай в Кропоткинском переулке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Ветер - Случай в Кропоткинском переулке"
Отзывы читателей о книге "Случай в Кропоткинском переулке", комментарии и мнения людей о произведении.