Михаил Бахтин - Том 2. «Проблемы творчества Достоевского», 1929. Статьи о Л.Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922–1927

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 2. «Проблемы творчества Достоевского», 1929. Статьи о Л.Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922–1927"
Описание и краткое содержание "Том 2. «Проблемы творчества Достоевского», 1929. Статьи о Л.Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922–1927" читать бесплатно онлайн.
Настоящим томом продолжается издание первого научного собрания сочинений М. М. Бахтина, начатое в 1996 г. выходом 5 тома собрания. В составе второго тома — работы автора о русской литературе 1920-х годов — первая редакция его книги о Достоевском (1929), два предисловия к томам полного собрания художественных произведений Л. Н. Толстого (1929) с черновыми архивными материалами к ним, а также (как приложение) — записи домашнего устного курса по истории русской литературы (записи Р. М. Миркиной). Еще одно приложение составляет публикация выписок из немецких философских и филологических сочинений (М. Шелера и Л. Шпитцера), сопровождавших работу автора над книгой о Достоевском, с переводом и комментарием. Том в целом обстоятельно комментирован.
«Сущность и формы симпатии», 469; 682; 684; 756
Шелли П. Б., 301
Шеллинг Ф. В., 528
Шестов Л., 15; 435; 441; 461
Шефтсбери А. Э., 695
Шиллер Ф., 22; 23; 284; 437; 582; 691; 696
«Разбойники», 273
Шишков А. С., 415; 646; 652
Шкловский В. Б., 126; 368; 375; 385; 440; 445; 501–503; 505; 516; 538; 559; 596; 637; 638; 640; 641; 646
«Воскрешение слова», 637
«Герои Достоевского», 445
«За и против. Заметки о Достоевском», 501
«Матерьял и стиль в романе Льва Толстого "Война и мир"», 559
«Против», 501
Шлегели А. В. и Фр., 746
Шлегель Фр., 438; 508
Шлейер И. М., 637
Шлейермахер Ф., 751
Шопенгауэр А., 38; 291; 438; 443; 696; 697
Шпенглер О., 691
Шпет Г. Г., 432; 654; 655; 754
Шпитцер Л. (Spitzer L.), 91; 429; 430; 432; 534; 544; 656; 739; 743–755; 757
Шпрангер Э., 696; 716
Шредер К., 739
Штайн Э. (Stein Е.), 690; 696; 698; 699; 732
Штейнберг А. З., 440; 445; 446; 509; 529; 530; 543
«Достоевский как философ», 445; 509; 529; 543
«Система свободы Достоевского», 445
Штейнер Р., 331
Штерн В. (Stern W.), 728
Штиглиц Г., 404; 649
Штольтенберг Г. Л. (StokenbergH. L.), 710; 719
Шукман Э., 548; 549; 556
Щ
Щерба Л. В., 512
ЭЭбнер Ф., 468
Эзоп, 414
Эйхенбаум Б. М, 87; 88; 178; 231; 468; 526; 544; 546; 549; 551; 552; 555–558; 567; 583;584; 597; 605; 642
«Как сделана "Шинель" Гоголя», 88
«Лев Толстой. Книга первая. Пятидесятые годы», 178; 549; 551; 555
«Лесков и современная проза», 88
«Литература», 87; 88
«Молодой Толстой», 549; 551; 555
«Некрасов», 583; 584
«О поэзии», 583
«Сквозь литературу», 583
Элиот Т. С., 491
Эмерсон К. (Emerson С), 546; 755
Энгельгардт Б. М., 11; 12; 30–36; 40; 41; 432; 461; 482; 483; 487; 489; 520; 523; 558; 559; 567; 605; 656; 684
«Идеологический роман Достоевского, 30; 461
Эрдман Б. (Erdmann В.), 696; 729
Эредиа Ж.,289
795
Эренбург И. Г., 395–397; 564; 568; 613; 621; 636; 647; 648; 650
«Жизнь и гибель Николая Курбова», 395; 568; 648
«Необычайные похождения Хулио Хуренито», 396; 568; 648
Эрн В. Ф., 612
Эртель А. И., 592
Эсхил, 439; 442; 632
«Орестейя», 442; 632
ЮЮвенал Децим Юний, 584
Юдина М. В., 433; 482;522; 564; 568; 643
Юм Д., 695
Юрченко Т. Г., 57б
ЯЯкобсон Р. О., 501; 502
Якубинскии Л. П., 466;467
Ярошенко Н. А., 590
Ясперс К., 711
Яусс Г.-Р., 692; 753
***Alemann H.v., 688
Auerbach E., 746; 747
Bachtin N., 632
Booth W. С., 755
Brentano Fr., 667
Buber M., 468; 512
«Ich und Du», 512
«Vom Geist im Judentum», 512
Buijtendijk F. J. J., 655; 657
Canto M., 555
Casel O., 675; 734
Clark K., 510; 525
Cohen Fr., 655; 657
Cohen H.,505
De Michiel M., 506
Dessoir M., 737
Emerson C., 555; 558; 755
Erdmann В., 678; 729
Euken R., 655
Fasmer M., 577
Feher Z. A., 691
Fichte I. G., 662; 688
Franz von Assisi, 663; 733
Frings M. S., 733
Frioux K.,757
Gabelentz, 736
Gebsattel V. E., 655; 657; 732
Ghinn M. W., 678
Goethe I.-W., 738
Guardini R.,509
Gundolf F.,57
Günter, J. von, 615
Haardt А., 682
Hamburger M., 738
Hartmann E. v., 661
Haskamp J., 688
Hegel G.W. F., 662
Heidegger M., 681; 688
Hessen J., 688
Hildebrand D. v., 663; 733
Holquist M., 570; 525
Holschtein-Ledreborg H. G., 733
Hueber M., 749
Husserl E., 661; 682; 683; 685; 686; 689
Ianssen P., 689
Ingarden R., 685
Jörgensen J., 663; 733
Jaspers K., 665; 734
Kaus O., 25; 27; 432; 462; 521; 656
«Dostojewski und sein Schicksal», 25; 27; 432; 462; 521
Kleist H. v., 738; 755; 757
Kluckhohn Р., 663
Koffka K., 678; 734
Komarovič V., 511; 513
Lipps Т., 657
Litt Th., 655; 657; 751
Lucka E., 663; 733
Lukacs G., 691
Mann Th., 574
Marcialis N., 555
Matzker R., 732
Meier-Gräfe J., 462
«Dostojewski der Dichter», 462
Meyer-Lübke W., 735
Michalski M., 655
Morson G. S., 558
Münsterberg H., 673
Natorp P., 511; 673; 686
Niemeyer M., 665; 685; 734; 747; 757
Nota J. H., 685; 686
Orth E.W., 688
Pfaffenrott G., 688
Pfänder A., 734
Philippenko G., 555
Pietrowicz S., 692
Pivčevic E., 689
Plessner H., 655; 657; 685; 688; 692
Ponzio A., 506
Poole B.,690
Prager H., 432; 462; 656
«Die Weltanschauung Dostojewski», 432; 462; 656
Sander A., 655
Scheler M., 60; 432; 513; 655; 657; 688–690; 693; 731; 733; 734
«Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik», 60
«Vom Ewigen im Menschen», 513; 527
«Wesen und Formen der Sympathie», 60; 527
Seduro V., 516
Smith A., 657
Spitzer L., 91; 432; 544; 656; 735; 746–749; 752; 757
«Italienische Umgangssprache», 432; 544; 656; 735
Stein E., 657; 732
Stern W., 734
Stierle K., 753
Stoltenberg H.L., 663
Strada O., Strada V., 555
Theunissen M., 683
Tobler A., 735
Todorov Tz., 509; 555
Trubetzkoy N. S., 576
Volkelt I., 688; 734
Waldenfels В., 683
Warning R., 753
Weiskopf F., 650
Wellek R., 744
Windelband W., 673
Wunderlich H., 735
Ziegler L., 663; 732
Комментарии
1
1*. «Предисловие» к ПТД полностью заменено новым вступлением «От автора» во втором издании книги. Из тезисов «Предисловия» потеряли значение обоснование исключительно теоретического характера книги (в результате введения в ППД большого исторического материала) и социологический пассаж о «внутренней, имманентной социологичности» литературного произведения. В новой редакции перешли в «От автора» положения о «принципиальном новаторстве Достоевского» в области художественной формы (в ПТД оно было названо «революционным») и о необходимости преодоления «узко-идеологического подхода» к Достоевскому. Отдельные наиболее выразительные разночтения по тексту двух редакций книги будут далее отмечаться в примечаниях к отдельным местам, но задачи фронтального анализа всех отличий ППД от ПТД настоящие примечания не ставят; такой анализ будет дан в комментарии к ППД в т. 6 настоящего Собрания.
2
2*. Вопреки намерению автора при переработке книги для второго издания, заявленному в письме В. В. Кожинову от 30.07.1961: «Изложение я не собираюсь делать популярнее» («Москва», 1992, № 11–12, с. 179), — ему пришлось по требованию редакции издательства «Советский писатель» пойти на терминологические уступки. Это коснулось прежде всего феноменологической терминологии: понятия «интенция» и «интенциональность», входившие в терминологический костяк ПТД, были устранены по всему тексту книги и заменены разнообразными эквивалентами (в этом случае на месте «интенциональности» появилась «значимость»; фронтальная сводка этих замен дается в комментарии к т. 6 Собрания). Вынужденная косметическая правка коснулась и некоторых других еще экзотических в идеологической ситуации начала 60-х гг. терминов-слов, выдававшими связь автора с «устаревшими» интеллектуальными традициями: так, в том же первом абзаце первой главы заменены: «философем» на «философских построений» и «идеологемы» на «идеологические концепции». На дальнейших страницах книги это коснулось таких слов, как «коррелятивный» (на «соотносительный»), «парадигмы» (на «иллюстрации»), «гетерогенность» (на «разнородность»): см. с. 11, 15, 20, 22. Некоторые другие подобные замены будут отмечены в дальнейших примечаниях.
3
3*. Своеобразие бахтинского сдвига в понимании и употреблении категории события начиная с переиздания книги о Достоевском в 1963 г. интригует литературоведческое сознание. Ключ к бахтинскому наполнению категории дали его философские сочинения, опубликованные позднее (ФП и АГ), в которых понятие события сопрягается с понятием бытия, порождая такие бахтинские философские гибриды, как «бытие-событие» и «событие бытия». В ФП уже содержится формула, предвещающая понимание романа Достоевского и его не как единства мира, но как единства события: «Множество неповторимо ценных личных миров разрушило бы бытие как содержательно определенное, готовое и застывшее, но оно именно впервые создает единое событие» (ФП, 116). Эта картина уже соответствует формуле коперниканского переворота, произведенного Достоевским: не событие в мире как часть его, а мир как событие взаимодействия «неповторимо ценных личных миров». Термин единства полифонического романа, по М.М.Б., — не мир, а событие. Понимание, расходящееся с обычным словоупотреблением (как в жизни, так и в поэтике) в значении жизненного и сюжетного факта или узла; напротив, событие противопоставлено в ПТД сюжету; оно над сюжетом, оно начинается «там, где сюжет кончается» (с. 76); «основное событие… не поддается сюжетно-прагматическому истолкованию» (с. 13). Составляющие (элементы) события у Достоевского — не сюжетные акты, действия, положения, а цельные личности с их сознаниями-мирами, а самое событие — поднимающийся над сюжетными отношениями людей диалог этих личностей; в этом смысле и личность у Достоевского, по заключающей книгу формуле, стала «из бытия… событием» (с. 175). То же относится и к идее; поэтому значение платоновского диалога для диалога Достоевского отрицается на том основании, что «идея мыслится Платоном не как событие, а как бытие» (с. 173). Выяснение корней бахтинского «события» в немецкой философской традиции конца XIX — начала XX вв. (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Коген) предпринято в исследованиях Вадима Ляпунова (М. М. Bachtin. Toward а Philosophy of the Act. University of Texas Press, Austin, 1993, pp. 78–79) и Н. И. Николаева («Второе философское открытие М. М. Бахтина: "автор" и "герой"»: в печати). По наблюдениям последнего, «событие» у М.М.Б. представляет собой преобразование двух немецких терминов — «Geschehen» Виндельбанда и «Ereignis» Ницше, Риккерта и Когена, а это второе понятие у этих философов (и, несомненно, у М.М.Б.) восходит к последним словам второй части «Фауста» Гете, на которые равнялось движение русского символизма: «Alles Vergängliche Ist nur ein Gleichnis, Das Unzuländliche Hier wird's Ereignis»; русские переводчики передают «Gleichnis» как «символ», «Ereignis» — как «исполнение» (Н. Холодковский), «достижение» (Б. Пастернак). Таким образом, бахтинское «событие» укоренено и в символистской культуре.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 2. «Проблемы творчества Достоевского», 1929. Статьи о Л.Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922–1927"
Книги похожие на "Том 2. «Проблемы творчества Достоевского», 1929. Статьи о Л.Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922–1927" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Бахтин - Том 2. «Проблемы творчества Достоевского», 1929. Статьи о Л.Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922–1927"
Отзывы читателей о книге "Том 2. «Проблемы творчества Достоевского», 1929. Статьи о Л.Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922–1927", комментарии и мнения людей о произведении.