Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории еврейского народа"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории еврейского народа" читать бесплатно онлайн.
Усилились также разногласия о возможности участия еврейских организаций во внутренней жизни стран диаспоры и о значении борьбы за права евреев в них. Особенно важным был этот вопрос для евреев, живших в многонациональных государствах, как, например, в Австро-Венгерской и Российской империях, где национальный подъем охватил различные народы и началась борьба за их права.
В ноябре 1906 года в Гельсингфорсе (Хельсинки) состоялся третий съезд русских сионистов, на котором было решено создать в России самостоятельную сионисткую политическую партию. Там же была утверждена предложенная Ицхаком Гринбаумом программа "актуальной работы", основными пунктами которой были:
обеспечение евреям прав национального меньшинства; "объединение российского еврейства на началах признания еврейской национальности и законноутвержденного самоуправления во всех делах еврейского национального быта", "созыв Всероссийского еврейского национального собрания. для выработки статута национальной {584} организации", "право на пользование национальным и разговорным языками (иврит и идиш) в школах, судах и общественной жизни", право соблюдать субботу вместо воскресенья в торговых заведениях, магазинах и т. п.
В декабре 1905 г. был созван съезд делегатов всех сионистских областных комитетов Австрии. Съезд постановил, что "в настоящий момент необходимо требовать особого представительства для еврейского меньшинства, - это требование должен поддержать каждый еврей". Состоялось 250 митингов, принявших резолюции о признании евреев одной из наций Австро-Венгерской империи. На чрезвычайном сионистском конгрессе в Кракове в июле 1906 г. было решено создать особую еврейскую политическую партию и настаивать на предоставлении евреям культурно-национальной автономии.
Активность сионистов в различных странах повлияла и на деятельность Всемирной сионистской организации. На Десятом конгрессе в 1911 г. ярко проявилось отступление от принципов "политического" сионизма.
Вольфсон подал в отставку, и было избрано новое правление, президентом которого стал проф. Отто Варбург (1859-1938 гг.), бывший до того председателем "Палестинской комиссии", прилагавшей все усилия к укреплению еврейских поселений в Палестине как в экономическом, так и в культурном отношениях. Одиннадцатый конгресс 1913 г. обсуждал не только поселенческие проблемы, но и вопрос расширения деятельности в диаспоре путем распространения знания еврейского языка - иврита - и национальной культуры с тем, чтобы они были положены в основу еврейского воспитания. Было также принято предложение основать еврейский университет в Иерусалиме. Таким образом некоторые идеи Ахад-Гаама были осуществлены именно в рамках Сионистской организации.
Ко времени Первой мировой войны сионизм стал важным фактором политической деятельности еврейского народа. Хотя это движение охватывало лишь меньшинство нации, оно являлось одним из течений, революционизировавших еврейскую общественную жизнь. Однако национальный радикализм, энтузиазм и душевный подъем, отличавшие сионистское движение при жизни Герцля, {585} так же как и вера в быстрое осуществление сионистских идеалов, значительно ослабли в начале двадцатого столетия, после смерти этого исключительного еврейского народного вождя.
Глава семнадцатая
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕВРЕЙСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Еврейское социалистическое движение возникло в семидесятых годах девятнадцатого столетия, и уже в конце восьмидесятых годов началась организованная борьба еврейских рабочих в России, в Англии и в Соединенных Штатах за улучшение условий труда. Еврейские рабочие союзы защищали интересы своих членов и под их руководством в разных городах черты оседлости был проведен ряд крупных забастовок. В Англии и США они добились некоторого улучшения ужасающих условий, господствовавших в потогонных мастерских, где работали новоприбывшие иммигранты. Группа революционно настроенной интеллигенции, преимущественно студенты, начали организовать рабочих, пропагандируя среди них социалистические идеи.
Морис Винчевский, который в 1877-78 гг. редактировал в Кенигсберге социалистический орган на иврите "Асефат хахамим" ("Собрание мудрецов"), бывший, в свою очередь, продолжением "Гаэмет" ("Правда") А. Ш. Либермана, начал издавать в 1884 г. в Лондоне еженедельник на идиш "Дер пойлише идл" ("Польский еврейчик").
Этот переход с иврита на идиш, как язык социалистической пропаганды, указывает на стремление обратиться к широким массам еврейских трудящихся, а не, как в 70-х годах, к радикальной интеллигентной молодежи, главным образом, к воспитанникам иешиботов. Важным фактором, приведшим к этой перемене, был отказ некоторых еврейских социалистов от общепринятой в народнических кругах, теории, определявшей всех евреев {586} как буржуазный класс, эксплуатирующий население. Еще в 1880 г. группа социалистов-евреев выпустила в Женеве прокламацию, в которой было объявлено о создании типографии для издания социалистической литературы на идиш. Автором этой прокламации был еврей-социалист Лейзер Цукерман, а издал ее известный украинский общественный деятель демократ М. П. Драгоманов.
После погромов 1881/2 гг. многие еврейские студенты в Петербурге и в Киеве решили, по примеру русских народников, что их задачей является "хождение в свой родной еврейский народ".
В 1886 г. в пятом номере "Вестника народной воли" была опубликована статья И. Ильяшевича (Рубановича), известного народника-еврея "Что делать евреям в России?". Это было первое обсуждение еврейского вопроса на страницах революционной печати. Рубанович утверждал, что еврейская буржуазия никогда не добьется равноправия для еврейских масс; их освободит только русская революция. Она же предоставит беднякам-евреям возможность основать свои сельскохозяйственные поселения. Он считал, что еврейская революционная молодежь не обращала до сих пор должного внимания на положение еврейского пролетариата. Задача этой молодежи - вести революционную пропаганду среди своего народа.
В Англии в 1885 г. начал выходить ежемесячник (затем еженедельник) на идиш "Дер арбетер фрайнд" ("Друг рабочих"). В 1891г. он принял анархистскую окраску. Вообще среди еврейских рабочих иммигрантов в Англии и США были довольно сильны анархистские тенденции. Виднейшие анархисты Америки, как, например, Эмма Гольдман и Александр Беркман, были евреями.
Анархистская тенденция органа "Дер арбетер фрайнд" привела к тому, что ряд его сотрудников во главе с Винчевским покинул редакцию и основал ежемесячник "Ди фрайе велт" ("Свободный мир"), 1891-2 гг., который сменил еженедельник "Дер векер". В письме редакторам этого органа старейший русский революционер Петр Лавров писал:. "Нация, которая дала в XIX в. Карла Маркса и Лассаля, не хранит ли в себе прирожденного или исторически выработанного побуждения к усвоению социалистических принципов".
{587} В 1892 г. в издании фонда Русской вольной прессы в Лондоне вышла в свет брошюра "Еврей к евреям" Е. Хасина.
Под этим псевдонимом скрывался д-р Хаим Житловский, ставший впоследствии видным деятелем еврейского рабочего движения. Это была первая попытка в России связать возрождение еврейского народа с аграрным социализмом в народническом духе. Он, с одной стороны, критиковал русскую радикальную интеллигенцию за ее нежелание вникнуть в нужды еврейских трудящихся, а с другой, еврейскую за ее отрыв от народных масс. Но в подавляющем большинстве еврейских революционных кружков в России в 90-х гг. господствовал марксистский подход.
В 1892 г. еврейские рабочие впервые праздновали Первое мая на массовке в Вильно. Речи четырех рабочих на этом празднестве являются одним из первых свидетельств о еврейском рабочем движении в России.
На митинге, посвященном празднованию Первого мая 1895 г., выступил с речью Юлий Цедербаум (в будущем Мартов - один из виднейших лидеров русской социал-демократии), который подчеркнул необходимость создания самостоятельной социал-демократической организации еврейский рабочих. Он утверждал, что русские и польские рабочие не будут защищать специфические интересы еврейских трудящихся: если они будут вынуждены идти на уступки - они без колебаний в первую очередь пожертвуют этими интересами.
Представители различных еврейских социалистических групп собрались в октябре 1897 года в Вильно и основали "Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России" (сокращенно, на идиш, "Бунд".). В марте 1898 г. был созван в Минске, при содействии, "Бунда", первый съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии), на котором было решено, что "Бунд" войдет в состав общей партии как автономная организация, самостоятельная в вопросах, касающихся еврейского пролетариата.
Деятельность "Бунда" базировалась главным образом на "кассах" (профсоюзах) рабочих в разных отраслях. Эта организация видела свое важнейшее задание в революционной пропаганде. В первый период своего существования {588} "Бунд" не выдвигал никаких специфических требований для евреев, кроме гражданского равноправия.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории еврейского народа"
Книги похожие на "Очерки по истории еврейского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории еврейского народа", комментарии и мнения людей о произведении.