Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории еврейского народа"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории еврейского народа" читать бесплатно онлайн.
В особенности препятствовали румынские власти распространению образования среди евреев. Евреи должны были вносить плату за учение в начальных школах, в то время как румыны были освобождены от нее. Евреев принимали в средние и высшие учебные заведения только в тех случаях, когда оставались свободные места; на деле была введена "процентная норма" - от 5 до 7,5 проц. Старания евреев развить свою собственную школьную сеть наткнулись на бесчисленные затруднения со стороны министерства просвещения.
Румынское правительство открыто отпускало средства на антисемитскую деятельность. При его материальной и моральной поддержке в 1886 г. в Бухаресте состоялся "международный" антисемитский конгресс, в котором участвовали, впрочем, лишь немногие представители других стран. В 1895 г. в Румынии была основана "Антисемитская лига", одним из первых членов которой стал министр просвещения. В уставе лиги было сказано, что она примет все возможные и доступные меры к тому, чтобы сделать положение евреев в стране невыносимым. В последние годы XIX в. эта лига поощряла погромное движение в нескольких румынских городах.
В 1907 г. {567} по деревням прокатилась волна крестьянских беспорядков, главными жертвами которых стали евреи. От нападений на еврейских арендаторов и разграбления их имущества крестьяне перешли к погромам в местечках и городах при открытой поддержке местных властей; но когда крестьяне начали нападать и на помещиков, правительство пришло в смятение и решило их подавить.
В результате балканских войн 1912-1913 гг. к Румынии была присоединена новая область - Южная Добруджа - со значительным еврейским населением. Правительство согласилось вначале сохранить за евреями гражданские права, которыми они пользовались до тех пор. Вскоре, однако, оно нарушило свое обещание - под давлением антисемитов, крайними представителями которых были студенты. Бесправие евреев Румынии достигло своего апогея во время мировой войны.
Первая мировая война значительно ухудшила положение евреев Восточной Европы. Военные действия на "Восточном" - т. е. на русском - фронте велись в областях, густо населенных евреями, которых русское командование подозревало в сочувствии к "центральным державам" и во враждебном отношении к России. Поэтому сразу же с началом военных операций, после занятия русскими войсками областей в Галиции и в Буковине, по приказу верховного командования из среды евреев брались заложники, отвечавшие головой за поведение своих соплеменников.
Военные власти ложно обвиняли евреев в передаче информации неприятелю. Польские антисемиты - среди них люди, поддерживавшие тайную связь с австрийским командованием - клеветали на евреев перед русскими властями и обвиняли их в шпионаже в пользу австрийцев.
После поражения и отступления русской армии в 1915 г. те же поляки стали обвинять евреев в шпионаже в пользу России. Все эти поклепы в шпионаже влекли за собой смертные приговоры военно-полевых судов. Во многих местах в районе военных действий казаки устраивали погромы. Когда русские войска и администрация начали эвакуироваться из оккупированной ими австрийской территории, они гнали перед собой на восток толпы галицийских евреев. Таким образом еврейское население {568} страдало не только от обычных невзгод военного времени, но и от преследований русской военщины.
Когда положение на фронтах стало для русских еще более критическим, верховное командование приказало насильственно выселить евреев из широкой прифронтовой полосы. Правительство явно пыталось приписать военные поражения главным образом "еврейской измене".
Сотни тысяч евреев из городов Царства Польского, Курляндской, Ковенской и других губерний-в том числе женщины, дети и старики - получили приказ покинуть насиженные места в течение 24-48 часов. Эти выселения оправдывались якобы политической неблагонадежностью евреев и сопровождались безудержной травлей против них. Запрещены были все публикации на еврейском языке и даже пользование еврейскими буквами в частной переписке. Евреи обвинялись в спекуляции, в намерении расшатать устойчивость русской валюты: и т. п.
Проблема беженцев приобрела такие трагические размеры, что царские власти были вынуждены в 1915 г. разрешить евреям временно проживать в городских поселениях внутренних районов России, вне "черты оседлости"; запретными оставались только столичные города - Петроград и Москва - и области Войска Донского, Кубанского и Терского.
В последние дни февраля 1917 г. вспыхнула революция, и царь был свергнут с престола. Образованное "прогрессивным блоком" "Временное правительство" стремилось как можно скорее стереть наследие старого режима к обеспечить демократические свободы. Одним из его первых шагов была декларация от 20 марта 1917 года об отмене всех антиеврейских законов и об уравнении евреев в правах со всеми жителями. Так, в конце концов, было эмансипировано и русское еврейство.
{569}
Глава шестнадцатая
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И НАЧАЛО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРЕЕВ
Мечта просветителей XVIII в. о космополитическом обществе, которое сможет объединить весь человеческий род, без различия происхождения и вероисповедания, развеялась во второй половине XIX в. с усилением тенденций к национальной и культурной обособленности.
В ряде угнетенных европейских народов крепнет национальное самосознание и возникают национальные движения. Тогда и часть еврейской интеллигенции пришла к заключению, что необходимо стремиться к разрешению своих проблем в своих же собственных национальных рамках. Достижения национальных и демократических течений в разных европейских странах служили для них подтверждением правильности этого подхода. По существу представители еврейской национальной интеллигенции не отреклись от основных идей эпохи Просвещения: распространение общего образования, среди еврейских масс, их переход к продуктивным занятиям, изменение традиционного жизненного уклада и духовное и моральное обновление.
Разочаровавшись в возможности достижения этих целей в условиях, царивших в европейских государствах, они пришли к заключению, что их можно осуществить только на независимой или автономной еврейской территории, в стране, в которой евреи доставят большинство и не будут вынуждены бороться с антисемитизмом и с правительственной дискриминацией. Таким образом, по их мнению, евреи станут "народoм, как все народы".
В продолжение двухтысячелетней жизни в диаспоре надежды евреев на национально-политическое возрождение были связаны с идеей возвращения в Палестину, страну Израиля, их историческую родину. Возвращение Сион служило основным принципом всех мессианских движений, возникших в еврейском народе в средние века.
Вера в такое возвращение была распространена и в {570} некоторых кругах европейского общества в XVIII и XIX вв., в особенности в Англии, и среди различных религиозных сект, связывавших его с "возвратом" евреев к Христианству. Иногда предложения о восстановлении еврейского государства в Палестине были связаны и с политическими соображениями, так как "восточный вопрос" и раздел наследства "больного человека" (Оттоманской империи) побудили державы воспользоваться всевозможными факторами, включая национальные стремления евреев, для достижения своих целей на Ближнем Востоке. С другой стороны, в том же направлении влиял и столь популярный среди антисемитов лозунг "жиды в Палестину".
Еще во второй половине XVII в. Спиноза который далеко не положительно относился к особенностям еврейского национального характера, писал в "Богословско-политическом трактате": "я готов вполне поверить, что наступит день, когда в должный момент, принимая во внимание, что дела людские подвержены переменам, они (т. е. евреи) вновь создадут свое государство, и Бог сызнова изберет их".
В начале XVIII в. радикальный английский философ Джон Толанд считал, что "... если они когда-либо будут вновь поселены в Палестине, на месте своего происхождения, что совершенно не исключается, они, благодаря своей замечательной конституции (речь идет о Моисеевом законе), будут гораздо многочисленнее, богаче и сильнее любой существующей ныне нации".
В XIX веке некоторые еврейские общественные деятели начинают призывать к практическому осуществлению идей национального возрождения. Мордехай Мануэль Ноах пытался основать еврейское государство "Арарат" вблизи Нью-Йорка. В тридцатых годах рабби Цви-Гирш Калишер в Восточной Пруссии и рабби Иегуда Алькалай в Сербии опубликовали свои предложения о путях возвращения евреев в Сион. Алькалаю удалось в пятидесятых годах возбудить живой интерес к своему плану в еврейских и нееврейских кругах Лондона.
По инициативе Калишера в 1860 г. в Торуне (в тогдашней Пруссии) состоялась конференция, посвященная проблеме еврейской поселенческой деятельности. В {571} результате этой конференции д-р Хаим Лурье основал во Франкфурте-на-Одере палестинское поселенческое общество, правление которого было в 1864 г. переведено в Берлин. В конце пятидесятых годов за идею заселения Палестины начал ратовать Давид Гордон, редактор общественно-литературного журнала на иврите "Гамаггид".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории еврейского народа"
Книги похожие на "Очерки по истории еврейского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории еврейского народа", комментарии и мнения людей о произведении.