Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории еврейского народа"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории еврейского народа" читать бесплатно онлайн.
Во Франции первые проявления организованного антисемитизма обнаружились в начале восьмидесятых годов XIX в., когда обострилась борьба между республиканским и радикальным лагерями, с одной стороны, и роялистскими и клерикальными группами - с другой. Непосредственной причиной антиеврейской травли послужил банкрот католического банка, вследствие чего многие мелкие вкладчики потеряли свои сбережения, а директор банка обвинил в крахе "еврейский капитал".
Распространению вражды к евреям в широких кругах французской публики способствовала также книга Э. Дрюмона "Еврейская Франция", вышедшая в свет в 1886 г. В этом сочинении был подчеркнут "исторический антагонизм" между арийцами и семитами и описывалось "пагубное влияние евреев" на протяжении всей французской истории. Дрюмон выдвинул требование провести бескровную социальную революцию путем раздела еврейского имущества. Книга его разошлась в сотнях тысяч экземпляров. Были основаны антисемитские организации, студенческие и другие, развившие оживленную деятельность. Особым рвением отличались круги низшего духовенства, {554} основавшие "христианско-демократическое движение" для борьбы с "еврейским капиталом".
Своего апогея достиг антисемитизм во Франции в связи с взволновавшим весь мир делом Дрейфуса.
В 1894 г. был арестован по обвинению в шпионаже капитан Альфред Дрейфус, офицер-еврей, служивший во французском генеральном штабе. Антисемиты видели в этом неопровержимое доказательство тому, что "все евреи изменники". Военный министр решил после некоторых колебаний отдать Дрейфуса под военный суд. Шовинистическая военная клика и клерикально-роялистские круги решили использовать этот процесс в своем стремлении восстановить монархию и реакционный режим во Франции.
На судей было произведено давление, и на основе фальсифицированных материалов был вынесен обвинительный приговор. Дрейфус был присужден к пожизненной каторге на "Чертовом острове".
Но один из офицеров генерального штаба, полковник Пикар, обнаружил, что главный документ, на котором было построено обвинение против Дрейфуса, был написан другим офицером и что Анри, сотрудник французской контрразведки, подделывал бумаги - по-видимому, получив на то согласие своего начальства, чтобы свалить вину на Дрейфуса. После этого разоблачения Пикар был отстранен от своей должности и послан в Алжир. Тогда же еврейский журналист Бернар Лазар опубликовал брошюру под названием "Правда о деле Дрейфуса".
Некоторое время спустя стали распространяться слухи о том, что происходит в генеральном штабе, и вслед за ними поднялась общественная буря, длившаяся около трех лет (1897-1899 гг.). Антисемиты утверждали, что в Европе существует тайная еврейская организация, задавшаяся целью унизить Францию и ее армию. Французская общественность раскололась на сторонников Дрейфуса и его противников - дрейфусаров и антидрейфусаров. Эти лагери отражали борьбу между социальными силами, которые выкристаллизовались после основания Третьей республики.
Теперь в этой борьбе центральное место заняли "еврейский вопрос" и проблема отношения к евреям. Большинство партий противилось пересмотру процесса. 13 января 1898 г. в газете "L'Aurore" {555} ("Заря") было опубликовано открытое письмо известного писателя Эмиля Золя президенту Республики, под заглавием "Я обвиняю..!" ("J'accuse"), в котором он осуждал генеральный штаб за искажение правосудия и защиту подлинного шпиона. Это выступление повлекло за собой антисемитские вспышки, и эксцессы в разных городах Франции, включая Алжир, и во время новых выборов большинство кандидатов, выдвинутых дрейфусарами, потерпело поражение. Поворот произошел, когда военный министр пришедшего на смену правительства, заклятый враг дрейфусаров, распорядился вновь расследовать дело.
Сразу же был обнаружен ряд подлогов. Фальсификатор Анри покончил с собой в тюрьме, но руководящие военные круги все еще противодействовали новому судебному разбирательству, что еще сильнее обострило общественную борьбу. В конце концов в августе 1899 г. состоялся повторный процесс, но и тогда большинством голосов была подтверждена виновность Дрейфуса. Однако суд предложил смягчить приговор, а президент Республики помиловал осужденного. Полностью же Дрейфус был реабилитирован лишь в 1906 г.
Дело Дрейфуса имело значительные последствия для политического развития французской республики - оно привело к ослаблению влияния военщины и клерикалов и к усилению радикальных республиканских кругов: вскоре после ликвидации процесса во Франции был проведен закон об отделении церкви от государства. Дело Дрейфуса оказало также первостепенное влияние на отношение европейской общественности к евреям, так как оно способствовало нанесению тяжелого удара организованному антисемитскому движению не только во Франции, но и в других странах.
{556}
Глава пятнадцатая
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ В РОССИИ И
В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ ДО ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В России антиеврейские тенденции начали усиливаться уже в семидесятых годах как в правительственных, так и в общественных кругах. Способствовали этому успешно развивающаяся экономическая деятельность евреев и рост числа еврейских учащихся в средних и высших учебных заведениях.
В последний период царствования Александра II в правящих кругах стало преобладать реакционное направление, хотя либеральные политические деятели еще пользовались известным влиянием борьба между ними и реакционерами не прекращалась вплоть до убийства царя народовольцами (1 марта 1881 г.).
Его преемник Александр III под влиянием своего наставника Победоносцева заявил в манифесте от 29 апреля 1881 г., что он пойдет по пути укрепления самодержавия и категорического сопротивления каким бы то ни было уступкам либеральным идеям.
В короткий период между вступлением нового царя на престол и объявлением его политического манифеста на Украине вспыхнули жестокие антиеврейские погромы. Они начались в середине апреля в Елизаветграде, (нынешнем Кировограде), быстро распространились на другие города и местечки и через несколько дней докатились до Киева.
В начале мая в Одессе разразился погром, продолжавшийся три дня. В продолжение весны и лета 1881 года пострадало свыше ста еврейских общин. Погромные эксцессы сопровождались в первую очередь разграблением имущества шайками городской черни и окрестных крестьян; однако были и случаи изнасилования женщин и убийств.
Евреи, полагавшиеся на защиту властей, были совершенно беспомощны и в большинстве случаев не оказывали сопротивления. Лишь в Одессе, испытавшей погром и в 1871 году, по инициативе студенческой {557} молодежи были предприняты попытки самообороны. Власти явно не были заинтересованы справиться с положением, и в некоторых случаях, как, например, в Киеве, воинские части отнеслись безучастно к разыгрывающемуся на их глазах разгулу громил.
Сам факт столь быстрого распространения погромного движения свидетельствует, несомненно, о том, что оно было организовано свыше. Возможно, что во всем этом была замешана тайная придворная клика ("священная дружина"), задавшаяся целью бороться всеми средствами с прогрессивным и революционным движениями и намеревавшаяся подчинить в будущем своей линии политику правительства; и, действительно, среди главарей погромных банд выделялись. заводилы, прибывшие на Украину из внутренних областей России.
Однако немалое влияние имели и местные условия. На Украине особенно обострились конкуренция и напряженность между преуспевающими христианскими городскими элементами и сельскими богатеями-кулаками, которые после отмены крепостного права стали заниматься торговлей и ростовщичеством, с одной стороны, и евреями, участие которых в хозяйственной жизни страны достигло в шестидесятых и семидесятых годах больших размеров, с другой стороны.
Это экономическое соперничество в издавна отравленном юдофобством краю, где народные песни и легенды со времен Хмельницкого и гайдамаков восхваляли насилие над евреями, оказалось благоприятной почвой для антиеврейских эксцессов.
С воцарением Александра III организаторами погромов были пущены слухи, что царь разрешает "бить жидов" из мести за убийство его отца "еврейскими революционерами". А когда разразились погромы, медлительное и уклончивое поведение властей еще более укрепило это мнение, в особенности после заявлений некоторых царских чиновников, возлагавших главную ответственность за погромы на самих же евреев повинных якобы во вспышке "народного гнева" из-за "экономической эксплуатации" ими "коренного населения". Эта концепция была особенно охотно усвоена правящими кругами, в первую очередь - министром внутренних дел Игнатьевым, стремившимся упразднить либеральный реформы Александра II и {558} укрепить нового царя в его решении неуклонно проводить реакционную политическую линию самодержавия.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории еврейского народа"
Книги похожие на "Очерки по истории еврейского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории еврейского народа", комментарии и мнения людей о произведении.