» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






В то же время выделяют и прикладные умения, связанные с реализацией художественных, спортивных и иных способностей педагога, а также с требованиями профессиональной работы.

Важны для педагогического анализа и коррекции также рефлексивные умения, которые вырабатывают у преподавателя способности видеть себя со стороны, анализировать и оценивать свою работу, выявлять и исправлять ошибки, недочеты, осознавать и закреплять достигнутые успехи.

Наиболее полное описание педагогических умений приведено в работе А.К. Марковой, где она выделяет десять групп педагогических умений[86, с. 18–71]:

1) связанные с формированием и постановкой педагогических задач, их конкретизацией и предвидением результатов их решения;

2) работать с содержанием учебного материала и его интерпретировать, осуществлять межпредметные связи, учитывать возможности и возможные затруднения обучающихся;

3) владение психолого-педагогическими знаниями и их практическим применением;

4) знание приемов постановки и решения коммуникативных задач;

5) владение приемами достижения продуктивности общения;

6) реализация и развитие педагогических способностей, создание и упрочение позитивной «Я-концепции»;

7) осознание перспективы своего профессионального роста;

8) умение охарактеризовать полученные обучающимися знания, определять научаемость, стимулировать стремление к самообразованию и самообучению;

9) умение оценивать воспитанность студентов и школьников;

10) умение интегрально оценивать свой труд, свой профессионализм.

Для решения творческих задач педагогу необходимо овладеть комплексом специфических для творческой деятельности мыслительных умений, представляющих собой возможность видеть проблему и соотносить с ней фактический материал (проблемное видение); умение вскрыть взаимосвязь проблем, т. е. видеть данную проблему как составную часть более общей; умение выразить проблему в конкретных познавательных задачах, выдвинуть гипотезу и осуществить мысленное упреждение действий; умение пользоваться аналогией и переносом, комбинировать новые события известных элементов, искать альтернативу возникающемуся решению и т. д.

Все, кто так или иначе приобщен к творчеству, знают, насколько нелегок этот труд. Он требует полной самоотдачи, настойчивости, он сопряжен с риском, далеко не сразу приводит к успеху, нередко связан с тупиками, неудачами, кризисами. Вот почему для осуществления продуктивной, творческой деятельности педагогу необходимы такие нравственно-волевые качества, такие черты характера, как принципиальность, требовательность к себе и другим, критичность и самокритичность, четкость, трудолюбие, терпимость, аккуратность, настойчивость, последовательность и др. Только систематическое обогащение знаниями, развитие в поисковой деятельности творческих умений и навыков формируют способности, вырабатывают опыт, порождают качества личности, необходимые преподавателю.

Преподавателю психологии особенно необходимо быть исследователем, потому, что психология как наука изучает человека, его внутренний мир и поведение. Уникальность психологической науки определяется по меньшей мере тремя позициями.

Во-первых, психология представляет собой науку о самом сложном, что пока известно человечеству. Она изучает психику, представляющую собой свойства самой высокоорганизованной материи.

Во-вторых, в психологии сливаются объект познания, только в психологии мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.

В-третьих, особенность психологической науки проявляется в ее уникальных следствиях. Методы психологических исследований позволяют человеку не только познать себя, но и позволяют понять окружающих его индивидов, в той или иной мере воздействовать на них.

Рассматривая специфику психологической науки, важно не только отметить ее уникальное место в ряду других наук о человеке, но обозначить ее отличия от житейской психологии, которые проявляются в житейских психологических знаниях – конкретных и ситуативных:

а) научные знания носят обобщенный характер, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Житейские и научные понятия часто совпадают по внешней форме, однако содержание этих понятий различно. Контекстом в научной психологии выступает та или иная психологическая школа. Контекстом же житейских понятий является жизненный опыт конкретного человека;

б) житейские психологические знания носят интуитивный характер, способом их получения является опыт проб и ошибок, в процессе которого может не осознаваться причинно-следственный характер тех или иных явлений. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Обычно способом их приобретения выступает выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий. При этом следует заметить, что выдвижению предшествуют жизненные наблюдения людей, их стихийно складывающиеся знания о тех или иных явлениях, поведении людей;

в) способы передачи знаний житейской психологии весьма ограничены. Каждый конкретный человек учится в первую очередь на собственном опыте, мало ориентируясь на опыт предшествующих поколений, и на каких-то возрастных этапах (в молодости в основном) и вовсе отрицая его. В научной же психологии знания кристаллизуются в понятиях и законах, преподаются с помощью вербальных средств и являются основой формирования профессиональной позиции и научной направленности исследовательской деятельности психолога-ученого;

г) методы получения знаний в житейской психологии ограничиваются наблюдениями. В то же время в научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Активность экспериментатора значительно превышает активность наблюдателя. Она заключается в создании специальных условий, вызывающих интересующие явления и вскрывающих возможность его преобразования;

д) в научной психологии накоплен обширный и разнообразный фактический материал, который дифференцируется отдельными отраслями психологии, что позволяет системно познать психологическую реальность. В житейской же психологии отсутствует отраслевая структура психологического знания.

Говоря о взаимосвязи житейской и научной психологии следует отметить, что она появилась значительно раньше научной и по сути явилась первым этапом ее становления. Научная психология опирается на психологический житейский опыт, извлекает из него свои задачи и проверяется опять же практическим житейским опытом.

В связи с отмеченным следует подчеркнуть, что преподавание психологии осуществляется как психологами, так и педагогами. Но все они в той или иной мере пришли в психологическую науку по желанию заниматься психологией на научной основе, опять же основываясь на житейской психологии, и имея определенные интуитивные склонности характера к занятию психологической наукой. В связи с этим особенно актуальной становится задача педагогической подготовки психологов, а для педагогов важной становится психологическая подготовка. Кто лучше сможет преподавать? Это далеко не простой вопрос. Очевидное преимущество психолога заключается в глубоком знании предмета, однако ему порой не достает педагогической и методической подготовленности к преподавательской деятельности. Педагог же, наоборот, не имеет столь глубоких знаний по психологии, как психолог, однако у него есть очевидное преимущество с точки зрения методической подготовленности, он умеет педагогически грамотно отобрать учебный материал и обучить ему студентов и учащихся.

Таким образом нельзя дать однозначный ответ на поставленный вопрос «кто лучше?»…

В связи с этим очень важно, чтобы психолог был педагогически образованным, для чего необходимы педагогические и методические знания, умения и навыки. Распространенное «житейское» мнение о том, что знания соответствующей научной дисциплины достаточны, чтобы преподавать ее, далеко не всегда является оправданным. В случаях, когда психологию преподают преподаватели других предметов, необходимо повышать их психологическую, педагогическую и методическую квалификацию.

Нам представляется, что профессиональная квалификация научно-педагогических работников вузов, как правило, определяется:

• базовым профессиональным образованием;

• ученой степенью кандидата и доктора наук;

• ученым званием доцента и профессора;

• научной работой, отражаемой в количестве и качестве научных публикаций;

• педагогической работой, определяемой объемом времени трудового стажа, научно-педагогической деятельности.

Для преподавания психологии в высших учебных заведениях важно иметь базовое психологическое образование, которое определяет содержание и уровень профессиональной подготовки преподавателя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.