» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






Выявление присущих человеку особенностей происходит во время его занятий тем или иным видом деятельности: как только какая-то особенность в облике человека приобретает сигнальное значение по отношению к совместной с воспринимаемой деятельностью, чувствительность к ним повышается. Это положение может быть отправным для понимания процесса восприятия студентами преподавателей.

Исследования Н.А. Березовина и Г.Х. Васильева показали, что студенты подвергают критике все: форму изложения учебного материала (преподаватель пользуется описательным, рассуждающим или полемическим стилем), эрудицию, характерологические особенности, поступки преподавателя. Уже на первых занятиях студенты воспринимают и выделяют в облике своих преподавателей то, что имеет отношение к их педагогической деятельности и что обеспечивает им успех в ней. Оказалось, что в 37,8 % случаев студенты воспринимают преподавателя по внешним данным, манере держаться. В 34 % случаев – по первой лекции (речь, эмоциональность, увлеченность, убежденность, умение излагать материал). В 16 % случаев – по характеру отношений к студентам (следит ли за их поведением на занятиях, проявляет ли к ним внимание, справедлив ли в оценке поведения студентов). В 8,5 % случаев – по проявляемой эрудиции (интеллекту), по тому, читает ли он лекции по конспекту или без него. В 3 % – по тому мнению, которое передается о преподавателе студентами старших курсов. И в 0,5 % случаев – по полу (если женщина: ее лицо, фигура, голос; если мужчина – подвижность, возраст, кажущаяся индифферентность)[цит. по: 109, с. 164–165].

Более того, оказалось, что академически успевающие студенты акцентируют внимание на дидактических способностях преподавателя, а академически слабые студенты больше ценят его личностные, коммуникативные и организаторские черты.

Работая со студентами, преподаватель при отборе и интерпретации учебного материала, организуя воспитательные воздействия, непроизвольно раскрывает себя как субъекта деятельности. Обучающиеся познают учебную дисциплину, содержание и методику педагогической работы, нормы профессионального поведения как бы через данного преподавателя; формирующиеся у них понятия и представления и в особенности связи и отношения (оценки) являются субъективной моделью изучаемого.

Взаимодействие человека с другими людьми является непременным условием его жизнедеятельности; иногда это взаимодействие дает желаемый результат, иногда вызывает сложности. Чаще всего в качестве основной формы взаимодействия выступает общение между людьми. А необходимым элементом общения всегда становится межличностное познание. И от того, что представляют собой люди как объекты и как субъекты познания друг для друга, в очень большой степени зависит, какие поступки они совершают по отношению к партнерам по общению и какие решения они принимают. В связи с этим высокий уровень социальной ответственности педагога, уникальность объекта воздействия, каким является развивающаяся личность, неординарность ситуаций и многообразие влияющих на них факторов определяют серьезные требования к эрудиции, общей культуре, творческим возможностям, профессиональной этике работников педагогической сферы, а следовательно, и к системе их профессиональной подготовки.

Отличительным признаком российской высшей школы является ее нацеленность на профессиональную подготовку, а не на общее развитие индивида. При этом ориентация на профессию, основанную на знаниях фундаментальных наук, из которых только некоторая часть изучается в средней школе, а остальные – в вузе. При помощи этой системной фундаментальности обеспечивается завершенность образования общего характера. Иначе говоря, российское высшее образование представляет собой не только профессиональную научно-методологическую подготовку молодого специалиста, но и общую мировоззренческо-культурную платформу развития самого человека. Таким образом, через освоение профессии, через ее совершенствование приобретается определенный социально-экономический опыт, который в последующем применяется человеком в различных жизненных ситуациях, в том числе и при освоении других форм и методов человеческой деятельности, через выполнение различных социальных ролей, если этого потребуют изменяющиеся общественные отношения. Видимо, настало время, когда в основу подготовки будущего педагога необходимо поставить гуманитарную, общекультурную подготовку личности и стимулирование формирования ее творческих способностей. Это потребует изменения учебного плана и форм работы, развертывания творческих мастерских ученых, психологов, педагогов-новаторов.

Более того, педагогическое творчество предполагает наличие комплекса общих творческих качеств, характеризующих любую творческую личность независимо от рода ее деятельности: эрудированности, чувства нового, способности к анализу и самоанализу, гибкости и широты мышления, активности, волевых качеств характера, развитого воображения, умения прогнозировать и др.

Специфические педагогические способности и качества личности предполагают педагогическую наблюдательность, распределение внимания, умение передавать другим накопленные знания, способность понять и принять обучающегося, педагогическую эмпатию, умение проектировать развитие личности подростка, педагогический такт и т. п.

В личности педагога общие и специфические черты неразрывно слиты. Более того, всю совокупность черт, характеризующую творческую личность, можно условно свести к четырем интегральным характеристикам: направленности, эрудиции, способностям и умениям, чертам характера.

Кратко рассмотрим эти характеристики: направленность, нацеленность, педагога на развитие личности другого человека, видимо, будет всегда выступать определенным фактором.

Важно отметить, что любую деятельность, в том числе и деятельность преподавателя психологии, обусловливает ее цель. В данном случае цель эта представляет собой вполне определенное представление о возможном результате выполняемой деятельности, и для преподавателя возникает целый ряд проблем и задач, которые необходимо решать для получения конкретного результата.

Направленность достижения цели личности педагога определяется прежде всего гуманистическими, нравственными идеалами, движимыми желанием помочь становлению, развитию другого человека, вера в этого человека, понимание его роли и места в развитии мира и его самоценности. Этому служат такие качества педагога, которые необходимо развивать, как умение чутко улавливать требования времени, понимать его, насколько возможно, и предвидеть социальный заказ, искать и находить эффективные пути и средства решения задач, встающих перед учебным заведением и образованием в целом, что прежде всего выражается в стремлении к всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся, к высшей общественной ценности.

Творческой личности педагога всегда присущи педагогическая увлеченность, ясное понимание стоящей перед ним задачи – формирование человека, нацеленности на оптимальные результаты его свободного развития, глубокое уважение к личности подростка и вера в его возможности. Педагогическая увлеченность, а порой даже одержимость является важнейшей предпосылкой педагогического творчества. Выработке этих качеств способствуют живой пример педагогов-новаторов, работающих рядом; увлеченность и профессионализм наставников; показ вариативности решения проблем; размышления и реальные пробы; поощрение успехов, пусть даже самых малых и т. д. Эти и другие приемы в деятельности руководителей, коллег могут создать тот микроклимат, в котором пробиваются и набирают силу ростки увлеченности, крепнет ориентация на поиск формирования творчества в среде обучающихся, без которой не только практического психолога, но и преподавателя не бывает.

Хорошо известно значение глубокой и разносторонней эрудированности педагога, его общей культуры, начитанности, широты мировоззренческих интересов. Для людей творческого склада ума материал из сфер, казалось бы, далеких от их профессиональной деятельности, нередко служит источником оригинальных идей и нестандартных решений.

Образный мир искусства, живые впечатления от наблюдений и встреч с интересными людьми, фактические возможности современной теле– и видео– техники – все это пропускает через себя педагог, и это становится источником развития его воображения, конструктивной мысли, эмоциональной сферы, превращается в строительный материал для организации будущих занятий с обучающимися, встреч, собеседований, проектов. Вот почему развитие творческих качеств личности педагога-психолога невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного багажа, непрерывно пополняемого и углубляющегося. Читать и думать о прочитанном, смотреть кинофильмы и спектакли, посещать картинные галереи и музеи, увидеть собственными глазами памятные исторические места, встречаться с различными людьми – вот без чего педагогу очень трудно «найти себя» в творческой деятельности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.