» » » » Виктор Ермаков - Танчами. Сказки народов севера


Авторские права

Виктор Ермаков - Танчами. Сказки народов севера

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Ермаков - Танчами. Сказки народов севера" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Сказка, издательство Красноярское книжное издательство, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Танчами. Сказки народов севера
Издательство:
Красноярское книжное издательство
Жанр:
Год:
1988
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Танчами. Сказки народов севера"

Описание и краткое содержание "Танчами. Сказки народов севера" читать бесплатно онлайн.



В книгу пошли сказки, легенды и предания народов Севера — эвенков, долган, ненцев, энцев, кето. В сказках отображены нравы и традиции коренных жителей тайги и тундры, их жизненный уклад и представления о добре и справедливости.






Еще какое-то время прошло… И вот однажды осенью, когда все охотники отправились на охоту, селькупы напали на одно маленькое стойбище, женщин и детей начали убивать, а их чумы поджигать. Кентыс был недалеко от этого стойбища, услышал крики, прибежал, а там — резня! Схватил он копье и перебил всех селькупов. Только один селькуп остался живым. Был парень-селькуп высокий, широкий в плечах и больше похожий на кета, чем на селькупа. Два эти парня вдвоем начали биться. Бились, бились — никто победить не может. Уже вечер наступил, а они все дерутся. Ночь наступила — только тогда разошлись: и биться надоело, и темно уже было. Парень-селькуп в свою сторону отправился, а Кентыс в свое стойбище пошел. И каждый думал: «С кем это я бился, что не мог даже копьем проткнуть?»

Кентыс пришел домой и родителям рассказал:

— Сегодня я бился с каким-то селькупом-парнем и никак убить его не мог. Темно стало — разошлись. Не простой он парень.

Мать начала расспрашивать:

— Какой он? На кого лицом похожий?

Сын говорит:

— Ростом он со мной одинаков. И лицом похожий на кета.

Это твой брат Кассыт, — говорит мать.

И рассказала Кентысу, как живший в стойбище селькупский шаман увез маленьким его брата к селькупам. Потом мать сказала сыну:

— В стойбище селькупов пойдут наши старики и скажут: «Давайте будем мирно жить». Если селькупы не согласятся, тогда скажут: «Не хотите мирно жить — мы всех перебьем, а оленей заберем». Ты брату Кассыту, чтоб никто не видел, все расскажи. Пусть возвращается. Уязвимое место у него — пятка.

Вот старейшины кето собрались к селькупам идти, сына шаманки Кентыса с собой взяли… Пришли в стойбище селькупов, а там людей полным-полно, дым от чумов тучей в небо поднимается, оленей видимо-невидимо пасется… Так селькупов много было и такие они сильные были и никого не боялись.

Зашли старейшины в главный чум стойбища. Там старики-селькупы сидят, гостей спрашивают:

— Зачем пришли? Хотите, чтобы мы вас здесь всех убили? Или нас победить пришли? — и смеются.

Старики-кето отвечают:

— Мы пришли насчет земли. Вы заняли всю нашу землю. Нам негде охотиться, рыбу ловить, пасти наших оленей.

Старики-селькупы опять смеются:

— Ничего вам не отдадим. А отобрать не сможете. Не родился у вас еще тот человек, кто бы с нами справился.

Но тут поднялся один молодой селькуп и показал на парня-кето — Кентыса, говорит:

— Есть у них очень сильный парень. Вот он. Я с ним бился и никак не мог копьем проткнуть.

Старики-селькупы удивились, такое услышав, посмотрели на парня-кето, говорят своему парию:

— Почему раньше не говорил? Ты, наверно, боялся, что тебя засмеем? Ты у нас самый сильный и не смог победить?.. Что-то нам не верится. Сейчас будем кушать и говорить будем.

Все расселись вокруг костра и начали есть мясо.

Парень-кето Кентыс сел возле брата Кассыта, говорит ему:

— Ты не селькуп. Ты. — кето. Тебя маленьким шаман увез из нашего стойбища. Ты мой брат. Моя мать мне сказала.

Парень Кассыт тоже удивился, спрашивает:

— Чем докажешь?

Парень-кето Кентыс показал на левую пятку брата Кассыта.

Тот быстро подогнул левую ногу и спрятал пятку, подумал: «Однако, правду говорит парень. Я всегда ранил левую пятку. Шаман мне сказал, что это у меня от рождения так было».

Все старики в чуме начали громко разговаривать. Вот дошли до крика. Старики-селькупы кричали: «Не отдадим земли!» А старики-кето им опять свое: «Убирайтесь с нашей земли!»

Долго так кричали-кричали, вот селькупы схватили копья и хотели побить кето. Но парень-кето Кентыс вытащил свой нож и перебил в чуме всех селькупов. Только брата Кассыта не тронул.

Сказал брату Кассыту:

— Наша мать сказала: «Возвращайся к своим сородичам кето!»

Кассыт не верит своему брату Кентысу. Он схватил копье и кинулся на Кентыса. Братья вдвоем начали биться. Долго бились, вот Кентыс копьем ударил брата Кассыта в левую пятку. Тот упал, живой лежит. Его связали арканом, раненую пятку перевязали и оставили в чуме…

А все кето выбежали из чума и в стойбище битва началась. Бились и бились, очень долго бились, весь день до вечера шла битва. Но селькупы без Кассыта не могли победить кето и начали за Енисей убегать. Впереди всех тот шаман бежал.

Кето вернулись в свое стойбище с богатой добычей: почти всех оленей забрали у селькупов. Людей-селькупов, кто не успел убежать, не стали убивать и тоже привезли.

Парня Кассыта привезли и показали матери-шаманке. Она узнала сына, вылечила ему ногу, потом рассказала все, как было: как он рос, как его украл шаман, про его ранимую пятку сказала. Кассыт поверил матери. Но жить в стойбище отказался. Ему отдали много оленей, отпустили людей-селькупов, а он с ними поселился отдельным стойбищем.

Так по соседству и стали жить эти люди. Только кето стало больше и оленей больше. Дружно стали жить, земли у всех было много. Люди где хотели охотились, пасли оленей, ловили рыбу. И войн между ними больше не было.

И с тех пор кето и селькупы живут мирно, женятся между собой, детей и внуков имеют, никогда не дерутся.

Волчья лапа

Энецкая сказка давние времена жил на берегу реки Малая Хета старик Ядне. Жену имел и сына-паренька, дочка постарше была. Оленей у него мало было, только на аргиш[54] хватало. Зимой старик силки[55] ставил и много зайцев и куропаток на еду добывал, летом рыбу ловил. Дочка и сын ему помогали добывать. Своих оленей старик жалел, никому не давал запрягать.

Однажды Старуха говорит мужу:

— Зачем оленей своих бережешь? Почему диких[56] не добываешь? Из зайцев и куропаток бакари[57] не сошьешь. Диких добывай, камусы[58] нужны. Одежду шить не из чего. Все бакари прохудились. Ходить не в чем. Своих оленей забивай. Зачем такие жирные ходят?

Дочка из чума вышла, говорит отцу:

— Какие бакари имею? Ноги голые! В таких бакарях замуж как выйду?

Посмотрел старик Ядне на ее бакари, подумал и говорит:

— Шибко худые бакари. Правду говорите: не из чего шить. Собери оленей. Поеду добывать диких. Может, какого добуду.

Дочь собрала оленей, говорит отцу:

— Одной яловой важенки[59] нет. Совсем недавно видела ее.

Рассердился старик, сам оленей посмотрел:

— Правду говоришь. Нет яловой важенки. Украли важенку. Искать поеду.

Запряг в санку[60] оленей и важенку искать поехал.

Весь день ездил, силки проверил, пойманных зайцев в санку сложил. Важенку нигде не увидел. Вечером остановился, думает: «Нигде нет важенки. Украли важенку. Где искать?» Стал трубку набивать. Вдруг увидел: передовой олень уши насторожил, назад смотрит. Старик тоже посмотрел: «Правда, на трех важенках кто-то догоняет. Может, важенку мою где видел», — подумал и стал ждать.

Вот к старику Ядне охотник Муччади подъехал.

— Откуда приехал? — спрашивает старик.

— Издалека. Мой чум дальше Потапово, — говорит Муччади.

— Беда как далеко! За каким делом приехал?

— В гости приехал. Давно слышу: чумом на Малой Хете стоишь.

— В гости приехал — хорошо. Однако, у меня беда большая. Важенка пропала. Весь день ищу. Нигде нет. Если волки съели, то почему объедков не вижу?

— Кто знает: или волки съели, или люди взяли. Тут недалеко два брата живут — Хэури и Томби. Я слышал: они нехорошие люди. Всякое могло быть. Жаль, что теперь шамана нет. Он бы нашел вора.

Старик Ядне вспомнил: «У меня волчьи лапы есть. Они мне вместо шамана будут».

Охотнику Муччади старик сказал:

— Однако, в мой чум поедем. Гостить будешь.

Поздно вечером в чум Ядне приехали, покушали, чай попили. Когда спать ложились, охотник Муччади говорит старику:

— Ты, однако, много зайцев добываешь. Полную санку видел. Продай зайцев за важенку. Я много оленей имею, но буду зайцев есть и оленя лишнего не убью.

— Однако, отдам за важенку санку зайцев. Завтра повезем тебе. На обратном пути к старику Аседа заеду. В том стойбище, однако, братья Хэури и Томби живут. Там важенку поищу.

Ночью все улеглись и уснули, а старик Ядне не спит, думает: «Однако, где важенка делась? Может, мне волчья лапа поможет? Отец, умирая, говорил: «Эти волчьи лапы добыты отцом моего отца. Они вернее шамана». Вот теперь и я попробую волчьими лапами подергать».

Старик Ядне вышел из чума, взял одну волчью лапу из шайтанской санки[61], от отца доставшейся. Подергал в лапе одну жилу — один коготь зашевелился. «Ну, Волчек, ты у меня лучше шамана. Только ты найдешь мою важенку», — подумал Ядне, переложил лапу в свою санку, шкурой накрыл и в чум вернулся.

Утром встали, поели, чай попили, потом собрали оленей, переложили на санку Муччади всех зайцев и поехали.

День ехали, два ехали, вот к чуму охотника Муччади прибыли. Поели, чаю попили и спать легли.

Утром Муччади поймал жирную важенку с теленком, отдал ее старику Ядне за сапку зайцев.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Танчами. Сказки народов севера"

Книги похожие на "Танчами. Сказки народов севера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Ермаков

Виктор Ермаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Ермаков - Танчами. Сказки народов севера"

Отзывы читателей о книге "Танчами. Сказки народов севера", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.