» » » Вениамин (Милов) - Чтения по литургическому богословию


Авторские права

Вениамин (Милов) - Чтения по литургическому богословию

Здесь можно скачать бесплатно "Вениамин (Милов) - Чтения по литургическому богословию" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Чтения по литургическому богословию
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Чтения по литургическому богословию"

Описание и краткое содержание "Чтения по литургическому богословию" читать бесплатно онлайн.



Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов)

Чтения по литургическому богословию

© «Жизнь с Богом». Брюссель, 1977.






Спаситель не отверг покаяния прародителя. По словам церковных песнопений Он воззвал к нему: "Я не хочу, чтобы погибло мое создание, но желаю ему спасения и познания истины. Грядущего ко Мне не изгоняю... от лика жизни"[378].

В утешение Господь дал Адаму обещание о пришествии на землю Спасителя мира. Две тысячи лет тому назад совершилась обещанная прародителям тайна воплощения Сына Божия. Он принес искупительную крестную жертву для спасения мира.

С этого времени не только праотец Адам, но и грешники всех периодов бытия человечества за покаяние и веру во Христа получают свыше прощение грехов и светозарную спасительную благодать к избежанию страстей. Спаситель ниспосылает верующим и кающимся дар благодатных слез к омовению грехов и умилением утверждает в них сердце смиренное, простое, кроткое и нековарное. Покаяние же ведет людей к страху Божию, гнушению лукавыми делами и просвещает благодатно[379].

Как пчела перерабатывает цветочную пыльцу в мед, так смиренно кающаяся душа и не повторяющая исповеданные грехи, незаметно для себя, разогревается любовью к Богу. Своим чувством и хотением она привязывается к законам вышней жизни, утверждает в себе святое произволение и входит в живое единение с Богом. В огне человеческой любви к Богу гаснет огонь страстей, и скорби ради Бога становятся тогда удобоносимыми[380].

Благодать любви делает христианина как бы небокованным мечом, который без труда посекает демонские полки, и свечой Христовой, светящей земной Церкви. С помощью Богоданной любви св. мученики бесстрашно попирали гордыню своих мучителей и мужественно претерпевали ужасные муки, вплоть до рассечения тела. Дух любви, неотделимый от их сердец, воодушевлял их, побуждал нерадеть о временной жизни. Под влиянием его мученики забывали естество, презирали смерть, страдали как бы в чужих телах. Ничто не могло отлучить их от веры в Бога: ни раны, ни ярость зверей, ни огонь, ни скорбь, ни беда, ни меч[381].

Настроение благодатной любви у смиренно кающихся грешников до некоторой степени подобно духовному состоянию св. мучеников. Усердные труды в молитвах и самоотвержении вырабатывают у кающихся навык творить волю Божию, презирать страсти мира сего, крепко, горячо и более всего любить Господа. А любовь к Богу делает их характер непреклонным ко греху и сильным к перенесению всевозможных лишений, принимаемых ради стеснения страстей. Они одного желают: возможно лучше и полнее исполнять Закон Божий. Телесные потребности, сравнительно с запросами духа, у них как-то отодвигаются на задний план[382].

Единение любви со Христом Спасителем в Духе Отчем благодатно просвещает каждого истинного христианина, возвышает над соблазнами этого мира и делает возлюбленным Божиим, как бы другом Творцу. Верующий Боголюбец отвергает временные наслаждения и утехи жизни, стараясь сообразоваться с Господними страданиями. Он не желает кратковременной плотской разнузданностью потерять радость вечного ближайшего предстояния Христу. Этим объясняется его отказ от плотяности и несение подвигов спасения, которые очищают его дух чище золота, расплавленного огнем[383].

Говоря обобщенно, сочетание подвига покаяния с неусыпной, смиренной молитвой к Богу подымает кающегося из нравственного ничтожества, духовно облагораживает, усвояет Христу и делает носителем благодатной любви, наподобие всех небожителей[384].

В заключение, на основании всего сказанного выше, отметим раздельно ступени возвышения грешника к Богу от греха по пути спасения.

Первоначально грешник приходит в страх Божий и начинает видеть ясно множество личных грехов вследствие падения луча благодати на его сердце. Он болезненно горько плачет о грехах и начинает смиренно обращаться к Богу с молитвой о прощении своих беззаконий.

Покаяние в течение всей жизни человека на земле лежит в основе христианского подвига. Прекращение верующим покаяния после исповеди и причащения разъединяют его с Церковью, поскольку он ежедневно много согрешает.

Страстные навыки требуют от него непрерывного самоотвержения и самопринуждения к добру. Соединение таких подвигов со смиренной молитвой к Богу умиляет его сердце. От умиления в подвижнике рождается благодатная любовь к Богу, развитию которой нет конца.

Спаситель ежедневно прощает христианину его грехи за покаяние и не перестает восставлять его от падений греховных до самой кончины.

Смерть, застигающая верующих в подвигах покаяния и молитвы, служит мостом, по которому они переходят в вечно блаженное Царство Христово.


7. Церковно-литургическое учение о Св. Духе

По литургическому учению Святый Дух — Третье Лицо Св. Троицы, —

1. единосущен Отцу и Сыну и

2. исходит от Отца, как Божественное лицо.

3. Он подает жизнь, просвещение, освящение и утешение человеческой душе.

4. Святым Духом даруются прозрение св. пророкам и благодатные дарования верующим во Христа.

На основе упомянутых догматических положений церковные песнопевцы развивают свои мысли прежде всего о Божестве Третьего Лица Св. Троицы.


Часть 1

Как Бог и Господь всех, учат они. Св. Дух единосилен, единосиятелен и соприсносущен Отцу и Сыну. Что имеет существенно Отец и Сын, то имеет и Св. Дух, кроме нерождения и рождения[385]. Он самовластен, самоповелителен, самосиятелен, самодвижим[386].


Часть 2

Личное свойство Его составляет предвечное исхождение из существа Бога Отца. Нерожденный свет Отец прежде веков изводит из Себя всесильный сияющий Свет Духа[387]. Самовластно исходя от Отца, как некая река Божества, Св. Дух неслиянно почивает в Сыне[388]. Начало похождения Духа Утешителя от Отца безначально. Потому Он древнее всех веков, никогда не начинался, не преставал, всегда был, есть и будет со Отцом и Сыном[389].

В смысле Божественной сообразности и равночестности Отцу и Сыну Св. Дух есть Свет от Света, Огнь от Огня, равнодействен Отцу и Слову[390] и соцарствует Им на небе и на земле[391].


Часть 3

Как благ Отец и благ Сын, так благ и Св. Дух. Он — струя благости Существа Божия[392], Самоблагий Источник благостыни. Он — свет и Податель света, Совершитель обожения верующих, всесильная и всех посещающая Держава, Жизнь и Животворящий.

Все живущее одушевляется Его благодатными подаяниями по изволению Отчему чрез Сына Божия[393]. Жизненачальное достоинство Св. Духа действенно в обновлении лица всей земли, излиянии ангелам и людям благодати высшей жизни и устроении будущего воскресения мертвых[394]. Духодвижимые струи благодати напояют всю тварь, оживляют и таинственно просветляют всякую верующую душу[395]. Чрез Духа, все исполняющего, разумно-свободные твари видимые и невидимые живут высшей жизнью, движутся и соблюдаются во Отце и Сыне[396].

Духу Святому вместе с животворением тварей принадлежит просвещение, освещение и утешение ангелов и людей.

Господь Иисус Христос возвестил о Себе, что Он — есть Утешитель людей и кроме Себя указал на бытие у Отца иного Утешителя, Св. Духа[397].

Невещественный свет Духа просвещает человеческие души богатством славы путем светотворящего дохновения. Св. Дух как бы вдыхает дарования благодати твари. Он очищает грешных людей от всякой скверны и освящает их мысленно и сердечно ради крестной жертвы за мир воплотившегося Сына Божия[398].

В церковных песнопениях резко оттеняется мысль о том, что Сам Дух Святой разделяет дарования между людьми, которых Он посещает светодательством и сберегает от падений[399].

Боговидный мысленный свет Духа делает просвещаемых общниками святости Божией и носителями начатка Божества в виде сияния благодати[400]. Его благодатию венчались святые Апостолы, мученики и венчаются все православноверующие.

Св. Дух ведет грешных к святости, так как очищает от греховной скверны. Он послан в мир омыть грехи всех кающихся грешников. Живоносный огнь Духа обновляет и просвещает тех, в кого вселяется; орошая сердца людей. Он сожигает в них грехи и созидает им правый дух[401].

В итоге всего сказанного выше, мы очевидно мысленно созерцаем во Св. Духе Истинного Бога, — лично исходящего от Отца прежде всех веков, животворящего, просвещающего и освящающего разумно-свободные твари.

К преимущественной деятельности Св. Духа еще относится вдохновение и просвещение пророков для зрения будущих судеб мира и Церкви. Действием Св. Духа познается Св. Троица и прославляется единым поклонением, честью и славою[402].

Христос Спаситель незадолго до Своих крестных страданий дал Св. Духа Апостолам, но не вполне явно, по воскресении из мертвых сообщил Его им явственнее путем дуновения Своих уст. Утром в Пятидесятницу самоповелительная сила Духа Святого ниспослана Апостолам от Отца ради ходатайства Сына Божия уже существенно, в виде огненных, невещественных языков. Опочивание над главами Апостолов огненных языков знаменовало как бы Божественную беседу Св. Духа с Апостолами, орошение и одождение их огненным источником. Благодатное излияние дарований Утешителя соделало Апостолов обладателями дара языков и пречистыми обителями Троичного Божества. Излияние благодати Духа Церкви Христовой соединило христиан единообразием святого настроения любви, независимо от национальности[403].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Чтения по литургическому богословию"

Книги похожие на "Чтения по литургическому богословию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вениамин (Милов)

Вениамин (Милов) - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вениамин (Милов) - Чтения по литургическому богословию"

Отзывы читателей о книге "Чтения по литургическому богословию", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.