» » » Вениамин (Милов) - Чтения по литургическому богословию


Авторские права

Вениамин (Милов) - Чтения по литургическому богословию

Здесь можно скачать бесплатно "Вениамин (Милов) - Чтения по литургическому богословию" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Чтения по литургическому богословию
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Чтения по литургическому богословию"

Описание и краткое содержание "Чтения по литургическому богословию" читать бесплатно онлайн.



Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов)

Чтения по литургическому богословию

© «Жизнь с Богом». Брюссель, 1977.






До грехопадения Адама и Евы видимым знаком общения с ними Бога было облечение их тел и душ божественным сиянием. Непослушание Богу совлекло с них молниевидное облачение вследствие удаления от них благодати.

Воплотившийся и пострадавший на кресте Сын Божий, Спаситель мира возвратил верующим в Него людям невещественное сияние Божества, эту причину духовной жизни человеческой природы. Он изливает названное осияние на всякого христианина через знамение креста[329].

Так, в противоположность древу преслушания, крестное древо вводило и вводит людей в единение со светоносной силой, исходящей от Существа Божия.

Постная Триодь, объясняя слова "животворящий крест", свидетельствует о бытии в Церкви двух непрерывно продолжающихся мистических фактов:

1. Излияния Спасителем Божественной благодати в образе креста.

2. Животворного воздействия крестной силы на существо человека. О каждом из упомянутых фактов скажем отдельно.


Излияние благодати Божией в образе креста

Название креста Христова "Животворящим" имеет глубочайший смысл. Образ креста и крестное знамение в Церкви действительно животворны явлением силы Божией при совершении церковных таинств и частных молитв верующих. Всеведущий и вездесущий Господь Спаситель каждый раз и всюду благодатно действует в изображаемом верующими кресте. Он низводит на осеняющих себя крестным знамением силу Св. Духа. "Предлагается крест, — говорит преп. Феодор Студит, и мир радуется пришествию Духа"[330].

Мысль об излиянии чрез крест благодати Божией развивается у церковных песнопевцев многократно и в различных образах. По словам Постной Триоди, крест, "как райский источник, изливает миру бессмертие и жизнь, просвещает всю вселенную и возвышает силу Церкви"[331]. Христоносный крест — древо жизни, неистощимый источник вод благодатных дарований, просветитель и освятитель христиан по душе и телу[332]. Светоносная крестная благодать сияет ярче солнечной зари всякий раз, как крест изображается в воздухе ли, или в местах жительства с верою и теплой любовью ко Христу. Это сияние изливает вознесшийся на древо креста Христос Спаситель. Поэтому то святый крест всегда носит невечерний свет, испускает "мысленно созерцаемые лучи", приносящие верующим спасение и изглаждение грехов.

По виду крест мал, своей же силой шире небес. Невещественные блистания его светятся по всей Божией Церкви и всюду исходят именно от него[333].

У православных церковных проповедников не принято говорить о крестной силе в литургических выражениях, применительно к идее невещественно-благодатного светосияния. Равным образом и в системах школьно-догматического богословия, хотя и ведется речь о сообщении людям благодати таинств Церкви "в видимом знаке и под видимым знаком", но почему-то этот знак определенно не называется крестным знамением или начертанием креста.

Может быть умолчание о невещественном блистании благодати, исходящей чрез крест, вызвано ощутительностью его только для христианского душевного чувства и редкостью зрения его телесными очами. В связи с этим церковные проповедники обычно останавливаются вниманием лишь на всеобщности чувства крестной силы, свойственной личному сердечному опыту христиан, и опускают намеренно факт возможности телесного созерцания благодатного сияния креста. Замечательно, что и церковные песнопевцы называют фактически изливающуюся крестную силу "мысленными лучами" или представляемыми только в уме.

При всем том нельзя забывать и таких явлений в Церкви, когда верующие, — отверстыми Богом телесными очами своими, бывают способны физически видеть крестное сияние, исходящее от пастырских рук при благословении ими пасомых и в момент совершения церковных таинств.


Значение силы Животворящего Креста в личном спасении

Благодатная крестная сила, светозарнейшая солнца и всегда мысленно окружающая крест, по изволению Господа Иисуса Христа действует во спасение людей разнообразно. Она:

1. сокрушает силу демонов, восстающих на людей,

2. очищает человеческое существо от страстей и

3. обогащает его благодатными дарованиями.


Часть 1

Христиане, ограждающие себя крестным знамением с верою и призыванием имени Господа Спасителя, спасаются крестом прежде всего от мысленных диавольских влияний. Злые духи постоянно влагают в сознание людей греховные мысли, страстные образы и воспоминания о порочных делах. Кто из искушаемых в момент подобных страстных приражений полагает на себя знамение креста, того запечатлевает крестное осияние. Оно нестерпимо бесам, палит их, и невольно заставляет отступать от соблазняемых на грехи[334]. Сияние креста уничтожает демонскую крепость и сопротивоборствует христианам в их борьбе с бесами, уничтожая диавольские прилоги в умах искушаемых. Светолучные крестные молнии в верующих всего мира побеждают "темные демонские начала и власти", сокрушают их мощь и обращают в бегство[335].


Часть 2

Крест Христов жизнетворен не только, как победитель духов злобы, но и как воскреситель людей от страстей. Он, — говоря языком Постной Триоди, -всегда сущая печать во спасение людей и очищение людей от страстей. Верующие начертанием на себе креста с молитвою ко Христу Спасителю причащаются благодатной жизни. В Таинствах Церкви крестное осияние облекает их одеждой жизни, дарует им свободу от страстного горения и жжения, исцеление от душевных и телесных болезней и как бы крепкие жилы на перенесение борьбы со страстями[336].


Часть 3

Животворящий крест Господень является, таким образом, источником благодатных дарований. Силой креста верующие просвещаются и освящаются, в нем получают услаждение радостью и умилением сердца при условии хранения поста[337].

Животворящее и светозарное крестное древо, — говоря образно, — благоухает миром жизни, произращает усладу от созерцания образа красоты Божества и наслаждение вечной Его славой. От креста, как от неистощимого источника, неиссякаемо истекает вода нетления и кипит благодатными дарованиями. Крест всех благодатно напояет, "окружает божественным благословением и запечатлевает небесным блистанием. Честным крестом возвышается сила всей вселенной Церкви и каждого верующего во Христа христианского общества"[338].

В описании благодатного значения крестной силы мы воспользовались буквальными выражениями Постной Триоди, чтобы свободной передачей их содержания не затемнить подлинной красы литургической речи.

Все сказанное о действии Христа Спасителя чрез образ креста можно обобщить в форме таких заключительных положений:

1. Крестом сообщается верующим светоносная благодать Божия чрез Христа Спасителя во Св. Духе Отчем при условии сердечного призывания имени Иисуса Христа во время борьбы со страстями и демонскими прилогами.

2. Крестная благодать есть просвещающая и освящающая людей Божия сила, знак снисхождения Бога к человеку, щит от страстей и злых духов и сокровище благодатных дарований.

3. Крестное животворящее действие — показатель всегдашней близости Господа Спасителя ко всякому христианину в всей вселенной Церкви.

4. Крест животворящ в том смысле, что изливаемая в образе и начертании его благодать Божия составляет идеальную жизненную силу души и необходимейшие условие раскрытия самых благородных и возвышенных человеческих познаний, чувств и навыков.


Литургическое учение о животворности Креста Христова

Церковно-богослужебные мысли о кресте Христовом представляют целое откровение тайны крестного действия в Церкви. В них мы находим глубочайшее объяснение животворности св. креста в связи с библейскими прообразами.

Крестная сила спасает от греха людей, вечного осуждения и смерти, всегда поражает демонов, облегчает христианину борения с грехом, благодатно просвещает его и уничтожает в нем страх смерти.

На вопрос о причине животворящей силы св. креста мы находим у церковных песнопевцев ясный ответ. Они говорят, что в изображении знамения креста Сам вездесущий Христос Спаситель всюду благоволит являть Свою благодатную силу верующим. В кресте дан Господом Церкви жезл силы[339], непобедимое оружие[340], источник обновления от страстей[341]. Изображение креста с верою и молитвою печатлеет на человеке свет Лица Христова[342].

Христиане не только ограждают себя крестным знамением, но и поклоняются образу креста, созерцая на нем Распятого Искупителя мира — Христа. Образ Христова креста, хотя по видимости, есть древо, но "одет Божественною силою, и незримо для телесных очей чудотворит спасение" каждому христианину[343]. "Он облиставает (верующим) благодать, как пламя огня, источает им дарования, как воды, просвещает их души и помышления, целит недуги, отгоняет страсти, подает им Божие благословение"[344]. Христос непрерывно показует в Церкви древо Своего креста "светлейшим огня, действеннейшим пламени, попаляющим грехи людей и просвещающим их сердца[345].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Чтения по литургическому богословию"

Книги похожие на "Чтения по литургическому богословию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вениамин (Милов)

Вениамин (Милов) - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вениамин (Милов) - Чтения по литургическому богословию"

Отзывы читателей о книге "Чтения по литургическому богословию", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.