» » » » Георгий Федотов - Судьба и грехи России


Авторские права

Георгий Федотов - Судьба и грехи России

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Федотов - Судьба и грехи России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Издательство «София», год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Федотов - Судьба и грехи России
Рейтинг:
Название:
Судьба и грехи России
Издательство:
Издательство «София»
Жанр:
Год:
1992
ISBN:
5-87316-002-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Судьба и грехи России"

Описание и краткое содержание "Судьба и грехи России" читать бесплатно онлайн.



Федотов Георгий Петрович(1886 - 1951 гг.) — выдающийся русский мыслитель и историк. Его научные интересы были сосредоточенны на средневековом и древнерусском христианстве. Был близок к Бердяеву и св. Марии (Скобцовой). Защитник свободы и честности в Церкви, мысли, обществе.

Федотов  Г.П., Судьба и  грехи России /избранные статьи по философии русской истории и культуры






                                                        НОВЫЙ ИДОЛ                                           

==57

 ния. Они свидетельствуют о глубокой болезни или вырождении идеи.

                Давно уже было сделано сравнение нашей эпохи с Грецией Пелопоннесской  войны. Есть много очарования в  греческом полисе, крошечном городе-государстве, который, ревниво охраняя свою самостоятельность, развивал  внутри городских стен свои, личные особенности великой  общегреческой культуры. Но пришла пора, и греческий гений стал задыхаться в этом партикуляризме. Общение  давно уже создало общегреческий koinon, а полисы боролись за гегемонию до взаимного истребления. Перед Грецией встал выбор: единство или смерть. Совершенно так  же он стоит и перед новой Европой, единой в своей культуре и безнадежно разорванной политическими границами.

                Еще раз будем справедливы и признаем, что современный национализм имеет по крайней мере, одну творческую  задачу: это задача социальная. Для расистской молодежи  «рабочая», «социалистическая» Германия — не пустая фраза. Левые круги французской и английской идеалистической  интеллигенции —  «Esprit», «New Britain» и др. — недаром  связывают социальный реформизм, и даже революционизм с  национальной идеей. Во-первых, если переходить от слов,  от социалистической фразеологии к делу, то существующее  национальное государство является единственной данной  территорией для экономического строительства. В условиях современной таможенной  войны  между народами  и  подготовки к войне военной бессмысленно уже мечтать об  организации мирового  хозяйства. «Социализм в одной  стране» — единственное, что остается для практического  политика, и план де Мана для Бельгии учитывает эту реальную возможность. В «New Britain» группа молодых идеалистов не устает твердить, что всякие разговоры о между народном почине сейчас безответственны, что они приведут к пассивности, к убаюкиванию перспективами будущего. Единственное, что у нас есть, — это Англия, и Англия должна начать новый экономический эксперимент, «вымести свой дом» и указать дорогу другим.

                Вот поистине благородная форма национальной гордости. Быть первым в жертве, в труде, в опасности; вести за собой других — не насилием, а примером: это мечта старого русского славянофильства, оживающая сейчас в религи-


==58                                                    Г. П.

 озном мессионизме демократических стран. С последней  надеждой мы смотрим на эти юные дружины (единственный христианский актив в политическом мире), слабые  числом, но сильные духом. Удастся ли им совладать с силами хаоса: с эгоизмом собственников, с нетерпением  масс, с ненавистью народов?

                Но если мы делаем исключение для демократического  мессианского национализма Запада, то окажем снисхождение и для молодого советского национализма. После пятнадцати-шестнадцати лет искушающей школы марксизма  слово «родина» звучит, как голос из иного мира. Классовая  этика слепила ненавистью, как песок в пустыне. Родина —  открытый в пустыне родник. Как понятно, что люди, за бывшие вкус живой воды, пьют и не могут напиться. Не  устают славить красоту, силу и величие родины, еще не  смея назвать ее имени. В этом возвращении образа России  ее взбунтовавшимся сынам есть медленная постепенность,  досадная дозировка. Сперва показалась Россия красная: в  буре революции ощетинившаяся  штыками  против всего  мира (Франция времен Конвента). Сегодня разрешено воспевать красоту родной земли в бесконечном разнообразии  ее пейзажей. Сталин, вероятно, полагает, что это его земля и что ее красота увеличивает престиж республики.  Пусть так. Но я не думаю, чтобы земля была такой нейтральной, пустой вещью. Есть целые миросозерцания, которые просто несовместимы с духом земли, как и с духом  красоты вообще. Марксизм есть именно одно из таких миросозерцаний. Он не выносит пейзажа, как ночные привидения пения петухов. Всякое органическое начало жизни  ему противно. Возвращаясь к земле, русский мальчик пьет  из софийной чаши мира, и мудрость земли вступает в  борьбу с безумием осатаневших машин.

                Не только земля, и русская культура получила амнистию — частичную, конечно. Уже смолкают предостерегающие голоса против русских классиков. Дворянские писатели — Пушкин,  Толстой, Тургенев  должны сделаться учителями рабоче-крестьянской России. И мы знаем, что  новый, вчера зародившийся пятидесятимиллионный читатель с жадностью поглощает наследие прошлого.

                Когда думаешь здесь о страшной мощи государства в России, о монополии его «просвещения», о подлом тоне его

                                                      НОВЫЙ ИДОЛ                                          

==59

 печати, становится страшно за душу народа. Как не разложиться ей в этом разврате, составляющем самый воздух   социальной жизни! Но вот — Пушкин, Толстой... Положите на одну чашку весов страницу «Войны и мира», одно лирическое стихотворение Пушкина, а на другую — пуды   «Известий», тонны политграмоты... Нельзя сомневаться в   результате. Никакая политическая антисоветская литература не могла бы так успешно разложить основы коммунистического миросозерцания. Старая, расстрелянная, заплеванная, изгнанная русская интеллигенция может сказать   свое: «Ныне отпущаеши». Победители склоняются перед ее   святыней. Еще по-прежнему запретно историческое прошлое России. Ради новых московских проспектов сносятся   не только церкви, но и Китай-город. Но уже в школах учат   историю. В каком духе? Нет науки, которую можно было   бы изучать с ненавистью к самому ее предмету, и живая   любовь к родине найдет ее и погребенной под мертвыми   схемами социологических обобщений.

                Но наша терпимость к молодому русскому национализму готова идти и дальше. Быть может — кроме стран Азии, —   Россия единственная земля, где национальная идея не исчерпала своего творческого, культурного содержания. Это   зависит от уродливого развития этой идеи в течение XIX   века. Поставленная русским классицизмом (Карамзин и   Пушкин) и романтизмом   (славянофилы), тема эта была   снижена в шестидесятые годы до этнографии, а потом и   вовсе отодвинута в сторону восторжествовавшим западничеством. Национализм эпохи Александра III уже не имел в   себе ничего культурного, превратившись в апофеоз грубой  силы и косного быта. Лишь в XX веке, и то ко второму десятилетию его, культурная элита начинает свое возвращение на родину. Впервые поставлен вопрос  о формах и смысле древнерусского искусства и заново, со времен славянофилов, — вопрос  о русской религиозности. Война и  революция оборвали в самом начале это духовное русское  возрождение. Мы стоим опять, как сто лет тому назад, перед загадкой России, властно требующей своего разрешения. То, что для Германии совершено поколением братьев  Гримм, у нас осталось недоделанным Киреевскими и Далями. Теперь, когда тема России стала актуально (а не потенциально лишь) вселенской, на русскую интеллигенцию



==60                                                   Г. П.

 ложится сугубый долг изучения и осмысления судьбы России. Этим самым мы лишь  наверстываем упущенное и в  новом, XX веке выплачиваем старые долги ХIХ-го.

                Но если национальная идея не исчерпала себя в русской  культуре, то в политической жизни настоящей и будущей  России национализм представляет несомненную  национальную опасность. Россия - государство народов. Большинство из них впервые  пробудились к национальной  жизни, и их молодое самолюбие чрезвычайно щепетильно.  Они и сейчас с трудом переносят свою зависимость от Москвы. Не в большевизме только дело. Власть более гуманная и  демократическая, но ярко национальная — власть русская  встретится с еще большими препятствиями на «окраинах».  Победа националистических течений в Великороссии рискует просто взорвать Россию, которая не может жить в состоянии войны с 45% своего населения. Этой опасности не видит,  не хочет видеть национальная эмиграция, которая, будучи  убеждена, что интеллигенция развалила Россию, по мере своих сил работает для ее расчленения.

                Для огромного большинства эмиграции  национализм  до сих пор был единственной общей формулой антибольшевистской присяги. Мы здесь, чтобы хранить верность  национальной России. Эти слова имели смысл, пока Россия была очагом интернациональной революции. Но что  теперь может противопоставить эмигрантский национализм советскому?

                Либерал знает, за что он отрицает советскую власть: за  убийство свободы. Демократ знает тоже: за насилие над на родом, за подделку народной воли, за подавление всех  форм самоуправления. Знает и специалист: за эксплуатацию трудящихся масс и профанацию самого имени социализма, сделанного вывеской для государственной каторжной тюрьмы.  Знает и просто беспартийный  человек с  честью и совестью: за то, что власть воспитывает в России людей бесчестных и бессовестных. У человека религиозного все основания противостоять власти, сделавшей атеизм  государственным исповеданием. Ну а за что националисту ненавидеть большевиков в середине второй пятилетки?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Судьба и грехи России"

Книги похожие на "Судьба и грехи России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Федотов

Георгий Федотов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Федотов - Судьба и грехи России"

Отзывы читателей о книге "Судьба и грехи России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.