Виктор Нюхтилин - Шпаргалки по философии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шпаргалки по философии"
Описание и краткое содержание "Шпаргалки по философии" читать бесплатно онлайн.
Существует несколько точек зрения на происхождение и сущность государства:
1. Теория естественного государства (берет своё начало в античной мысли, затем развита в теории органического государства Краузе, Аренса и др.):
согласно этой теории, государство является естественной формой завершающего этапа формирования социальных отношений. Человек — существо общительное, стремящееся к совместному бытию и к совместной деятельности. В результате этого само собой, естественным образом, складываются большие союзы людей, объединенные совместным проживанием, совместной производственной деятельностью, близкими коренными интересами, этническим фактором, общей духовностью и образом жизни.
Государство, таким образом, само собой возникло из социальной практики в череде различных стихийных людских объединений — род, племя, союзы племен и, непосредственно, государство.
Следовательно,
происхождение государства проистекает из естественной общительности человека («человек — существо по своей природе политическое», Аристотель), а также из естественных предпосылок социального развития, а
сущность государства состоит в естественной разумности его формирования, аналогичной разумности формирования вообще любого естественного организма.
2. Государство, как Божье установление для земной жизни (идея сформирована религиозными мыслителями древнейших времен, закрепилась в качестве господствующей в средневековой философии):
государство — это власть, а власть — это сущностный атрибут Бога. Следовательно, если и существует земная власть человека, то она имеет божественный источник, поскольку возникает не из земного, а проистекает из сущностного атрибута Бога.
Таким образом, если кто-то из земных получает власть, то она законна, как власть от Бога, ибо только у Бога власть, и только Богом она может быть кому-либо ниспослана, иначе Бог лишил бы любого его власти. И это есть божий промысел, и все должны его принимать, и подчиняться власти земной, как власти божественной.
Таким образом,
происхождение государственной власти — это Божий промысел, это забота Бога о человеке, это освященный небесами и данный Божьей мудростью порядок человеческой жизни, без которого человек оставался бы диким и раздробленным. А
сущность государства состоит в наделении властью от Бога определенных людей для заботы и охранения своих подданных.
3. Теория вотчинного государства (возникла в позднее средневековье):
вотчина — это право полной собственностью на землю. По этой теории государство сложилось, как следствие укрупнения вотчинных землевладений. Крупные вотчинники, землевладельцы, обладали полным правом собственности не только на свою землю, но и на всё то, что на ней находилось, и на всё то, что на ней происходило.
В итоге естественно-объединительных или насильственных действий, сложились крупные территории, на которых господствовало право одного человека, одной семьи, одного рода, или племени, и т. д. На этих территориях устанавливались единые порядки, неукоснительные для всех, которые стали прототипом государственного устройства.
Затем очевидная эффективность такого правления привела к дальнейшему развитию государственных форм правления, в которые органически перетекли вотчинные модели правления. Таким образом,
происхождение государства состоит в частной собственности на землю, а
сущность государства состоит в произрастании из права на земельную собственность всех остальных властных прав, а потом и обязанностей по поддержанию и защите данной территории.
4. Договорная теория государства (основатели Гроций, Гоббс, Локк):
поскольку ни один человек никогда естественным образом не признает над собой власти другого человека, то возникновение власти можно считать возможным только в результате некогда происшедшей договоренности между людьми.
Стимулом для подобной договоренности было ясное осознание человеком, что наличие собственных естественных прав без их надежного обеспечения приравнивается к их полному отсутствию.
Таким образом, человек понял, что лучше добровольно передать свои естественные права в распоряжение другому, более сильному человеку, в обмен на их обеспечение с его стороны. Так, например, передается имущество или земля в пользование человеку, способному лучше ими распорядиться, в обмен на долю от результатов.
Таким образом, все люди, там или здесь, некогда добровольно передавали свои естественные права (собственности, свободы, различного рода личного выбора и т. д.) одному достойному и сильному лицу с тем, чтобы тот обеспечивал действие этих прав и распространял их в определенной доле на всех остальных.
Так появились представители верховной власти и их подданные, чьи взаимоотношения образовали государственную систему жесткой, вертикально организованной власти. Таким образом,
происхождение государства искусственно, оно в разумности человеческого общества, а
сущность государства состоит в добровольной передаче естественных прав большинства меньшинству.
5. Теория общественного договора (разработчик Руссо):
аналогична договорной теории практически во всём, кроме того, что добровольное соглашение людей о государственной власти было ими заключено по своему смыслу не как передача власти от большинства к отдельным лицам, а как договорной акт, в котором властью была наделена общественная, коллективная воля большинства, принявшая подобное решение. То есть
государство возникло договорным способом, но не как власть отдельного человека, а как власть всеобще осознанного выбора большинства и, тем самым, является всеобще разработанной и коллективно принятой системой права.
6. Государство, как аппарат насилия (марксизм):
государство — это инструмент подчинения господствующими классами эксплуатируемых классов.
Происхождение государства проистекает из необходимости принуждения эксплуатируемых классов к труду, а
сущность государства состоит в обеспечении сложившихся классовых отношений.
С исчезновением классов (при коммунизме) исчезнет и государство.
Существует также множество воззрений, объясняющих происхождение и сущность государства с других позиций: с чисто философских позиций отвлеченно от исторической практики; или с чисто географических позиций, или с чисто социальных позиций, или с юридических, с нравственных, с рациональных, с культурологических и т. д. позиций.
Однако, несмотря на разность всех этих течений, можно сказать, что в общем смысле
сущность государства состоит в верховенстве его прав над правами всех остальных элементов его структуры или отдельных индивидов, а
происхождение государства можно само по себе, как таковое, назвать социальным законом организации общественной жизни, потому что исходя из онтологического факта обязательного и повсеместного возникновения государства в исторической практике всех народов, государство есть проявление действия закона, потому что только закон обеспечивает эти две характеристики любого явления — повсеместность и обязательность.
Основные терминыВЛАСТЬ — способность или возможность к принудительному подчинению кого-либо своей воле.
ГОСУДАРСТВО — система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО — свод принципов, правил, прав и ценностей, вытекающих из естественной природы человека независимо от социальных условий.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — процесс образования того или иного социального института.
ОБЩЕСТВО — система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование.
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВА — задача общества по обеспечению той или иной жизненно важной социальной потребности.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ — узко нацеленная на обеспечение той или иной социальной функции общества система учреждений, организаций и отдельных групп людей.
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.
39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия
Политическая система общества — это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также элементов политического сознания и политической культуры какого-либо общества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шпаргалки по философии"
Книги похожие на "Шпаргалки по философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Нюхтилин - Шпаргалки по философии"
Отзывы читателей о книге "Шпаргалки по философии", комментарии и мнения людей о произведении.