» » » » С. Головин - Словарь практического психолога


Авторские права

С. Головин - Словарь практического психолога

Здесь можно скачать бесплатно "С. Головин - Словарь практического психолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство Харвест, год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Головин - Словарь практического психолога
Рейтинг:
Название:
Словарь практического психолога
Автор:
Издательство:
Харвест
Год:
1998
ISBN:
985-433-167-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь практического психолога"

Описание и краткое содержание "Словарь практического психолога" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемый словарь содержит более двух тысяч терминов и рассчитан прежде всего на читателя, так или иначе использующего психологические знания в своей практической деятельности. Но он может заинтересовать и другие группы читателей. В отличие от большинства подобных книг, в нем значительное внимание уделяется терминам психоанализа и некоторых других направлений психологии, мало представленным в отечественной литературе, а также проективным методикам, позволяющим тонко исследовать глубинные особенности человеческой личности, ее характера и темперамента. Словарь отличается и новым подходом к тематической группировке статей.






ФЕНОМЕН — 1. Явление, постигаемое в чувственном опыте.

2. Объект чувственного созерцания — в отличие от его сущностной основы (ноумена — как предмета интеллектуального созерцания).

3. Редкое, необычное явление; выдающийся в некоем отношении индивид.

ФЕНОМЕН АУБЕРТА — эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, нежели темных на светлом — при одинаковых величинах контраста яркостного.

ФЕНОМЕН АУБЕРТА — ФЕРСТЕРА — зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Но при опознании формы этот эффект сменяется обратным.

ФЕНОМЕН АУБЕРТА — ФЛЯЙШЛЯ — эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1.5 — 2 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности выполнять следящие движения, ориентированные на скорость и траекторию движущегося объекта.

ФЕНОМЕН БЕЦОЛЬДА — БРЮККЕ — эффект изменения воспринимаемого цветового тона при увеличении интенсивности, свойственный для всех цветовых тонов, за исключением трех спектральных (476 нм, 507 нм, 575 нм) и одного смешанного — пурпурно-малинового.

Как обнаружил У. Эбней, аналогичное изменение цветовых тонов происходит и при понижении интенсивности.

ФЕНОМЕН БРОКА — ЗУЛЬЦЕРА — эффект нарушения закона Блоха, характерный тем, что при выходе продолжительности светового стимула за пределы некоего критического значения ощущение яркости, пройдя максимум, начинает падать: несколько коротких световых вспышек заметнее по сравнению с равными по интенсивности и суммарному времени, но более продолжительными вспышками.

Продолжительность действия светового стимула, при коей видимая яркость максимальна, зависит от интенсивности стимула и от его цветности: медленнее достигается критическая точка при синем цвете, быстрее — при красном.

ФЕНОМЕН НЕСОХРАНЕНИЯ — факты, полученные в экспериментах Ж. Пиаже, говорящие о том, что при невладении ребенком принципом сохранения он ориентируется преимущественно на перцептивные признаки ситуации. Это проявляется, например, в том, что два равных по весу пластилиновых шарика перестают восприниматься равными, как только у одного из них существенно меняется форма.

ФЕНОМЕН ПАНУМА — стереоскопический феномен. Состоит в том, что при стереоскопическом предъявлении двух изображений, на первом из коих представлена одна вертикальная линия, а на втором — две, субъективно воспринимаются две вертикальные линии, разнесенные по глубине.

ФЕНОМЕН ПИАЖЕ — психологические явления, связанные с развитием интеллекта детей, впервые обнаруженные Ж. Пиаже у детей среднего возраста дошкольного. Проявляются в ошибочных суждениях детей об абстрактных характеристиках предметов, связанных с их измеримыми качествами (количество, размер, объем и пр.). Объясняются неспособностью детей этого возраста овладеть обратимостью операций, непониманием законов сохранения вещества и количества предметов при изменениях их формы или взаимного расположения.

ФЕНОМЕН СТАБИЛЬНОСТИ МИРА (феномен стабильности видимого мира) — свойство восприятия зрительного, благодаря коему даже при движении наблюдателя положение объектов воспринимается достаточно константно. Обеспечивается тем, что совокупность предметного окружения некоего предмета играет роль неподвижной системы отсчета.

ФЕНОТИП — любой поддающийся наблюдению признак организма — морфологический, физический, поведенческий. Термин предложен в 1909 г. датским биологом В. Йоганнсеном. Фенотип — продукт взаимодействия генотипа и среды, но на разных уровнях организации — клеточном, органном, организменном — соотношение фенотипа и генотипа различно.

Согласно И. П. Павлову, фенотип — это склад деятельности нервной высшей, образуемый в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Это понятие связано с понятием характера.

Совокупность социальных характеристик человека обозначать этим термином не принято.

ФЕТИШ — 1. Некий предмет, наделенный, по представлениям верующих, магической силой и служащий предметом своеобразного поклонения. Отношение к фетишу двойственно: его ублажают и «кормят, когда хотят добиться от него желаемого, и наказывают, когда он „не выполняет“ просьбы.

2. Предмет слепого поклонения.

ФЕТИШИЗМ — 1. Религиозное поклонение фетишам — общий и постоянный элемент многих религий. 2. Слепое поклонение чему-либо. 3. Согласно З. Фрейду — один из видов перверсий половых, характерный тем, что половое влечение связывается с различными предметами, по своему биологическому статусу не имеющими эротического значения. Эти предметы (как правило, предметы туалета противоположного пола и пр.) лишь символизируют сексуальный объект — полового партнера, и половое удовлетворение достигается посредством различных манипуляций и контактов с этими символами, кои сами по себе лишены эротического значения.

Фетиш замещает объект любви, и взаимоотношения с реальным партнером нарушаются или совершенно прекращаются.

ФИГУМ — внешнее очертание, форма чего-либо. Некое изображение предмета.

ФИГУРА (фигура и фон) — различение, возникшее в искусстве изобразительном и введенное в психологию в начале XX в. датским психологом Э. Рубином. Здесь фигурой называется замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть феноменального паля, имеющая «вещный» характер. А фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.

Разделение фигуры и фона можно показать на примере так называемых двузначных рисунков, отдельные части коих могут восприниматься то как фигура, то как фон. Так что фигура и фон имеют не только описательные, но и функциональные различия. В восприятии зрительном фон выполняет функцию системы отсчета, относительно коей оцениваются цветовые, пространственные и другие характеристики фигуры. Отношение фигуры и фона лежит в основе различных видов константности.

Соотношение фигуры и фона среди свойств восприятия находится ближе всего к физико-физиологическим закономерностям. Выделение фигуры из фона, объекта восприятия из всех остальных предметов — биологическая необходимость. У животных выделение определенных объектов, жизненно важных для них, нередко заложено генетически. Возможность выйти за пределы умвельта реализуется, если организм может реагировать на предмет, пребывающий за пределами его умвельта, и именно на предмет, а не на его отдельное свойство.

У человека выделение фигуры из фона и удержание фигуры как объекта восприятия включает психофизиологические механизмы, но определяется личностными, социальными факторами. В гештальт-психологии показано, что любое плоскостное изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. При длительном восприятии фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, хотя без иллюзии объемности; фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.

ФИЗИОГНОМИКА — учение об однозначности связи внешнего облика человека с типом его личности, благодаря чему по внешним признакам можно установить психологические характеристики индивида. Возникло в древности на основе представления о предопределенности психического (нравственного) и телесного в человеке тем, что ему изначально предписано природой. На протяжении веков физиогномика служила предпосылкой многих типологий характеров (-> характерология).

ФИЗИОЛОГИЯ — наука, изучающая: жизнедеятельность организмов; процессы, протекающие в их системах, органах, тканях, клетках и их структурных элементах; регуляцию функций. Раскрывает законы функционирования организма как целого в его единстве и взаимодействии со средой, в его приспособлении к изменчивым условиям среды, в его развитии.

ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ — концепция, трактующая поведение организма как активное отношение к среде, определяемое потребной организму моделью будущего — искомого результата. Как специальное направление исследований развита Н. А. Бернштейном, разработавшим ее на основе изучения движений.

В ней активность рассматривается как существенное свойство организма животного, определяющее его поведение. Физиология активности была новым шагом в развитии нейрофизиологии, психологии и даже биологии: был совершен переход от рассмотрения организма как реактивной системы к рассмотрению его как активной системы. Идеи физиологии активности оказали влияние на развитие ряда наук, в том числе психологию.

Активность проявляется, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. На это преодоление организм отпускает энергию, пока не восторжествует над средой или не погибнет. Организм движется негэнтропически, добиваясь понижения уровня энтропии в самом себе и оплачивая это ценой метаболического возрастания энтропии в своем окружении за счет разрушения веществ — участников энергетического метаболизма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь практического психолога"

Книги похожие на "Словарь практического психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Головин

С. Головин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Головин - Словарь практического психолога"

Отзывы читателей о книге "Словарь практического психолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.