» » » » Новый Мир Новый Мир - Новый Мир ( № 6 2010)


Авторские права

Новый Мир Новый Мир - Новый Мир ( № 6 2010)

Здесь можно скачать бесплатно "Новый Мир Новый Мир - Новый Мир ( № 6 2010)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Современная проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Новый Мир ( № 6 2010)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новый Мир ( № 6 2010)"

Описание и краткое содержание "Новый Мир ( № 6 2010)" читать бесплатно онлайн.



Ежемесячный литературно-художественный журнал http://magazines.russ.ru/novyi_mi/






Карты поэтического континента

Е в р о п е й с к а я  п о э т и к а. От античности до эпохи Просвещения.  Энциклопедический путеводитель. М., «Издательство Кулагиной — Intrada», 2010, 512 стр.

 

Московское частное издательство «Интрада» — из тех, про которые можно с полным основанием сказать: «Мал золотник, да дорог». Действительно, в его «штате» (если вообще можно так выразиться) — всего два человека, в плане — три-четыре новые книги в год, но зато какие: книги о Пушкине, о литературной мистике и средневековой демонологии, новейшие монографии по самым актуальным вопросам культурологии и филологии, такие востребованные сегодня справочники и энциклопедии по этим научным дисциплинам.

Именно к последним относится новейший том «Европейская поэтика», который получил от авторов скромный подзаголовок «Энциклопедический путеводитель». В действительности это — самая настоящая энциклопедия, причем первое издание такого рода в России. И не только по объему охваченного материала, но и по глубине его освоения и освещения: недаром среди авторов книги — «первые лица» современной отечественной науки в своих областях: А. Махов,

Е. Цур­ганова, Е. Лозинская, Н. Пахсарьян.

Тем не менее есть смысл и в слове «путеводитель»: «Европейская поэтика» вводит читателя в совершенно незнакомые подавляющему большинству даже специалистов области литературной и культурной истории континента и водит по этим областям, пытаясь, как хороший экскурсовод, не упустить из виду ничего важного и интересного.

В соответствии с этой задачей том распадается на три неравные части: общее введение в европейскую поэтику, восемь монографических очерков о ее национальных (а точнее — языковых) изводах и словарь важнейших понятий, изящно и точно названный «Экскурсы».

Написанный А. Маховым солидный очерк «Европейская поэтика» имеет жанровый подзаголовок «Темы и вариации»; поставив его после заглавия, наш крупнейший историк эстетических учений, как сказали бы в прошлом веке, оправдывает и композицию своего сочинения, и его принципиальную неполноту. Действительно, из всего множества ключевых понятий он выбирает семь наиболее актуальных: Поэзия, Поэт, Материя, Слово, Произведение, Воздействие и его адресат, Система произведений — и, уже исходя из этого набора, описывает явление в целом.

Очерк завершается понятным сетованием автора: «Вопрос соотношения европейской поэтики и европейской „ментальности” уводит нас из круга проблематики, которой ограничена эта книга», и остается только вместе с автором с сожалением вздохнуть… Действительно жаль: автору есть что рассказать и об этом, разумеется, но все-таки перед нами «Европейская поэтика», а не что-то другое.

Поэтику античной литературы обстоятельно описывает еще один авторитетнейший современный ученый — Н. П. Гринцер. А затем слово снова берет Махов, представляющий в книге еще и средневековую латинскую поэтику. После чего следуют обстоятельные очерки итальянской, французской, испанской, немецкой, английской и нидерландской поэтики, составленные крупнейшими отечественными специалистами в области этих литератур. Причем одно из общих достоинств подавляющего большинства очерков — их обстоятельность и в то же время компактность: история национальных эстетических теорий представлена в полном смысле слова «в кратком изложении»: имена, названия, идеи, цитаты.

На последние хотелось бы обратить особое внимание: уже во вступлении авторы предупреждают нас, что цитат будет немало, так как большинство из них в этом издании впервые появляется на русском языке. Впрочем, это же относится и ко многим именам, которые в «Европейской поэтике» впервые вводятся в научный оборот.

Это и понятно: ведь издание вышло под грифом ИНИОНа — Института научной информации по общественным наукам, того самого, который постоянно снабжает нас этой самой информацией, почерпнутой из новейших и, напротив, недавно ставших доступными источников.

Кстати об источниках: путеводитель, несомненно, в первую очередь адресован современному пользователю. Поэтому, когда есть такая возможность, авторы отсылают нас не только к книгам и журналам, но и к электронным ресурсам. Тем более что очень многое, оказывается, в сети хорошо и полно представлено. И все-таки замечу, что в библиографии, например, не указано, что «Критические леса» И. Г. Гердера  хотя и небольшим фрагментом, но все-таки переведены на русский и опубликованы во вполне доступном томе его «Избранных сочинений» (М. — Л., 1959). А нам с вами предлагают читать (кстати, тоже не полностью) этот фундаментальный труд только в оригинале, на немецком сайте.

Наконец, последняя часть (так и хочется сказать — последний том) книги — экскурсы. Здесь путеводитель все-таки превращается в энциклопедию, точнее — в словарь основных понятий, история развития которых в рамках различных национальных эстетик была рассмотрена раньше. То есть нас ждет своего рода повторение пройденного, но увиденного теперь в принципиально ином, чисто теоретическом ракурсе. Здесь тоже масса интереснейших цитат, масса новых имен и, главное, масса понятий, сам набор которых выглядит не вполне традиционно. Что вызывает еще больший интерес к путеводителю: например, рядом с понятиями вкус, лирика, роман, литературный род, стиль, трагедия, тропы и фигуры и т. п. мы с удивлением обнаруживаем, например, статью… об этом самом удивлении и об удивительном как о категории раннеевропейской поэтики. А еще в книге есть специальные мини-монографии о гармонии, галантности, куртуазности, остроумии, подражании, правдоподобии, прециозности…

Есть и совсем неожиданные статьи — например, написанная все тем же Александром Евгеньевичем Маховым «Соль»:

«В античной риторике и поэтике „соль” — поэтологическая метафора, обозначающая в первую очередь способность текста доставлять удовольствие слушателю или читателю. С одной стороны, она принадлежит к числу весьма распространенных в поэтике „кулинарных” метафор (связанных с метафоризацией словесного произведения как „пищи”, а его восприятия — как „вкушения”); с другой стороны, ее можно отнести к числу устойчивых выражений, обозначающих неуловимую „прелесть” художественного произведения — то иррациональное, не поддающееся теоретическому осмыслению и вместе с тем приятно-раздражающее, провокационное начало, которое присуще любому подлинному искусству; в этом плане метафору „соли” можно сопоставить с известным выражением „je ne sais quoi”, также обозначающим некую невыразимую суть искусства.

Как качество текста „соль” в описании античных тео­ретиков близка остроумию или даже отождеств­ляется с ним. Сравнение остроумия с солью восходит к древности; еще древнее, видимо, метафорическая связь соли с высшими духовными удовольствиями. Плиний Старший в своей „Естественной истории” (XXXI, 41, 88) пишет, что соль „вещество настолько необходимое и незаменимое, что понятие о нем переносят на самые сильные радости духа (ad voluptates animi quoque nimias)”; нет лучшего слова, чем соль, чтобы обозначить „все прелести жизни, наивысшую веселость (summa hilaritas) и отдохновение от трудов”.

Римская риторика пыталась включить метафору соли в свою понятийную систему. Согласно Генриху Лаусбергу ( Lausberg: I990 . S. 61, § 167), „соль” как образ остроумной речи причислялась к уровню украшения (ornatus). На это указывает и типичная для античных авторов кулинарная метафорика, сравнение речи с кушаньем: само понятие „ornatus”, по Лаусбергу, обязано своим названием украше­нию праздничного стола. Речь в этой метафорической сис­теме уподоблялась собственно яству, соль (остроумие) — приправе, без которой удовольствие от еды невозможно...»

Честное слово, трудно прервать цитату: столько в ней интересной и необычной информации, столько блеска и той самой римской соли! Не случайно половину энциклопедии написал именно Махов — в некотором смысле это его авторский путеводитель в те самые дальние давние края, в которых этот замечательный ученый-универсал чувствует себя как дома.

Но нельзя и сказать, что «Европейская поэтика» возникла на пустом месте: достаточно вспомнить несколько замечательных серий по истории эстетики, изданных у нас в 1970 — 1980-е годы, а в совсем недавнем прошлом — ряд обзорных и энциклопедических работ того самого отдела по истории поэтики и литературоведения Европы и США, гриф которого украшает и «Европейскую поэтику».

В свою очередь и «Издательство Кулагиной — Intrada», как оно именуется официально, совсем недавно выпустило энциклопедию «Западное литературоведение ХХ века» (2004) и словарь «Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий» (2008), оформленные в одном стиле с новым путеводителем.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новый Мир ( № 6 2010)"

Книги похожие на "Новый Мир ( № 6 2010)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Новый Мир Новый Мир

Новый Мир Новый Мир - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Новый Мир Новый Мир - Новый Мир ( № 6 2010)"

Отзывы читателей о книге "Новый Мир ( № 6 2010)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.