Игорь Дьяконов - Люди города Ура

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Люди города Ура"
Описание и краткое содержание "Люди города Ура" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает об одном из древнейших городов мира — Уре — в период 1932–1739 гг. до н. э. Написанная на уникальном документальном материале, книга, однако, живо воссоздает повседневную жизнь горожан Ура — от высокопоставленных жрецов до бедноты.
130
UE VII, с. 194.
131
UE VII, там же.
132
На участке ЕН и над мавзолеями царей III династии Ура, где могилы могли быть сравнительно поздними (UE VII, с. 1), — 9 склепов, 3 ларнакса «В», 11 ларнаксов «А», 2 или 3 ларнакса типов, не встречавшихся на участке АН, 1 урна «G» и 5 прочих погребений.
133
Woolley L. Excavations at Ur. 2nd ed. L. — N.Y., 1955, c. 184.
134
В § 58 Законов Хаммурапи говорится о «веревке (kannum) завершения (пастьбы)», вывешенной на городских воротах (abullum) в знак того, что на полях поднялся хлеб и на них нельзя выпасать овец (см.: Driver, Miles. The Babylonian Laws, vol. 1, c. 156; CAD s.v. kannu). В согласии с нашим толкованием и против толкования Драйвера и Майлза, слово abullu[m] возможно интерпретировать лишь как городские ворота, а это значит, что овец содержали постоянно в городе.
135
«Складская улица, 6», помещение 3, «Патерностер роу, 12», помещение 1, и др.
136
Существует указ вавилонского царя Аммидитаны от 1648 г., из которого видно, что содержатели питейных заведений (sābû) и пекари (nuhatimmū у Гётце: cookshop operators) были должностными лицами общин (ālānû) и подчинялись старосте (rabi'ānum) и старейшинам (šībūtum), однако были обязаны вносить государственный налог (nēmettum) и быть внесенными в царские списки. См.: Goetze A. Tavern keepers and the like. — Studies in honor of B. Landsberger. Chicago, 1965, c. 211 и сл. (Assyriological Studies, 16).
137
См. о них: Козырева H. В. Сельская округа в государстве Ларсы. — ВДИ. 1975, № 2. с. 5.
138
См. UЕ VII, с. 124 (передел между домами «Старая улица, 1» и «Церковный переулок, 7»; там же, с. 109 (расширение дома «Тихая улица, 5») и др.
139
King L. W. History of Sumer and Akkad. L., 191 1, ил. 62 (6): на обороте документа о передаче земли изображена сцена жертвоприношения и забивания кола в землю; Edzard D. О. Sumerische Rechtsurkunden des III. Jahrtausend. München, 1968, № 31–33, 44, 117: при продаже разного рода упоминается обряд забивания кола в стену; см. также об аналогичном старовавилонском обряде: Edzard D. О. Bukānam šūtuq. — ZDMG. Suppl. 1. Wiesbaden, 1969, с. 153–155.
140
См.: Finkelstein J. J. Some new misharum material. — Studies in Honor of B. Landsberger. Chicago, 1965, c. 241 (Assyriological Studies 16).
141
Woolley L. — AJ 11 [1931], № 4, c. 32.
142
Woolley L. Excavations at Ur. 2 ed. L. —N. Y., 1955, c. 163, 599.
143
Ur Excavations Texts. Vol. I. P. 1–2; Royal Inscriptions. By C. J. Gadd and L. Legrain. L., 1928.
144
Ur Excavations Texts. Vol. VIII. Royal Inscriptions. P. 2. By E. Sollberger. L., 1965.
145
Ur Excavations Texts. Vol. V. Letters and Documents of the Babylonian Period. By H. H. Figulla and W. J. Martin. L., 1953. Некоторые письма здесь изданы в прорисовках Мартина настолько неквалифицированных, что прочесть их часто невозможно. В издании Шарпэна (Le clergé d'Ur)) некоторые тексты были сверены автором и Дж. Блэком в Британском и Багдадском музеях. Поправки учтены в настоящем издании.
146
Ur Excavations Texts. Vol. VI, Pt. 1–2; Literary and Religious Texts. By C. J. Gadd and S. N. Kramer. L., 1963–1966.
147
Ur Excavations Texts. Vol. VII. Middle Babylonian Legal Documents and other Texts. By O. R. Gurney. L., 1975.
148
Л. Вулли (UE VII, с. XVIII) пишет, что шифровка табличек могла производиться лишь после их очистки от солей и обжига (иначе первоначальные номера были бы уничтожены обжигом), однако при каждой группе табличек хранился листок бумаги с обозначением участка раскопа, номера дома и комнаты, где она была найдена. Но в ряде случаев, несомненно, на листке не было номера комнаты и даже дома (или сам листок был утерян), к тому же нумерация археологических объектов, в том числе домов, менялась с течением времени. Отметим, что номер на необожженную табличку можно нанести путем процарапывания по краю, и тогда он не повреждается обжигом.
149
Barnett R. D. New facts about musical instruments from Ur. — Iraq, XXXI, 1969, c. 96 и сл.
150
Ни при каких обстоятельствах данное сочетание клинописных знаков не может быть прочитано как Šub-ad; сейчас это имя условно читается по-аккадски как Pù-AD, т. е. Pû-abī.
151
Справедливость требует отметить, что все эти грубые ошибки были устранены в экспозиции соответствующих предметов, созданной в Британском музее при хранителях Л. Д. Барнетте и Э. Солльберже. Ср. примеч. 144.
152
Практика других британских археологов старой школы (А. Эванса на Крите) заставляет думать, что некоторые таблички могли быть даже раздарены, другие, фрагментированные, вообще как следует не хранились, единичные документы даже расхищены, так как городище не было под постоянным наблюдением. Наконец, ряд табличек либо вообще не имели экспедиционных номеров, либо утеряли их, а впоследствии лишь некоторые из них были отождествлены Фигуллой и другими издателями как урские (часть изданных им текстов экспедиционных номеров не имеет). Многие, несомненно, все еще хранятся как «беспаспортные». Многие таблички из «диких» раскопок хранились и частично изданы как происходящие из Ларсы.
153
В связи с новыми данными следует пересмотреть выводы, сделанные мною в статье «Проблемы вавилонского города II тысячелетия до н. э.» в сб. «Древний Восток». Ер., 1973, с. 30–64.
154
Charpin D. Le clergé d'Ur, с. 27–41, 102, 140.
155
Храмы Хендурсанга и Ниншубур отождествлены по найденным посвящениям.
156
О покупках земли у больших семейных групп см. гл. VI, I. Надежна дата только UET V 210, но и остальные покупки земли, несомненно, относятся ко времени до 22-го года РимСина I.
157
Шарпэн на основании сверки читает вместо bàd похожий знак gublaga. Храм богини Нингублаги находился не здесь, а рядом с храмом главной урской богини Нингали; однако и в этом случае остается неясным, был ли текст найден в доме «Церковный переулок, 13» или в «школе» («Широкая улица, 1»).
158
Расчеты по золоту, серебру, шерсти, заемные на хлеб и серебро.
159
Дверь из дома 4 в 4а заделывалась и заменялась самостоятельным входом в дом с улицы, потом снова прокладывалась.
160
AJ 11.
161
Так по поправке в рукописи, цитируемой Т. Митчеллом.
162
См. о них в главе VI.
163
Goetze A. Tavern-keepers and the like. — AS 16. Chicago, 1965.
164
Один из них (дом 1), вероятно, служил черным ходом для большого дома на «Патерностер роу». Другой (дом 2) мог быть лавкой или обиталищем жрицы-блудницы; к нему, вероятно, относится терракотовый рельеф эротического характера, фактически найденный рядом, в «коридоре» дома 1, но, вероятно, случайно, из-за смещения завала.
165
Вулли считает, что дом был сначала срезан для устройства часовни на «Базарной площади» (на углу «Патерностер роу» и «Базарного переулка»), а потом переделан в магазин. Все это спорно.
166
Название улочки происходит от небольшого углубления или ниши в стене одного из домов, где мог помещаться культовый объект.
167
Строение «Niche Lane, 5» имело узкий фасад на улицу, но позади него помещался довольно большой дом, по-видимому плохо исследованный. «Niche Lane, 7, 9» были однокомнатными помещениями — может быть, складами или овечьими загонами.
168
Есть русский перевод: Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961.
169
По данным, полученным от П. Хьюлина, — из «Складской улицы, 1». U. 17202 отсутствует в каталоге, но, возможно, соответствует UET V, 31. Оба письма, UET V, 30 и 31, адресованы Аттайе от НабиЭллиля.
170
По данным, полученным от П. Хьюлина, — из «Складской улицы, 1». U. 17202 отсутствует в каталоге, но, возможно, соответствует UET V, 31. Оба письма, UET V, 30 и 31, адресованы Аттайе от НабиЭллиля.
171
Комороци Г. Гимн о торговле Тильмуна. — Древний Восток. № 2, 1976, с. 12–23.
172
Leemans W. F. Foreign Trade in the Old Babylonian period. Leiden, 1960, c. 130 и сл. Цена на медь в начале царствования РимСина I составляла 1 сикль серебра за 6 мин меди; медь, шедшая через Тельмун, происходила из Магана (совр. Оман?) и имела значительную примесь никеля, в отличие от меди с севера; последняя стоила дороже и никеля не содержала. По-видимому, кроме наличного серебра медь на Тельмуне обменивалась также на текстиль и, может быть, на импортированные из Сирии благовония (там же, с. 129). При III династии Ура месопотамская торговля велась не только через Тельмун, но также непосредственно с Маганом (Оманом?) и Мелахой (областью протоиндской культуры) и носила в значительной мере характер натурального обмена (на ткани, кожи и ячмень). Важная торговля оловом, шедшим в то время из области Дрангианы и Арахосии на востоке Иранского нагорья, по-видимому, была в руках эламитов или хурритов; цена олова составляла около 1 сикля серебра за 1/6 мины (там же, с. 123–124), т. е. была в 36 раз дороже меди и всего лишь в 6 раз дешевле серебра. Большинство металлических изделий, найденных в Уре этого времени, по-видимому, не содержали олова, за исключением кинжала U. 17358A (UE VII, табл. 98), найденного на полу комнаты (9) по «Пограничной улице, 1», и топора, найденного на территории храма богини Нингали и не имеющего надежной даты (UE VII, с. 189). Следует, однако, заметить, что в документах II тысячелетия до н. э. чаще всего не делается терминологического различия между оловом (annaku[m]) и свинцом (annaku[m] abāru[m]).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Люди города Ура"
Книги похожие на "Люди города Ура" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Дьяконов - Люди города Ура"
Отзывы читателей о книге "Люди города Ура", комментарии и мнения людей о произведении.