Дэвид Чэндлер - Брат номер один: Политическая биография Пол Пота

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Брат номер один: Политическая биография Пол Пота"
Описание и краткое содержание "Брат номер один: Политическая биография Пол Пота" читать бесплатно онлайн.
Кто такой Пол Пот — тихий учитель, получивший образование в Париже, поклонник Руссо? Его называли «круглолицым чудовищем», «маньяком», преступником «хуже Гитлера». Однако это мало что может объяснить. Ущерб, который Демократическая Кампучия во главе с Пол Потом причинила своему народу, некоторые исследователи назвали «самогеноцидом». Меньше чем за четыре года миллион камбоджийцев (каждый седьмой) умерли от недоедания, непосильного труда, болезней. Около ста тысяч человек казнены за совершение преступлений против государства. В подробной биографии Пол Пота предпринята попытка поместить тирана в контекст родной страны и мировых процессов, исследовать механизмы, приводившие в действие чудовищную машину. Мы шаг за шагом сопровождаем таинственного диктатора, не любившего фотографироваться и так до конца жизни не понявшего, в чем его обвиняют, чтобы разобраться и в этом человеке, и в трагической истории его страны.
120
Carney. Unexpected Victory, p. 245 (n 15). См. также: В. Kiernan. НРР, p. 220 и далее. В качестве доказательства китайско-вьетнамского сотрудничества в то время можно привести пример, когда в конце 1966 года член компартии Камбоджи из Ханоя наблюдал за политзанятием камбоджийцев и их «китайских братьев».
121
LinBiao. Long Live the Victory of the People’sWar! // Peking Review. September 3, 1965, p. 22. См. также: S. Scram. The Thought of Mao Tse-Tung. Cambridge, U.K., 1989, p. 171 и далее, атакже: PaulJ. Hiniker, Revolutionary Ideology and Chinese Reality: Dissonance Under Mao. Beverly Hills, Calif., 1977, p. 209 и далее. Для сочувственного отчета о Китае того времени см.: D. Milton and Nancy Dali Milton. The Wind Will Not Subside. New York, 1976, p. 95 и далее. О Канг Шенге см.: D. Apterand TonySaich. Revolutionary Discourse. Cambridge, Mass., 1996, p. 280 и далее, J. Byron and Robert Pack. The Claws of the Dragon. New York, 1992, R. MacFarquhar. The Origins of the Cultural Revolution. Oxford, 1997. Vol. 3, p. 291–294, и R. Faligotand R. Kauffer. The Chinese Secret Service London, 1989, где без ссылки на источники утверждается (р. 410), что Пол Пот «проходил тренировочные курсы со специальными службами К’анг Шенга в 1965 (sic) и в 1969 году». См. также: Ни Yao-Ping. Problems Concerning the Purge of K’ang Sheng // Issues and Studies. June 1980, p. 74–100; M. Schoenhals. The Central Case Examination Group, 1966–1979. China Quarterly, 1966–1979. 1996 March, p. 87–110, и он же, Mao’s Great Inquisition: The Central Case Examination Group, 1966–1979, Special issue of Chinese Law and Government, May — June 1996. CCEG, действовавшая в период ДК, в некотором смысле могла вдохновить на создание S-21. До самой своей смерти К’анг Шенг был тесно связан с этой группой.
122
В нескольких признаниях перенесение Базы 100 связывается с американскими бомбардировками.
123
См. признание Чхим Самаука, а также Becker. When the War Was Over, p. 469. См. также признание Сок Кнола и интервью автора с братом Сок Кнола Сок Самбатом (июль 1989).
124
См.: The Indonesian Killings, 1965–1966: Studies from Java and Bali Clayton, Australia, 1990. Сходство Сианука и Сукарно, а также Лон Нола и Сухарто не прошло даром для главных действующих лиц.
125
Об отношениях красных кхмеров с этими племенами см.: Becker. When the War Was Over, p. 122–124 и признания Сьет Чхае и Чхим Самаука. Комментарий Сьет Чхае: «Я видел, что молодежь национальных меньшинств очень хороша. Она происходила из рабочего класса и была естественной». О позиции коммунистов см. интервью автора с Тиоунн Муммом (май 1988), Кеат Чхоном (ноябрь 1987) и Онг Тонг Хоёнгом (май 1988).
126
Об этом периоде жизни Пол Пота см.: S. Colm. Pol Pot: The Secret 60s’ Phnom Penh Post, April 24—May 7, 1998, основано на исчерпывающих интервью. Для получения списка телохранителей Пол Пота, многие из которых были выходцами из племен, см. признание Кеат Чау. О взгляде Маркса на подобное недифференцированное общество см.: М. Bloch. Marxism and Antropology. Oxford, 1982, p. 10 и далее, а также: M. Thompson. Cultural Theory// Boulder, Colo., 1990, p. 147 и далее. В 1976 году телохранителем Пол Пота был выходец из племени по имени Тоён (см. признание Кхеанг Ким Хона, с. 10). См. также признание Кет Чау, сделанное в 1977 году, в котором называются имена двух выходцев из племени тапуон и двух — из племени джарай, работавших телохранителями на «Организацию» (т. е. Пол Пота). См. также интервью Дэвида Эшли (сентябрь 1997) с Фи Фуоном, этническим джарайцем, работавшим телохранителем Салот Сара в 1967–1975 гг.
127
Для подробного описания восстания см.: В. Kiernan and Boua. Peasants and Politics, p. 166–205. В «Истории» Нуон Чеа указывается на то, что коммунисты в Пномпене, которыми он руководил, следили за восстанием более пристально, чем коммунисты в Ратанакири.
128
См. признание Ху Нима в книге Pol Pot Plans the Future: Confidential Documents from Democratic Campuchea 1976–1977//D. Chandler, B. Kiernan and Ch. Boua, eds. and trans. New Haven, Conn., 1988, p. 245 и далее, а также признание Ан Сенг Хена (Чун) (декабрь 1977): «В 1967 году наше революционное движение достигло апогея… Сианук кричал по радио о своей вражде к движению… правительственные чиновники повсеместно теряли свои должности». Тот факт, что эти популярные интеллигенты лишались мест, не могли присоединиться к своим руководителям на северо-западе, имел важнейшие последствия. В своей истории КПК, увидевшей в 1997 году, Нуон Чеа заметил, что «в 1967 году в Самлауте было восстание, однако это движение еще не созрело (tum), поэтому партия решила сначала утихомирить его. Люди поднимались на борьбу, и мы тоже вносили свой вклад (руом псом)». Позиция Нуон Чеа совпадает с практикой коммунистов, в соответствии с которой теоретически непогрешимая партия брала на себя ответственность лишь за успешные действия.
129
См.: В. Kiernan. НРР, р. 256 и далее, признание Руос May, интервью автора с Ин Нат (июнь 1987) и F. Debr6. Cambodge, р. 111 и далее. Место Пномвайчап в коммунистических кругах было известно как «гора героев» (см.: Pol Pot Plans the Future, p. 290–291).
130
См. признание Муол Самбата (Нхим Роса) и признание Конг Сопала (Куу). См. также: Tung Padevat, August 1975, p. 36–37: «В марте — апреле 1967 года в Баттамбанге происходило вооруженное восстание, вызванное противоречиями национального масштаба, равно как и местными противоречиями, однако Партия приказала прекратить [бой] с тем, чтобы извлечь уроки из этих противоречий и вооруженной борьбы». См. также: Tung Padevat, December 1976 — January 1977, p. 44: «Партийный Центр сказал: «Потерпите некоторое время. Дождитесь, пока борьба не приобретет общенациональный характер». В признании Чоу Чета утверждается, что к восстанию людей «подтолкнули партийные лидеры северо-запада», тем самым указав на разногласия между партийными ветеранами в Баттамбанге и руководством на северо-востоке. О Куу см. признание Ворн Вета, с. 18. Куу пережил период ДК, однако исчез после 1979 года (Стив Гедер, в личной беседе). В Livre noir, на с. 28, Пол Пот утверждал, что после Самлаутского восстания вьетнамцы были «охвачены паникой»; потом он добавил (с. 47), что вьетнамцы велели красным кхмерам прекратить вооруженное сопротивление «после бунта в Самлауте». Возможно, приказы партии прекратить сопротивление отражали опасения вьетнамцев насчет отчуждения Сианука. См. захваченную записную книжку красного кхмера в Индокитайском архиве Denglas Pike Collection, University of California, Berkeley (далее Архив Пайка), где о Самлаутском восстании сказано: «Несмотря на победу, наш народ согласился сложить оружие и вернуться к своей земле».
131
См.: KiernanandBoua. Pesants and Politics, p. 180–181; Chandler. Tragedy, chapter 5; B. Kiernan. HPP, p. 277 и далее; признание Ворн Вета и интервью автора с Сок Чуоном (июнь 1990).
132
Pol Pot. Long Live the 17 Anniversary, p. 38.
133
См. признание Кхеанг Сим Хона. О состоянии дел к концу 1967 года см. признание Бу Фата. Кирнан утверждает, «к декабрю 1967 года распространился слух о том, что Самлаутское восстание скоро перейдет в другую фазу»; возможно, этот слух отражал решения, принятые на учебно-подготовительных занятиях. В 1978 в Livre noir отмечалось (с. 34), что если бы «партия не вела вооруженную борьбу, она была бы обречена на забвение». По мнению Энджелберта и Гоша (Falling Out of Touch), в октябре 1967 года Салот Сар написал китайским властям письмо, перехваченное вьетнамцами, в котором говорилось, что «мы готовимся вести народную войну, достигшую точки, когда остановить ее уже невозможно». Он также похвалил «линию народной войны, сформулированную Председателем Мао через понятия независимости, суверенитета и уверенности в своих силах» — выражение, которое, должно быть, опечалило вьетнамцев. В «Истории» Нуо Чеа утверждается, что решение вести вооруженную борьбу было принято коммунистами, действовавшими под его (Нуон Чеа) руководством.
134
В. Kiernan, НРР, р. 268 и далее, Kiernan and Boua. Pesants and Politics, p. 182 и далее и интервью автора с Ти Софеном (февраль 1989). О бухте Дамрам см.: Speech by Representative of Party at the Ninth Anniversary of the Revolutionary Army. Tung Padevat, December 1976 —January 1977, p. 38–39, а также Nuon Chea. Statement of the CPK to the Communist Worker’s Party of Denmark, July, 1978. Journal of Communist Studies. March 1987, p. 26 и далее. Нуон Чеа датировал решение о начале вооруженной борьбы январем 1968 года, когда состоялось «заседание Центрального Комитета». Произошло это незадолго до инцидента в бухте Дамрам. Однако в своей «Истории» Чеа утверждает, что принял это решение с несколькими коллегами в Пномпене без участия начальства, находившегося в Ратанакири. В его обращении к датчанам Самлаут не упоминается. Однако во времена Демократической Кампучии регион, куда вошли Самлаут и Пномвайчап, получил название «сектор (домбон) 1». Возможно, подобное название являлось данью уважения революционным заслугам Самлаута (см.: Vickery. Cambodia, 1975–1982).
135
О визите Боулза см.: Chandler. Tragedy, chapter 5, а также W. Shaweross. Siedechow: Nixon, Kissinger, and the Destruction of Cambodia. New York, 1979, p. 68–71.
136
О боевом духе — Ал Сантоли (в личной беседе). См. также отчеты ЦРУ 1969 года (вырезанные номера) в архиве Пайка (Камбоджа, 1969), и Kiernan. НРР, р. 282 и далее. В «Истории» Нуон Чеа утверждается, что в то время войска красных кхмеров обменивали у вьетнамцев, расквартированных в Камбодже, цыплят на оружие, «потому что вьетнамцы голодали».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Брат номер один: Политическая биография Пол Пота"
Книги похожие на "Брат номер один: Политическая биография Пол Пота" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дэвид Чэндлер - Брат номер один: Политическая биография Пол Пота"
Отзывы читателей о книге "Брат номер один: Политическая биография Пол Пота", комментарии и мнения людей о произведении.