Алексей Исаев - От Дубно до Ростова

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "От Дубно до Ростова"
Описание и краткое содержание "От Дубно до Ростова" читать бесплатно онлайн.
Аннотация издательства: Книга посвящена боевым действиям на юго-западном направлении советско-германского фронта в июне — ноябре 1941 года и охватывает все наиболее значительные события этого периода: танковое сражение в районе Дубно — Броды — Луцк, бои за «линию Сталина», окружения под Уманью, Киевом и Мелитополем, успешное контрнаступление советских войск под Ростовом. Основой для ее создания стали рассекреченные боевые документы и издававшиеся в свое время под грифами «Для служебного пользования» и «Секретно» исследования. В книге широко используются немецкие исследования, мемуары и документы. Текст сопровожден иллюстрациями, документальными приложениями и справочным аппаратом. Предназначается для широкого круга читателей, интересующихся военной историей.
Наступление 43–й танковой дивизии на Дубно вместо назначенных командованием фронта 9.00 утра началось только в 14.00. На острие атаки были танки новых типов, Т–34 и КВ. За ними двигались легкие Т–26. Бой длился около 4 часов и завершился выходом советских танкистов к окраинам Дубно. Прорваться в сам городок мешали взорванные немцами мосты. Успех был достигнут ценой потери обоих танков КВ (оба сгорели) и 15 танков Т–26 (из них 4 огнеметных), было убито и ранено 128 человек. С целью развития достигнутых результатов было решено атаковать Дубно с юго-востока, вдоль железной дороги, но в ночь на 27 июня дивизия была вынуждена отступить к Ровно. По оценке противника, 43–й танковой дивизии удалось добиться успеха, но советское командование не сумело его закрепить:
«Русские пытались прорваться повсюду и создавали порой действительно критические ситуации. За короткое время после удара по флангу русским удается перегородить путь к наступлению на Острог. Несмотря на это, советское командование не понимало, что для достижения огромного успеха можно было воспользоваться тем замешательством, которое присутствовало на немецкой стороне»[177].
С этой оценкой трудно согласиться. Если замешательство и присутствовало в рядах боевой группы 11 танковой дивизии, отошедшей к Дубно, то оно отсутствовало в рядах наступающей южнее Луцка 13 танковой дивизии. Доселе лишь преодолевавшая российское бездорожье 13 танковая проломила оборону частей советских 228–й стрелковой и 40–й танковой дивизий. К вечеру 26 июня отход этих соединений привел к обходу фланга дивизии И. Г. Цибина. Она оказалась под угрозой окружения. Именно это заставило танкистов 43–й танковой дивизии отступить от Дубно, уйти с коммуникаций кампфгруппы Ангерн 11 танковой дивизии, ушедшей на Острог.
У Острога перед несущимся в пустоте авангардом 11 танковой дивизии 61 мотоциклетным батальоном внезапно всплыл Второй стратегический эшелон в составе частей 109–й моторизованной дивизии 5–го механизированного корпуса и 57–й танковой дивизии. Приказ на передислокацию эти соединения 16–й армии Забайкальского военного округа получили почти за месяц до войны, 25 мая 1941 г. В конце мая 109–я моторизованная дивизия, дислоцировавшаяся в Хараноре, в обстановке жесткой секретности убыла на запад. Части ехали в закрытых теплушках, бронетехника на платформах была укрыта деревянными щитами. Первые эшелоны со штабом дивизии, подразделениями 381–го мотострелкового полка, частью подразделений 602–го мотострелкового полка и некоторыми другими частями дивизии 18 июня 1941 г. выгрузились на станции Бердичев. Разместилась прибывающая дивизия в 10 км от станции, в Скруглевских лагерях. В связи с кризисной обстановкой, сложившейся на Западном фронте, 26 июня 1941 г. поступил приказ, перенацеливавший 16–ю армию в район Орша — Смоленск. Дивизия по приказу командарма–16 генерал-лейтенанта М. Ф. Лукина начала 120–километровый марш к станции Шепетовка, где должна была погрузиться в железнодорожные эшелоны и отправиться в Белоруссию. Прорыв 11 танковой дивизии в направлении Острога во второй половине дня 26 июня потребовал экстренных мер противодействия. М. Ф. Лукин на свой страх и риск снял части 109–й моторизованной дивизии с погрузки и направил их навстречу немцам. Для этого требовалась немалая решительность, ведь первоначально появление немцев в районе Острога было расценено как выброска воздушного десанта. Первым достиг Острога и завязал бой 173–й разведывательный батальон майора Юлборисова. Разведбатальон первым вошел в Острог и занял в городе оборону. Однако вскоре в город ворвались мотоциклисты 61 мотоциклетного батальона и выбили разведчиков Юлборисова из города, а затем успешно отразили их контратаки. В 2 часа дня из Шепетовки в направлении Острога выдвинулся 114–й танковый полк 57–й танковой дивизии, оснащенный танками Т–26. Вечером 26 июня он уже был в Остроге. В ночь на 27 июня, совершив 45–километровый марш из Шепетовки, к Острогу прибыл 381–й мотострелковый полк А. И. Подопригоры. Позднее к городу подтянулись остальные части 109–й дивизии, не успевшие отправиться в Оршу, — 2–й батальон 602–го мотострелкового полка и несколько танков 16–го танкового полка. Основная масса подразделений 602–го и 16–го полков успела погрузиться и уже находилась в пути, вернуть их возможности не было. Вечером и ночью разрозненные части, получившие впоследствии название группа Лукина, и кампфгруппа Ангерн 11 танковой дивизии подтягивались к Острогу, готовясь вступить в бой с рассветом 27 июня. Несмотря на выход своего вчерашнего противника, 11 танковой дивизии, к Острогу, 8–й и 15–й механизированные корпуса 26 июня должны были наступать в тех же направлениях, что и два дня назад. Командование фронта в боевом приказе № 0016 поставило им те же задачи, что и в приказе № 0015 от 24 июня. Между тем главным фактором боев на южном фасе вбитого в оборону Юго-Западного фронта выступа стало изменение соотношения сил. Подтянувшиеся с запада пехотные и танковые соединения могли не только эффективно сдерживать наступление мехкорпусов Юго-Западного фронта, но и переходить в атаку. Постановка вчерашних задач мехкорпусам означала удары по свежим соединениям противника, опирающимся на подготовленную за прошедшие дни оборону. Более того, немецкие танковые и пехотные соединения могли наносить упреждающие удары, разрушая планы контрударов в зародыше. Вследствие этого части 15–го механизированного корпуса вместо наступления вынуждены были отбивать атаки немецких танков, которые пытались обтекать фланги 10–й и 37–й танковых дивизий. Просачивание немцев на флангах вынуждало проводить частные контратаки. Так, контратака частей 10–й танковой дивизии напоролась на сильную противотанковую оборону и привела к потере 4 танков КВ и 7 танков БТ–7. Только небольшая часть 10–й танковой дивизии оказалась не вовлеченной в сковывающие стычки со все прибывающими немецкими частями. Попетляв безрезультатно по дорогам до Брод и обратно, 19–й танковый полк 10–й танковой дивизии рвался в бой. И в 10 часов утра, по личной инициативе командира полка подполковника Пролеева, была организована атака в районе высот юго-восточнее Радзехова. Однако немцы построили плотную противотанковую оборону, и полк был встречен организованным огнем орудий различных калибров, включая поставленные на прямую наводку тяжелые гаубицы. [169] В результате полк потерял 9 танков КВ и 5 танков БТ–7. Один из участников этого боя, командир 1–го батальона капитан З. К. Слюсаренко, описывал его так:
«Вражеские снаряды пробить нашу броню не могут, но разбивают гусеницы, сносят башни. Загорается КВ слева от меня. В небо над ним взметнулся султан дыма с огненной тонкой, как жало, сердцевиной. „Ковальчук горит!“ — екнуло сердце. Помочь этому экипажу никак не могу: со мной несутся вперед двенадцать машин. Еще один КВ остановился: снаряд сорвал с него башню. Танки КВ были очень сильными машинами, а вот скорости и поворотливости им явно не хватало»[178].
«Неуязвимость» танков КВ в 1941 г. была достаточно условной. Есть немало примеров, когда КВ выходили из боя с сотнями пробоин. Но отнюдь не меньше примеров, когда, как в вышеописанной атаке 19–го танкового полка, тяжелые танки Кировского завода выбивались целыми подразделениями в одной атаке. Сами по себе сильное бронирование и мощное орудие не являются гарантией успехов. Средства, которыми вели бой армии Второй мировой войны, позволяли им перемалывать и КВ в 1941 г., и «Тигры» в 1943 г. Корпусные, зенитные орудия могли уничтожить тяжелые танки, даже если они были не по зубам противотанковой артиллерии полков и дивизий.
Значительную роль в воздействии на артиллерийские и тыловые части соединений играла авиация. Одной из важнейших целей немецких самолетов были пункты управления войсками. В 18.00 26 июня 1941 г. 18 самолетов противника подвергли тяжелой бомбардировке командный пункт 15–го механизированного корпуса в районе селения Топорув. Судя по всему, это были Не–111 55 бомбардировочной эскадры KG–55 Гриф. В ходе бомбардировки был тяжело контужен командир корпуса Игнатий Иванович Карпезо. Командование принял заместитель командира корпуса полковник Г. И. Ермолаев. В отчете командира 15–го механизированного корпуса указывается, что в ходе отражения налета 10–мм зенитным артиллерийским дивизионом и пулеметным огнем зенитных установок было сбито 7 немецких самолетов, но в списке потерь 55 бомбардировочной эскадры числятся два Не–111, потерянные в этом районе. Один (командир экипажа лейтенант Гельмут Шторк) не вернулся из вылета, второй был сбит огнем с земли, командир экипажа и бортстрелок получили ранения.
Поскольку соединения 15–го механизированного корпуса были скованы атаками подошедших немецких дивизий, первую скрипку в контрударе Юго-Западного фронта 26 июня играл 8–й механизированный корпус. В бесконечных маршах по дорогам в течение трех суток корпус потерял почти 50 % танков вышедшими из строя по техническим причинам и отставшими. Отставание вследствие поломок или по каким-то другим причинам было одним из самых неприятных последствий почти что 500–километрового марша корпуса. Достаточно характерная история отставших была рассказана Иваном Ерастовичем Смоляковым, служившим в июне 1941 г. механиком — водителем тяжелого танка Т–35 34–й танковой дивизии:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "От Дубно до Ростова"
Книги похожие на "От Дубно до Ростова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Исаев - От Дубно до Ростова"
Отзывы читателей о книге "От Дубно до Ростова", комментарии и мнения людей о произведении.