Иван Киреевский - Разум на пути к Истине

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Разум на пути к Истине"
Описание и краткое содержание "Разум на пути к Истине" читать бесплатно онлайн.
Иван Васильевич Киреевский (1806–1856) — выдающийся русский мыслитель, положивший начало самобытной отечественной философии, основанной, по словам его, на живой вере «как высшей разумности и существенной стихии познания» и на многовековом опыте восточнохристианской аскетики.
В настоящий сборник включены все философские и публицистические работы И.В. Киреевского, отразившие становление и развитие его православного христианского миросозерцания. «Записка об отношении русского народа к царской власти» и «Каких перемен желал бы я в теперешнее время в России?», а также основной корпус переписки И.В. Киреевского и его духовного отца, преподобного Макария (Иванова), старца Оптиной пустыни, издаются впервые. Впервые в России приходит к читателю и «Дневник» И.В. Киреевского, ранее публиковавшийся только на Западе.
Книга снабжена обширными комментариями и аннотированным указателем имен.
Издатели надеются, что сборник произведений Ивана Васильевича Киреевского много послужит духовному образованию как православных христиан, так и всех просвещенных знатоков и любителей отечественной философской мысли.
И. Киреевском.
Я познакомился с Башуцким; он хотел быть у Вас проездом в Киев. Он живой и кипучий. Жаль, что ему помешали жить в Ладожском монастыре: руководство отца Антония[220] было бы ему полезно…[221]
<Между 2-м и 9 июня 1856 года>
Дневник
1852–1854 годы
Господи, благослови.
Да благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима[1]. Во всяком нашем деле и начинании да призываем помощь Божию, ибо Он сказал: Без Меня не можете творити ничесоже[2].
Господь ищет от нас правой веры и благих дел по заповедем Его. Но аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есьмы: еже должни бехом сотворити, сотворихом[3],— сказал Господь и паки — Научитеся от Мене, яко кроток есьмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим[4]. Сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит[5]. Да пребудем в православной вере и повиновении Святой Церкви и пастырям и учителям нашим. Церковь есть столп и утверждение истины[6].
Да призываем в помощь нашему спасению милосердную нашу Заступницу Царицу и Богородицу Деву Марию, святых Ангелов, хранителей наших, и святых угодников Божиих; их молитвы много могут о нас ходатайствовать. По силе своей стараться иметь любовь к ближним, в помышлениях, словах и делах, ибо любовь покрывает множество грехов, но оная не может совершиться без смирения и без умерщвления собственного я, а без любви к ближним не может исполниться и первая заповедь — любовь к Богу. И что бы мы ни сделали благо, как и выше сказано, не полагаем в оном нашего спасения, но имеем надежду на Искупление Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, бесценною Его Кровию, и помним, что мы грешницы и Господь пришел грешников спасти[7]. В надежде на милосердие Божие да приносим всегда покаяние со смирением, и получим мир и успокоение в совести нашей, чего усердно желаю всем и мне, грешному иеромонаху Макарию.
15 мая 1852 года. Москва[8]
<1852 год>
З июня[9] — Ездил с отцом Макарием снимать дагерротип. Потом с ним же к Полугарским. — За обедом отец Вассиан[10]. Отец Макарий хочет примеров Н. и А. — После обеда гулял с Натальей Петровной. — В промежутках читал: Alphonse Rodriguez. Pratique de la perfection chrétienne[11]. Различие учения Римской церкви с Православной.
4 июня. — Был у обедни. — Ходил к Пеше[12] за дагерротипом. — Всенощная[13]. — Ходил в Сокольники. — Разговор о домашних беспорядках. — Во сколько мысль человека изменяет для него существенность жизни.
Святой Арсений[14] восхищается видом из своей келий. Собрать подобные примеры и разобрать: много ли останется для действительности, когда из всех чувств и побуждений, и уверенностей, и стремлений, и бед и радостей человека выключить то, что происходит от одного воображения?
5 июня. — Был у обедни. — Ходил к нотариусу справляться о заемном письме[15].— За чаем был отец Макарий. Говорил о внутреннем слове, о смирении. Когда мы видим сучок в глазу брата, то бревно непременно должно быть в нашем[16]. «Покуда видим в других пороки, до тех пор в нас нет смирения. Человеку смиренному все кажутся лучше его, все кажутся добродетельными». Я заметил на это, что если мы будем всех видеть добродетельными, то от этого, по крайней мере в мирской жизни, могут произойти беды и неприятности. Батюшка ответил, что смиренного Господь сохранит от этих бед и неприятностей, которые могут произойти от такой ошибки. — О умной молитве.
6 июня. — Сличал перевод Исаака Сирина[17]. — Исповедь у Ив. П.[18] и потом у отца Макария. — Хомяков.
7 июня. — Удостоился с женою и тремя детьми сообщиться Святых Тайн. — Перед обедом переводил с славянского на русский Исаака Сирина. — После обеда читал Родригеса о сообразовании с волею Божией. — Был у всенощной.
8 июня. — Был у обедни. — Ввечеру разговаривали с отцом Макарием о Исааке Сирине, о умной молитве и правдивости.
9 июня. — Был в Кремле. — Новооткрывшаяся живопись[19]. — Образ Спаса Вседержителя, на котором найдена надпись, что он сопровождал Андрея Боголюбского[20] в его походах; сходство в чертах с ликом Божией Матери Владимирской. — Устюжский образ Благовещения[21], где в сердце Божией Матери изображен Предвечный Младенец. — Образ Спаса, писанный Мануилом Греческим, у которого вместо благословляющей руки угрожающий указательный перст[22].— Видел дворец[23]. — Ввечеру был в бане. — Потом разбирал с отцом Макарием перевод Исаака Сирина.
10 июня. — Занимался оглавлением Варсануфия[24]. — После обеда и вечер провел с отцом Макарием.
11 июня. — Провожал отца Макария до заставы. — Был у Веневитиновых[25] и у Шевырева. — Занимался оглавлением Варсануфия и другими корректурами.
12 июня. — Оглавление Варсануфия. — Корректура. — Гулял до 10 часов.
13 июня. — Встал в 5 часов. — У нас обедали Веневитиновы и Чаадаев[26].— Ходил к Ивановскому монастырю[27].
14 июня. — Корректура. — Переноска сверху вниз. — Был у всенощной в церкви Петра и Павла[28].
15 июня. — У обедни не был по причине дождя. — Вечер у Веневитиновых. Граф Чапский[29]. Теперешнее направление поляков.
16 июня. — Корректура. — Расстройство желудка. Свербеев[30].— Утро у Чаадаева. Граф Поччо<?> Гаворский[31]. — Вечер у Веневитиновых.
17 июня. — <нрзб.> «Алфавит». — Ходил пешком с Васей. — Провожал Веневитиновых. — Был у Иверской[32].
18 июня. — Ввечеру были у Маминьки.
19 июня. — Письмо от Батюшки. — «Алфавит».
20 июня. — «Алфавит». — Барский[33].
21 июня. — Псалтирь. — Чудесный исход истории с Алекс. <?>[34]. — Всенощная.
22 июня. — Был у обедни. — На рынке купил стол. — В Сокольниках. — У всенощной. — Ходил по саду. — План философии православной как продолжение моей статьи[35].
23 июня. — У обедни у Харитония[36]. — Несвицкая[37].
24 июня. — У обедни у Иоанна Предтечи[38]. — Протасьев<?>.— Ввечеру известие из Тамбова о описи имения[39].
26 июня. — Комиссар.
27 июня. — Комиссар и губернатор.
28 июня. — Просьба в Тамбов.
5 июля. — Письмо к Булгакову[40].
8 июля. — Комиссар.
9 июля. — Просьба в Губернское правление[41].
13 июля. — Фед.<?>.— Сокольники.
14 июля. — Вице-губернатор. — Страст<ной> мон<астырь>[42].— Чаадаев.
27 июля. — Был у обедни у Трех Радостей[43]. «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице <…> песнь припевающе»[44]. — Пс. 12, 7: Аз же на милость Твою уповах: возрадуется сердце мое о спасении Твоем: воспою Господеви благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго. Получив извещение о милостивом услышании молитвы моей, прошу Всемогущего Бога, чтобы Он даровал мне помнить во все минуты моей следующей жизни: во всем предаваться Ему, отсекая все страстные и корыстные цели, искать в каждом движении мысли прославление Его Святого Имени. Ищите Царствия Небесного и правды Его, и остальное все приложится вам (Мф.)[45].— Сокольники.
28 июля. — У обедни у Гребневской Божией Матери[46]. — Пешком до Пречистенского бульвара. — Житие Кирилла и Мефодия[47]. — Нападения на «Сборник»[48]. — Творения святых отцов[49]. — Муравьева на латинцев[50]. — Арсений[51] и Чаадаев. — Яннит[52].
24 августа. — Вера не противуположность знания, напротив, она его высшая ступень. Знание и вера только в низших степенях своих могут противуполагаться друг другу, когда первое еще рассуждение, а вторая предположение. Вера отличается от убеждения разумного только тем, что последнее есть уверенность в предметах, подлежащих одному рассудку, как, например, в вопросах математических; вторая есть убеждение в предметах, одним рассудком не обнимаемых и требующих для своего уразумения совокупного, цельного действия всех познавательных способностей, как, например, вопрос о Божестве и о наших к Нему отношениях. Не только смысл логический, но и нравственный смысл, и даже смысл изящного, должен быть сильно развит в человеке для того, чтобы его ум был проникнут живым убеждением в бытии Единого Бога, Всеблагого и Самомудрого Промыслителя. Из собрания отдельных умственных И душевных сил в одну совокупную деятельность, от этого соединения их в первобытную цельность зажигается в уме особый смысл, которым он познает предметы, зрению одного рассудка недоступные. Потому многое, что для рассудка кажется беспорядочным нарушением его законов, то для высшего смысла ума является выражением высшего порядка.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Разум на пути к Истине"
Книги похожие на "Разум на пути к Истине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Киреевский - Разум на пути к Истине"
Отзывы читателей о книге "Разум на пути к Истине", комментарии и мнения людей о произведении.