Петр Гнедич - Догмат искупления в русской богословской науке
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Догмат искупления в русской богословской науке"
Описание и краткое содержание "Догмат искупления в русской богословской науке" читать бесплатно онлайн.
744
В статьях свящ. В. Бетьковского, архиеп. Никона (Рождественского) и в книге архиеп. Серафима.
745
Некоторую неудовлетворенность изложением митр. Макария высказывают только П. Левитов и митр. Елевферий (Богоявленский).
746
Скабалланович М., проф. Об искуплении // Христианин. 1909. №3. Статья эта интересна по своему изложению, прямолинейности, отчетливости формулировок и выводов.
747
См.: Вишневецкий М., прот. Против неправильно понимающих главнейшие истины православной христианской религии. Киев, 1906. Полемическим в этой книге можно признать одно ее название. Вся же книга представляет собой только изложение школьных учебников по богословию.
748
Без всякого рассмотрения оставлены, например, исследования, устанавливающие точное значение терминологии Священного Писания, важной для уразумения учения об искуплении (см. об этом ниже).
749
Серафим (Соболев), архиеп. Искажение православной истины… С. 12.
750
Там же. С. 118, 119. Также характерно начало статьи П. Нечаева «Правда Божия и неправда человеческая на Голгофе»: «Что сделал для нас Христос? На этот вопрос обыкновенно отвечают так: Христос Своею жизнью, страданиями и в особенности смертью удовлетворил правде Божией и через то примирил Бога с людьми, дав возможность и самим людям примириться с Богом и усвоить все плоды заслуг Христовых» (Вера и разум. 1909. N° 4–5. С. 455). Искусственность этого рассуждения–ответа не может остаться незамеченной. Так ответить может только богослов, воспитанный на «Руководстве» митр. Макария и твердо усвоивший «школьную» («юридическую») терминологию. Обыкновенно же на такой вопрос отвечают проще, яснее словами Священного Писания: «Христос спас нас!»
751
В этом отношении особенно выделяется статья свящ. В. Бетьковского «К вопросу о гуманизме и наших пастырях–гуманистах». Автор называет воззрение проф. H. Петрова «галиматьей, которую не стоит и разбирать», проф. В. Несмелова — «борзописцем», всех вообще противников «юридической» теории — толстовцами, язычниками, революционными гуманистами и т. д. (Казань, 1915. С. 4, 5 и др.).
Только П. Левитов («В защиту юридической теории искупления») согласился с замечанием проф. Петрова, что «юридическая» и «нравственная» теории искупления представляют собой только два истолкования одного и того же догмата: «Замечание справедливое и имеющее особенное значение у нас в России, где иные (будто бы ревнители Православия) готовы обвинять в ереси всякого решающегося высказать сколько‑нибудь оригинальное богословское мнение, расходящееся с установившимися школьными традициями, а иногда даже всего только с их собственными личными взглядами» (С. 589, примеч.).
752
Бетьковский В., свящ. К вопросу о гуманизме и наших пастырях–гуманистах. Казань, 1915. С. 3.
753
Будрин Е. Л., проф. Отзыв о сочинении Несмелова «Метафизика жизни и христианское откровение» // Православный собеседник. 1908. Прил. к № 7/8. С. 364.
754
Никон (Рождественский), архиеп. Митрополит Филарет о тайне искупления // Прибавления к Церковным ведомостям. 1916. № 37—38. С. 926.
755
Серафим (Соболев), архиеп. Искажение православной истины… С. 11 — 12.
756
Левитов П. В защиту юридической теории искупления // Вера и разум. 1916. № 5. С. 586–587.
757
В соответствии с таким пониманием и был искажен в русском переводе смысл Рим 6, 23 (см. об этом в гл. III).
758
Елевферий (Богоявленский), митр. Об искуплении. С. 99.
759
Выражение «объект для удовлетворения» заимствовано у проф. Будрина (см. ниже).
760
Будрин Е. А., проф. Отзыв о сочинении Несмелова… С. 211.
761
Отсюда стремление доказать «юридический» смысл понятия «оправдание». См. в книге архиеп. Серафима его неубедительную полемику с митр. Антонием (Искажение православной истины… С. 16–31). О значении этого понятия у апостола Павла см. выше (гл. III).
762
Патриарх Сергий так характеризует подобные воззрения: «Не понимая, почему грех ведет к смерти и пр., себялюбец (так патриарх Сергий называет последователя «правового» мировоззрения) объясняет это себе только внешне — тем, что Бог прогневан, и потому наказывает. Поэтому и спасение он понимает только как перемену гнева Божия на милость» и т. д. (Православное учение о спасении. С. 140).
763
Бетьковский В., свящ. К вопросу о гуманизме… С. 8.
764
См.: Елевферий (Богоявленский), митр. Об искуплении. С. 10, 15, 166 и др.
765
Серафим (Соболев), архиеп. Искажение православной истины… С. 13, 118, 94. О значении удовлетворения правде Божией см. также: Будрин Е. Л., проф. Отзыв о сочинении Несмелова… С. 207—208; Левитов П. В защиту юридической теории… С. 587; Нечаев П. Правда Божия и неправда человеческая на Голгофе. С. 478, 585; Вишневецкий М., прот. Против неправильно понимающих… С. 110; Добросмыслов Д. Рецензия на диссертацию: Светлов П., прот. Курс апологетического богословия // Вера и церковь. 1902. Nq 1. С. 159, и др. Ср. у митр. Макария: «Бог не мог остаться неудовлетворенным такою жертвою за наши грехи» (Православно–догматическое богословие. Изд. 4–е. Т. 2. С. 150).
766
Добросмыслов Д. Рецензия на диссертацию… С. 157–158.
767
Макарий (Оксиюк), митр. Учение святого апостола Павла об оправдании… С. 58.
768
Петров Н. В., свящ. Об искуплении (см. выше, гл. IV). Как иногда соединяется «юридическая» терминология с понятием удовлетворения, показывает следующее рассуждение: «…что же касается тех понятий, в которых вращается это учение, то они очевидны сами собой и суть следующие: справедливый приговор (суд правды Божией, обрекшей человека на смерть за вину греха для ее искупления), наказание (как искупительная цель), заместительство (как результат невозможности для самих людей принести требуемое правдой удовлетворение), самое удовлетворение (вообще выполнение Божественного приговора правды), уплата долга наказания (сущность удовлетворения), наконец, уничтожение вины и отмена вечного наказания (результат удовлетворения)» (Нечаев П. Правда Божия и неправда человеческая на Голгофе. С. 589).
769
См. выше, гл. IV.
770
Будрин Е. Л., проф. Отзыв о сочинении Несмелова… С. 304.
771
Серафим (Соболев), архиеп. Искажение православной истины… С. 170. Замечание относится к книге патриарха Сергия (см. также с. 153–156).
772
В рассматриваемых произведениях определение «свойства правды Божией» не отличается от определения его в системе митр. Макария как такого свойства, «по которому Бог воздает всем нравственным существам — каждому по его заслугам, а именно: добрых награждает, а злых наказывает» (Макарий (Булгаков), митр. Православно–догматическое богословие. Т. 2. С. 140); но так как люди больше грешат, то правда чаще выражается в наказаниях, ею выявляется гнев Божий (см.: Елевферий (Богоявленский), митр. Об искуплении. С. 75, 67; см. также: Макарий (Оксиюк), митр. Учение святого апостола Павла… С. 55; Нечаев П. Правда Божия и неправда человеческая… С. 583. и др.) — «интересы которой существенно затронуты и страдают без возмездия» (Там же. С. 587) и т. д.
На противопоставлении Божиих свойств и их действий основано и изложение учения об искуплении у митр. Макария: «Никакое свойство Божие не может быть лишено свойственного ему действия», почему следовало обрести «способ примирить в деле искупления вечную правду с вечной благостью» (см.: Макарий (Булгаков), митр. Православно–догматическое богословие. Т. 2. С. 11, 15; см. об этом выше, во введении). Но в системе митр. Макария это противопоставление является непоследовательностью в сравнении с учением о тех же свойствах в трактате о Боге, где это различие значительно ограничивается и благость Божия выделяется из других свойств Божиих (см.: Там же. Т. 1. С. 145, 137–138). Но эта часть системы митр. Макария оставляется без внимания последующими сторонниками «юридической» теории, руководствующимися только трактатом об искуплении и подчеркивающими резкое \\рот\шя\остаъш\\\е w а&солютиостъ свойств mfoви и правды.
773
Будрин Е. Л., проф. Отзыв о сочинении Несмелова… С. 207.
774
Елевферий (Богоявленский), митр. Об искуплении. С. 24. Ср.: «Бог бесконечно милосерд, но так же, как бесконечно Его милосердие, бесконечно и Его правосудие» (Вишневецкий М., прот. Против неправильно понимающих… С. 223) и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Догмат искупления в русской богословской науке"
Книги похожие на "Догмат искупления в русской богословской науке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Петр Гнедич - Догмат искупления в русской богословской науке"
Отзывы читателей о книге "Догмат искупления в русской богословской науке", комментарии и мнения людей о произведении.